Задачи и функции финансовой деятельности государства
Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Понятие финансов, их особенности, функции.
Финансы — экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение;
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
1) экономический аспект.
Финансы — экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.
2) материальный аспект.
Финансы — денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.
Финансы — денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.
Содержание финансов — денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Функции финансов:
1) распределительная — способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;
2) контрольная — заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.
Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.
Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Органы, осуществляющие финансовую деятельность, их правовое положение и функции; органы представительной власти; органы исполнительной власти.
Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансовРФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросамфедерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
— Министерство финансов Российской Федерации;
— Федеральное казначейство Российской Федерации;
— Федеральная налоговая служба РФ;
— Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Конспект лекции 2 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
В процессе финансовой деятельности государства и муни-ципальных образований решаются следующие задачи <схема №7):
планомерное формирование и распределение денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;
экономическое стимулирование общественного производства в целях его развития и интенсификации;
контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов.
Функции финансовой деятельности государства и муни-ципальных образований <схема № 8) - это основные направления этой деятельности.
К функциям финансовой деятельности относятся:
образование государственных и муниципальных денежных фондов;
распределение государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
использование государственных и муниципальных фи-нансовых ресурсов;
государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;
эмиссия денежных знаков.
Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований (схема № 9), используемые в ходе этой деятельности и направленные на достижение ее целей, включают:
нормы бухгалтерского учета;
операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.
Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований (схема № 10) — это конкретные пути, методы достижения целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Способы финансовой деятельности подразделяются на:
общие — те, которые используются при осуществлении
всех или почти всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
специальные — те, которые используются в процессе
реализации отдельных функций финансовой деятельности.
Общие способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:
командно-волевой (императивный) заключается в том,
что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности действуют по принципу «команда — исполнение»;
рекомендательный состоит в поступлении не команд, а
рекомендаций субъектам финансовой деятельности, которые не обязательны, но наиболее приемлемы для исполнения ими;
коллегиальный заключается в совместном решении во
просов уполномоченными субъектами финансовой деятельности на паритетных началах.
Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований применяются в процессе реализации функций:
образования денежных фондов;
использования денежных средств;
распределения финансовых ресурсов.
В процессе осуществления функции образования денежных фондов применяются следующие специальные методы:
обязательных платежей — проявляется через установле
ние налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды;
добровольных платежей — проявляется через реализацию
государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, добровольных пожертвований в пользу государства и т.
финансовых изъятий — проявляется в изъятии государст
вом свободного остатка прибыли казенного предприятия;
штрафной — выражается в установлении и применении
штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово -правовых норм.
В процессе реализации функции использования денежных средств применяются следующие специальные методы:
безвозвратного финансирования — безвозвратное и без
возмездное выделение денежных средств;
возвратного финансирования — выделение денежных
средств на началах возвратности и возмездности.
В процессе осуществления функции распределения финан- совыхресурсов применяются методы:
процентных отчислений от регулирующих доходов —
выделение субъектам РФ и муниципальным образованием отчислений (в %) от федеральных и региональных налогов и иных платежей;
субвенций — выделение денежных средств из бюджета
вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели;
дотаций — выделение финансовых ресурсов без целевого
трансфертов — предполагает оказание соответствующим
субъектам РФ финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, для чего в рамках соответствующего бюджета создается фонд финансовой поддержки.
Схема № 6. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Схема № 7. Задачи финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Схема № 8. Функции финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Схема № 9. Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Схема № 10. Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
Финансовая деятельность (понятие. функции, методы)
Финансовая деятельность является фактором, без которого категория «финансы» теряет свою двуединую сущность Экономические отношения трансформируются в финансовые тогда, когда возникают элементы финансовой деятельности, непосредственно направленной на оптимальное перераспределение общественное продукта в целях, опосредующих публичный интерес властного субъекта Таким образим, финансовые отно- шения и финансовая деятельность — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные категории, первоосновой которых являются объективные экономические отношения
Финансовая деятельность трактовалась по-разному в зависимости от исторических особенност ей то
о или иного периода [12]
Финансовая деятел ьность напря.чую зависит от формы государства (в частности, от установленной в нем формы правления и от политиче- ского режима ), которая непосреиствснчо влияет на базисные экономические отношения
К настоящему моменту сложилось устойчивое мнение по поводу содержания финансовой деятельности государства Однако уже сегодня некоторые ученые указывают на то, что пора скорректировать содержание рассматриваемой категории в соответст вии с ноьымк* реалиями РФ (переход к рыночной экономике).
