Взаимодействие рынка и государства
Рынок и государство: взаимодействие двух институтов
Одна из важнейших проблем, которая стояла и стоит перед государством, — стабилизация экономического развития страны. Решение этой проблемы предполагает достижение и поддержание полной занятости, т. е. удержание безработицы в рамках ее естественной нормы; предотвращение или, по крайней мере, существенное ограничение глубины и продолжительности циклических рецессии; принятие тех или иных мер антиинфляционной направленности, недопущение перерастания умеренной инфляции в галопирующую и тем более галопирующей в гиперинфляцию.
· Во-первых , в том, что в государственный бюджет поступает в форме налогов от 1/4 до 1/3 национального дохода. Поэтому государственные учреждения и организации играют большую роль в определении уровня пуска продукции и занятости.
· Во-вторых, государство устанавливает «правила игры» — принимает законы, регулирующие поведение фирм и домашних хозяйств.
· В-третьих, в распоряжении государства находится Центральный банк, главной задачей которого является достижение стабильности функционирования банковской, денежной и финансовой систем страны. Несмотря на различия в формах собственности, Центральный банк любой страны контролируется государственными органами власти или управляется лицами, назначаемыми главой государства.
Таким образом, ПОЛИТИКА ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ включает в себя три составных части:
· политику по достижению и поддержанию пол ной занятости,
При этом каждое из этих направлений стабилизационной политики не может проводиться изолированно от других ее направлений. Если не считать законодательной деятельности, то в распоряжении государства имеются два главных орудия регулирования экономики — государственный бюджет и Центральный банк. В соответствии с этим регулирование экономики осуществляется посредством проведения бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
2. внешние эффекты;
3. общественные блага;
4. несовершенная (асимметричная) информация.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Итак, есть несколько создаваемых рыночной системой причин, которые могут вести к неэффективности. Первая из них — монополия , которая осуществляет производство, если цена превышает предельные затраты, что ведет к неэффективности. Есть разные причины возникновения монополий, но ясно также и то, что регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок не может. Это — функция властей, государства.
Вторая причина — наличие внешних факторов (экстерналий).
Внешние эффекты, экстерналии ( externalities ) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).
Отрицательный внешний эффект ( negative externality ) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.
При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Положительный внешний эффект ( positive externality ) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим .
При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Еще один, третий источник несостоятельности рынка — его неспособность обеспечить население общественными благами — товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление. Общественные блага радикально отличаются от частных благ, успешно обеспечиваемых рынком, во-первых, тем, что они не конкурируют в потреблении, во-вторых, тем, что никто не может быть исключен из процесса потребления благ. Это относится к оборонным услугам, школьному образованию, созданию и применению законов и т.д.
Четвертой причиной несостоятельности рынка является то, что рыночное регулирование способно реализовать настолько глубокую дифференциацию богатства, что возникающая при том проблема бедности становится неприемлемой в целом для общества. Но рыночное решение всегда оставляет кого-то «за бортом». Что же делать с ними? Отдельный потребитель делает выбор на основе своей личной функции полезности, а общество делает выбор на основе социальной функции полезности, которая воплощает этику данного конкретного общества. Этот выбор различен для разных обществ, но все они учитывают проблему бедности и осуществляют программы помощи.
Итак, рыночная система регулирования, эффективно обеспечивая рост производства товаров и услуг, оказывается несостоятельной в решении ряда крупных проблем жизнедеятельности общества. Рыночная система постоянно продуцирует монополистические тенденции, для подавления которых нужно государственное вмешательство. Рыночная система создает внешние факторы, ведущие к высоким социальным (общественным) затратам. Устранение этих факторов или их последствий возможно при вмешательстве государства. Рынок не может обеспечить население общественными благами — неделимыми, не конкурирующими в потреблении и не исключающими снабжения потребителей товарами и услугами. Рынок не может решить проблему «безбилетника». Государство обеспечивает предложение общественных товаров. Одним из важнейших инструментов экономической политики по стабилизации экономического развития выступает государственный бюджет . Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Он служит для проведения бюджетно-финансовой политики, которая включает в себя налоговую политику и соответствующую ей налоговую систему; политику по финансированию таких отраслей, как здравоохранение, образование и наука, государственных программ по охране окружающей среды, социальных программ и т.д.; наконец, политику, определяющую соотношение доходов и расходов государственного бюджета, т. е. величину бюджетного дефицита.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.
