Задания на выполнение сравнительного анализа чисел
Задачи изучения темы;
ИЗУЧЕНИЕ НУМЕРАЦИИ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Закрепить знания, умения и навыки, сформированные в теме «Нумерация» концентра «Тысяча».
- Усвоить понятие класса. Рассмотреть классы единиц и тысяч.
- Усвоить десятичный состав многозначных чисел. Сформировать умение определять количество десятков, сотен, тысяч в многозначном числе.
- Научить читать, записывать и сравнивать многозначные числа.
- Сформировать навык умножения на 10, 100, 1000 и деления на 10, 100, 1000.
- Закрепить принцип поместного значения цифр на области многозначных чисел.
- Закрепить принцип образования натурального ряда чисел на области многозначных чисел.
- Сформировать умение переводить величины, выраженные в единицах одних наименований, в другие.
В основе чтения и записи многозначных чисел лежит усвоение структуры многозначного числа, которая связана с понятиями класса и разряда. Особое внимание следует уделить разъяснению понятия «класс». При знакомстве учащихся с данным понятием учитель использует метод объяснения. При этом применяются наглядные средства обучения: счеты, таблица разрядов и классов. Для закрепления понятия «класс» предлагаются упражнения на сопоставление классов, на определение количества цифр в числе, на сравнительный анализ чисел, записанных одинаковыми цифрами.
Большое внимание уделяется работе по усвоению десятичного состава числа. Изучение этого понятия, начатое в концентрах «Сотня» и «Тысяча», получает свое завершение в концентре «Многозначные числа».
На основе умения определять десятичный состав многозначного числа (количество десятков, сотен, тысяч, десятков тысяч) учащиеся овладевают приемом умножение и деления на 10, 100, 1000, знание которого помогает при переводе величин, выраженных в единицах наименований, в другие.
В теме «Нумерация» на множестве многозначных чисел находит дальнейшее закрепление принцип поместного значения цифр, а также принцип образования чисел в натуральном ряду. Особое внимание следует уделить наиболее трудным случаям: 9999 + 1, 5699 + 1, 10 000 – 1, 89 000 – 1.
Задания.
1.Какие вопросы темы «Нумерация» концентра «Тысяча» необходимо повторить, приступая к изучению нумерации многозначных чисел? Подберите соответствующие упражнения для повторения.
2. Какие знания лежат в основе умения читать и записывать многозначные числа?
3. Обоснуйте преемственность темы «Нумерация» в концентрах «Тысяча» и «Многозначные числа».
4. Какие наглядные пособия можно использовать при знакомстве учащихся с понятием «класс»? Найдите в учебнике «Математика — 3» задания, которые полезно выполнить на счетах.
5. С какими классами знакомятся учащиеся в теме «Нумерация» многозначных чисел? Найдите в учебнике упражнения с таблицей разрядов и классов. Как отражается на чтении и записи многозначных чисел отсутствие единиц какого-либо класса?
6. Какой прием использует учитель при разъяснении понятия «класс»?
7. С какой целью предложено задание: «Прочитайте числа каждой пары. Чем они похожи и чем они различаются? 7 и 7000, 15 и 15 000, 108 и 108 000, 60 и 60 000?» В чем особенности подбора пар чисел для сравнения? На чем учитель должен акцентировать внимание учащихся?
8. При формировании умения записывать многозначные числа учитель обращает внимание учащихся на количество цифр в числе. Например, 25 тыс. 841. 25тыс., значит, число содержит еще класс единиц. Ученик ставит столько точек, сколько цифр должно быть в данном числе: 25 … . Составьте упражнения, способствующие закреплению умения определять количество цифр в числе.
9. Учитель предложил задание: «Запишите пять различных чисел, в которых 854 тысячи». Какую беседу необходимо провести после того, как учащиеся выполнят задание?
10. Найдите в учебнике «Математика — 4» задания, нацеленные на усвоение понятий класса и разряда многозначного числа.
11. С какой целью предложены задания:
а) представьте число 6508 в виде суммы разрядных слагаемых:
б) представьте число 6508 в виде суммы любых слагаемых?
12. Составьте различные задания при работе с таблицей:
Например: по разрядному слагаемому числа запишите сумму его разрядных слагаемых и само число.