Профессор О Н Горбунова, например, определяя финансовую деятельность. подчеркивает необходимость дифференциации фондов денежных средств на централизованные и децентрализованные*. Профессор Е Ю. Грачева указывает, что под централизованными понимаются экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными — денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий [13] .
Такое деление представляется необходимым в настоящее время, поскольку только централизованные фонды (бюджетные, внебюджетные централизованные) государство (через систему органов, наделенных специальной компетенцией) может непосредственно подвергать аккумуляции, перераспределению и использованию.
Что же касается децентрализованных фондов, то можно выделить две их группы.
К первой группе относятся децентрализованные государственные и муниципальные фонды денежных средств (например, финансы казенных заводов, государственных и муниципальных учреждений), то есть те, на которые государство имеет право собственности [14]
Аккумуляцию, распределение и использование денежных средств этих фондов государство (посредством органов специальной компетенции) не может подвергать регулированию непосредственно Здесь уже можно проследить элементы самостоятельности экономических субъектов, которые распоряжаются и пользуются фондами денежных средств, находящимися во владении государства.
Ко второй группе децентрализованных фондов следует отнести частные фонды денежных средств. К ним относятся денежные фонды коммерческих организаций любых организационно-правовых форм, личные накопления граждан, внебюджетные децентрализованные фонды, создаваемые за счет чистой прибыли группой коммерческих организаций, и другие.
Аккумуляцию, распределение и использование денежных средств этой группы государство может подвергать регулированию с помощью сугубо экономических инструментов, то есть опосредованно. Еще Поль Мари Годме указывал, что различие между государственными и частными финансами «обусловлено тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики» [15]
Другими словами, содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований в отношении децентрализованных фондов коренным образом отличается от содержания финансовой деятельности государства и муниципальных образований в отношении централизованных фондов.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления — это организационная деятельность уполномоченн ых органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития [16] .
Таким образом, финансовую деятельность можно ра осматривать
— во-первых, как организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;
— во-вторых, как организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по созданию оптимальных условий для образования, распределения и использования децентрализованных денежных фондов (с учетом дополнительного их различия по признаку наличия права собственности на них), способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований.
Основными задачами финансовой деятельности являются.
планомерное формирование и распределение централизованных денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;
обеспечение надлежащих условий для формирования децентрализованных фондов, как находящихся в собственности государства, так и частных, согласующихся с экономической политикой государства;
контроль за законным и целесообразным использованием фондов денежных ресурсов (финансовый контроль);
экономическое стимулирование общественного производства.
Помимо задач общего плана, можно выделить множество более частных, которые согласуются с общими задачами, приведенными выше.
Следует отдельно остановиться на такой специфической задаче финансовой деятельности, как осуществление финансового контроля. Финансовый контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов по своему содержанию очень разнообразен Он включает в себя самые различные сферы финансовой деятельности, в частности, в сфере бюджетной деятельности — это контроль за законным и целесообразным использованием бюджетных ассигнований; в сфере налоговой деятельности — контроль за своевременной и полной реализацией налоговых обязательств налогоплательщиков перед бюджетной системой государства и т.д.
К функциям финансовой деятельности, или основным ее направлениям, следует отнести:
— аккумулирование государственных и муниципальных централизованных денежных фондов и создание условий, побуждающих к аккумулированию децентрализованных государственных (муниципальных) и частных денежных фондов;
— распределение (перераспределение) централизованных фондов денежных средств и применение экономических инструментов, способствующих распределению и перераспределению децентрализованных государственных (муниципальных) и частных денежных фондов в соответствии с интересами государства (муниципального образования),
— использование централизованных фондов денежных средств;
— государственный и муниципальный финансовый контроль за законностью и целесообразностью аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных фондов денежных средств.
Методы, с помощью которых реализуются рассмотренные функции, традиционно делятся на методы, применяемые при мобилизации фондов денежных средств, и методы их распределения [17] Можно выделить и методы, применяемые при использовании денежных фондов.
К методам, применяемым при мобилизации фондов денежных средств, традиционно относят методы обязательных и добровольных платежей [18] Метод обязательных платежей проявляется через установление и взимание налоговых платежей в бюджетную систему государства, через обязательное государственное страхование, метод добровольных платежей проявляется через привлечение государственных и муниципальных займов, добровольных пожертвований, лотерей в доходы бюджетной системы. К методам, применяемым при мобилизации фондов денежных средств, относят методы финансовых изъятий (изъятие государством свободного остатка прибыли у казенного предприятия) и штрафной метод (установление санкций за нарушение финансово-правовых норм)
При распределении фондов денежных средств традиционно применяются методы финансирования и кредитования Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств Кредитование означает выделение денежных средств на условиях срочности, возмездности. возвратности
К методам Финансовой деятельности применяемым при использовании фондов денежных средств, относятся способы проведения денежных расчетов (безналичные расчеты в разных формах платежные поручения, инкассо, аккредитивы и др, наличные расчеты) Именно фактическое осуществление денежных платежей и расчетов позволяет говорить о переходе от распределения (в соответствии с тем или иным планом) фондов денежных средств к их фактическому исполнению
Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления
Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности
Финансы— экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение;
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
1) экономический аспект.