По целям расходы государства могут быть разделены следующим образом:
· расходы на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, то есть содержание армии, полиции, судов и т.п.; расходы на содержание аппарата управления государством;
· расходы на экономические цели : расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
· расходы на социальные цели: расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
· С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся следующим образом:
· государственные закупки товаров и услуг;
· трансферты (выплаты государства, получение которых не связано с предоставлением взамен товаров, услуг или производственных ресурсов; примеры, пенсии, стипендии и т.д.);
· выплаты процентов по государственным облигациям (то есть обслуживание государственного долга).
Основными источниками доходов государства являются:
· налоги(включая взносы на социальное страхование);
· прибыль государственных предприятий;
· сеньораж (доход от эмиссии (выпуска) денег);
· средства от продажи государственных ценных бумаг;
Взаимодействие институтов рынка и государства
Рыночная система — явление, находящееся в постоянном развитии. На определенном историческом этапе в его эволюции стало отражаться влияние государства. В ходе последних двух столетий сложился богатый опыт взаимодействия двух экономических институтов — рынка и государства. Характеризуя данный социально-экономический «тандем», уместно отметить несколько типичных его признаков.
1. Обе системы взаимно обуславливают друг друга. Рынок нуждается в инфраструктуре, в «игровом поле» с совокупностью определенных правил, создать которые может только государство. Оно обеспечивает и систему защиты игроков (от внешних и внутренних угроз). Государству же рынок нужен для получения необходимых ресурсов (ради самосуществования и реализации предначертанных обществом функций).
2. Институты оказывают друг на друга позитивное влияние. Встречное воздействие приводит к эволюции и взаимной адаптации обеих систем. Государство в течение столетий приобретает более либеральный, толерантный (по отношению к бизнесу) характер. К системе правил приучается и бизнес. Хотя сокрытие от налогов сохраняется всегда, однако в целом это явление становится менее активным. Более того, взаимодействие двух институтов обеспечивает проявление дополнительной результативное, что рождает так называемый синергетический эффект. Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд его изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выраженный в динамизме рыночной экономики). Величина получаемого позитива зависит во многом от оптимальности сочетания сил двух «агентов». При этом следует учитывать, что разумная пропорция («рынок — государство») определяется историческими условиями развития.
В порядке иллюстрации отметим, что помощь, предоставляемая государством рынку на первом этапе индустриального развития — в XVIII — начале XIX в. (в форме обеспечения системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных, т.е. коллективных благ), оказала сильнейшее стимулирующее воздействие. Это привело к тому, что в первой половине XX в. динамизм экономики стал чрезмерным. К тому периоду у хозяйственной системы еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы автоматически вызывать «тормозной рефлекс», необходимый для соблюдения общеэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. уже не следует трактовать (с позиции сегодняшнего понимания экономической истории) однозначно сбоем. Он явился первым сигналом, продемонстрировавшим мощь неконтролируемой экспансии рыночной стихии.
3. Каждый из двух институтом обладает относительной самостоятельностью. Это обусловливает наличие различных, иногда противостоящих интересов, вызванное тем, что оба института — как рыночный (но линии фирм), так и государственный представляют собой системы, построенные на централизованной иерархии. У каждой из них (помимо общих целей) существуют и свои собственные устремлении, побуждающие к самостоятельной экспансии, к своему, «личному», доходу Эти стимулы становятся понятными, если мы обращаемся к категории человеческого эгоизма. Как отмечали классики политической экономии, рынок (представленный совокупностью фирм) выражает концентрацию человеческой воли и желаний. По аналогии с этим государство можно рассматривать как «большую команду бюрократов», наделенную (хотя и с предписанными ограничениями) теми же слабостями человеческой натуры. В итоге на конкурентном поле неизбежны столкновения частных и государственных команд с противоположными устремлениями и интересами.