13. Приведите рассуждения учащихся при решении следующих примеров:
300 + 600 800 – 200 300 000 + 200 000 684 000 – 80 000
260 + 140 940 – 400 200 000 + 60 000 860 000 – 200 000
14. С какой целью учитель предложил учащимся задания: «Увеличьте каждое из данных чисел на 2 единицы: 356, 840, 702. Уменьшите каждое из данных чисел на 2 тысячи: 92 360, 439 815, 608 703. Увеличьте каждое из данных чисел на 5 десятков тысяч: 608 703, 245 300»?
15. Найдите в учебнике «Математика — 4» в теме «Нумерация» на множестве многозначных чисел примеры на сложение и вычитание, в основе решения которых лежит применение знания разрядного состава многозначных чисел.
16. При решении примера 99999 + 1 учащиеся могут воспользоваться различными приемами. В зависимости от особенностей класса учитель может показать сам один или несколько приемов.
1. Наиболее доступным для всех учащихся является решение данного примера по аналогии. Для этого необходимо сначала рассмотреть примеры: 9 + 1, 99 + 1, 999 + 1. Учитель обращает внимание на то, что если к наибольшему однозначному числу прибавить 1, то получим наименьшее двузначное, если к наибольшему двузначному числу прибавим 1, то получим наименьшее трехзначное и т.д. Отсюда – если к наибольшему пятизначному числу прибавим 1, то получим наименьшее шестизначное.
2. В основе второго приема лежит свойство прибавления числа к сумме и более простой случай – 999 + 1:
99 999 + 1 = (99 000 + 999) + 1 = 99 000 + (999 + 1) = 99 000 + 1 000 = 100 000.
3. При решении примера учащиеся могут воспользоваться соотношением разрядных единиц, но для этого удобнее записать пример столбиком:
Покажите, какие из данных приемов можно использовать при решении примеров: 19 999 + 1, 38 599 + 1. Можно ли использовать данные приемы при решении примера 100 000 – 1?
17. Как могут рассуждать учащиеся 4 класса при решении примеров: 100 000 – 10 000, 100 000 – 1 000, 90 000 – 10 000, 90 000 – 1000? Какие знания лежат в основе этих рассуждений?
- Какие упражнения можно использовать при подготовке к изучению случаев умножения и деления на 10, 100, 1000?
- Почему случаи умножения на 10, 100, 1000 и деления на 10, 100, 1000 чисел, оканчивающихся нулями рассматриваются в теме «Нумерация» многозначных чисел? Какие приемы используют учащиеся при умножении чисел на 10, 100, 1000, при делении чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000?
- Укажите в учебнике «Математика — 4» в теме «Нумерация» многозначных чисел задания, нацеленные на закрепление умения определять количество десятков, сотен, тысяч в многозначном числе. Какой прием могут использовать учащиеся при выполнении этих заданий?
- Какое практическое применение находят случаи умножения и деления на 10, 100, 1000? Приведите соответствующие задания из учебника «Математика – 4». Какие еще знания и умения необходимы для выполнения этих заданий?
- Учитель предложил учащимся записать число, в котором 28 единиц III класса, 24 единицы II класса, 24 единицы I класса. Некоторые учащиеся выполнили задание так: «282 424». В чем причина ошибки? Какие приемы нужно использовать при работе с учащимися для предупреждения этой ошибки?
- Как должны рассуждать учащиеся при сравнении многозначных чисел: 70 004 … 700 004, 8003 … 3080, 8003 … 8030, 53 120 … 35 120, 80 004 … 8004?
- Учитель предложил на уроке проверочную самостоятельную работу:
a. Сравните числа: 9121 … 9211, 7070 … 7007.
b. Запишите следующие числа в порядке возрастания: 5702, 31 634, 31 364, 70 050, 5302, 70 500. Подчеркните класс тысяч.
c. Запишите наименьшее пятизначное число, наибольшее шестизначное число. Какие знания, умения и навыки проверяются при выполнении каждого задания? Какие методы и приемы проверки самостоятельной работы в данном случае можно использовать? Опишите их.
- Найдите в учебнике «Математика — 4» в теме «Нумерация» на множестве многозначных чисел упражнения, связанные с переводом величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие. Какие знания и умения учащиеся закрепляют в процессе выполнения этих упражнений? Как связаны данные упражнения с усвоением нумерации многозначных чисел?
- Составьте проверочную работу по теме «Нумерация» на множестве многозначных чисел. Поясните, какие знания, умения и навыки учащихся вы проверяете, предлагая решить каждое отдельное задание.