Финансы— экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-
2) материальный аспект.
Финансы— денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.
Финансы— денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды— обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.
Содержание финансов— денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Функции финансов:
1) распределительная— способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;
2) контрольная— заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.
Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.
Вопрос 2: Финансовая система РФ: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)
Финансовая система— совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2) внебюджетные специальные фонды;
3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и
социальных отношений на макроуровне);
4) фонды страхования (имущественного и личного);
5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ,которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ,в рамках, отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, — это система финансово-кредитных органов(в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ). Систему кредитных учреждений возглавляет Центральныйбанк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФявляется органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначействоконтролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборамвходит, а систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.
Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления
Финансовая деятельность государства— особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права.
В ходе финансовой деятельности производится образование, распределениеи использование
государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.
Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:
1) межотраслевой характер — в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;
2) осуществление финансовой деятельности — происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;
3) сфера финансовой деятельности — относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.
Методы финансовой деятельности государства— это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы:
1)образование (собирание)— денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей. К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод— с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносовявляется добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.;
2) распределение— при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);
3) использование денежных средств— поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их
осуществляется посредством расчетных операций.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездно и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).
Финансовая деятельность в РФ осуществляется органами государственной и муниципальной власти, предприятиями, организациями, учреждениями и должностными лицами.
Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех 3 ветвей государственной власти законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Президент РФобеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства.
Правительство РФосуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований , осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функции по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления. Особенностью муниципальной финансовой деятельности является обеспечение финансовыми средствами выполнения целей и задач, предусмотренных местным сообществом, и делегированных полномочий государства.
Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:
- как особый вид экономической деятельности;
- как разновидность государственного управления.
Финансовая деятельность государства как особый вид экономической деятельности
Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как особый вид экономической деятельности:
- выпуск денежных знаков (эмиссия);
- организация и регулирование денежного обращения в стране;
- осуществление расчетов.
Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способствуют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как государственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме помогают гражданам удовлетворять свои потребности.
В процессе осуществления финансовой деятельности государство собирает (мобилизует) денежные средства, распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды. Это очень существенный признак финансовой деятельности государства. При этом государство использует различные методы: установление налогов и сборов, добровольное привлечение денежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.
В рассматриваемом плане огромное значение для функционирования государства имеет создание федерального бюджета как централизованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в целях выравнивания условий их социально-экономического развития.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных государственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды. Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязывают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе. Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспределения представляет собой основное направление в финансовой деятельности государства.
В процессе финансовой деятельности государство расходует денежные средства. Из федерального бюджета государство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионного фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.
Расходуя денежные средства, государство:
- применяет бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвозмездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
- применяет банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
- выплачивает страховые возмещения и т.д.
Таким образом, финансовую деятельность государства образуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финансовой деятельности государства показывает и другие ее составные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.
Финансовая деятельность государства как разновидность управленческой деятельности
Финансовая деятельность государства представляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:
- властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
- государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
- координирующей;
- контролирующей.
Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих решений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам представительных органов, в первую очередь федеральным законам и законам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.
Наибольшую часть управленческих решений в области финансовой деятельности государства составляют акты органов исполнительной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы). При этом в каждом конкретном случае осуществление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляющее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъект подпадает под его власть. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган — налогоплательщик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодательный орган — орган исполнительной власти).
Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера , в процессе осуществление которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целесообразное соотношение расходной части с доходной частью бюджетов различных уровней путем бюджетного регулирования: процентных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валютную и другие сферы финансовой деятельности государства.
Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюджета как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по плану: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены законом и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осуществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.
Таким образом, финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, создания финансовых фондов, расходования денежных средств для эффективного выполнения государством своих задач и функций.
Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная деятельность , которую осуществляют компетентные органы государства (Минфин России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денежных средств в государственные финансовые фонды и их использования в интересах общества и государства.
Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства.
Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды, использованию их в интересах общества и государства, причем эта деятельность осуществляется на основе управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.
Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.