Наиболее яркий пример противостояния интересов проявляется в области налоговой политики. В основе этого лежит то обстоятельство, что государство (как любая живая система) стремится к экспансии. Для ее реализации нужны ресурсы. Сбор средств обеспечивается за счет налогов. Отсюда естественное стремление к растущим налоговым изъятиям (что порой может превышать чисто функциональные, оправданные для общества масштабы). В итоге усиливается налоговое давление, которое противостоит интересам фирм.
Другой наглядный пример противостояния интересов прослеживается в развитии феномена бюрократизации. Реализуемая государством законодательная, исполнительная деятельность объективно создает основу для системы порядка в обществе, что внешне реализуется через принятие законов, правил, предписаний (и соответственно создания кругопотока документации, что требует немалого времени). Однако чрезмерное нарастание «бюрократических потоков», затяжки в принятии решений имеют и целевой мотив, выражающий «личные интересы» государства. Этот интерес строится на экономической основе (возможность получения «левых» доходов) и подспудном стремлении к демонстрации своей власти, распорядительных прав и функций. Последнее дает госчиновнику благостное чувство самозначимости.
Более мягкий пример противостояния можно увидеть в растущей конкуренции двух институтов в области формирования объектов инфраструктуры. В последние десятилетия материальные затраты в этой сфере постепенно стал осуществлять и частный сектор. Вызвано это тем, что многие крупные корпорации приобрели финансовую мощь, достаточную для финансирования ряда объектов инфраструктуры (в сфера образования, здравоохранения, транспортного дела, страхования, системы связи и информации).
Взаимодействие двух институтов реализуется и определенной внешней среде, в рамках которой проявляется влияние дополнительных обстоятельств, глобализации и мировых политических процессов (рисунок 2.2.).
Рисунок 2.2. Взаимодействие институтов рынка и государства
При анализе взаимодействия двух институтов обычно принято рассматривать то влияние, которое государство оказывает на рыночную систему. Это предопределено тем, что недостатки рынка вызывают необходимость коррекции ряда сбоев, справиться с которыми самому рынку сложно. В процессе регулирования проявляется серия аспектов:
— государство формулируем цели воздействия и разрабатывает стратегию, которая должна быть оптимальной среди большой группы альтернативных решений;
— в реализацию экономической политики включается совокупность субъектов: государственных (министерство финансов, министерство экономики, центральный банк, органы местного самоуправления, юридические инстанции) и негосударственных;
— осуществление экономической политики происходит за счет использования определенных механизмов: финансовой (фискальной) и монетарной политики,
— потребность в широком спектре мер государства привела к созданию опыта действий государства по нескольким направлениям.
В обобщенном виде процесс государственного регулирования можно представить следующим образом (рисунок 2.3.).
Рисунок 2.3. Воздействие государства на рыночную систему
Обозначит общие параметры воздействия государства на рыночную систему, обратимся к краткой характеристике тек аспектом, которые отражают встречное воздействие: рыночной системы на государство (рисунок 2.4.).
Рисунок 2.4. Воздействие рыночной системы на государство и экономические процессы
Анализ встречного влияния побуждает опираться на некие аналогичные структурные компоненты (цели, субъекты, механизмы, направления реализации), которые использовались при анализе воздействия государства на рыночную экономику.
Характеризуя встречное воздействие рыночной системы, необходимо учитывать, что данный институт имеет менее четкую структуру по сравнению с институтом государства. В ней заключается двойственная природа, соседствуют два начала: спонтанность, с одной стороны, и иерархичность, жесткая организованность с другой.
Многоаспектность рынка побуждает экономистов искать пути его воздействия на хозяйственную систему и государство по двум относительно самостоятельным направлениям. Первый путь реализуется по линии анализа роли рыночной среды как стихийного, спонтанного начала. Второй путь осуществляется но линии воздействия фирм, корпораций, что предполагает четко обозначенные целевые (стратегические) установки.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое социально – экономическая система. Охарактеризуйте виды социально – экономических систем.
2. Охарактеризуйте основные модели социально – экономических систем. Какими чертами можно охарактеризовать российскую социально – экономическую систему?
3. Что такое национальная экономика? Раскройте структуру национальной экономики.
4. Что такое отрасль экономики и ОКВЭД?
5. Какие институциональные образования вы можете назвать среди субъектов экономической политики? Чем объясняется их разнообразие? Почему в российской практике несколько иное понимание субъектов регулирования?
6. Каким образом выбор целей экономической политики государства зависит от политического цикла в стране? Как распределяются популярные и непопулярные меры регулирования на протяжении политического цикла?
7. Что характерно для регулирования макроэкономики со стороны государства?
8. Какова целевая ориентация регулирования макроэкономики со стороны рынка?
9. В чем специфика peгулирующей деятельности фирм? Каково содержание прямых и косвенных методов воздействия на экономическую политику государства?
10. В чем заключается сходство и в чем различия между бизнесом и государством в деле макроэкономического реагирования?
11. Что представляет собой «рынок коррупционных ycлуг? Какое научное обозначение получил доход, присваиваемый бюрократом?
12. Если коррупция стала одной из острейших проблем в современном мире (о чем говорилось на заседании стран «восьмерки» в 1999 г.), можно ли говорить, что она — составной элемент теневой экономики?
13. В чем заключается смысл рынка коррупционных услуг?
14. Каково содержание рынка государственных услуг на международном уровне?
15. Почему государство стремится адаптировать в свой институт элементы рыночной экономики? Каким образом оно это делает?
16. В последние десятилетия сложился международный рынок услуг для иностранных инвесторов. Какой товар предлагает государство зарубежным клиентам? Какие блага планирует оно получить в качестве оплаты своего товара?
17. Что представляет собой государственно-частное партнерство? Какие цели реализуются? В чем при этом проявляется воздействие бизнеса на экономические процессы в стране?
18. Какие изменения происходят в разделении труда между бизнесом и государством при реализации партнерских отношений? На чем сосредоточивается бизнес, на чем — государство?
19. Что означает термин «капитализм альянсов»?
20. Является ли институт лоббизма легальным или нелегальным институтом?
21. Какие стороны лоббизма оправданны для рыночной экономики, а какие нет?
22. Какова взаимосвязь между понятиями «лоббизм» и «коррупция»?
23. Какие стороны лоббизма проявляются в реальной экономической жизни, по вашему мнению, более определенно, позитивные или негативные?
24. В действиях органов власти, как считают аналитики, могут возникать так называемые разрывы позиций. О чем идет речь? Почему эти разрывы мешают частному бизнесу? Какие меры по преодолению этих проблем традиционно предпринимает бизнес?
25. Почему фирмы заинтересованы в либеральном настрое населения?
26. Почему СМИ являются столь желанным полем деятельности для корпораций? Можете ли назвать примеры того, кто является владельцем крупнейших экономических газет и журналов в России?
27. В чем состоят возможности СМИ в деле влияния на экономическое мировоззрение населения?
28. Какую классификацию российских СМИ (газеты, журналы, радио и ТВ-станции) вы Могли бы предложить, разделяя их на приверженцев левого направления (социально ориентированные) и правого направления (либерально ориентированные)?
29. При какой системе финансирования партий (бюджетной частной) у бизнеса больше шансов воздействия на политические партии (а через них — на атмосферу в обществе)?
30. Какие две особенности российского менталитета особенно «удобны» корпорациям для их влияния на российских покупателей?
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Взаимодействие рынка и государства
Охомуш Ю.А., Черкасова Е.В
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
Рынок и государство: необходимость их взаимодействия
Взгляды на проблемы взаимодействия рынка и государства эволюционировали от классической теории до кейнсианской.
Вопрос о месте государства в экономической деятельности общества дискутировался в течение всего ХХ века, начиная с выхода в свет книги Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой автор пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства может поддержать экономическое равновесие и справиться с массовой безработицей.
Экономическая сущность государства, как субъекта хозяйствования не позволяет ему руководствоваться только рыночными ориентирами. Вместе с тем государство не может обходиться без рыночных связей. «Деятельность государства, — подчеркивает Дж. Гэлбрейт, — должна быть направлена на совершенствование рынка, а не на отмену или обход его».
Рынок по-прежнему служит непременным элементом нормально действующей экономики. Ни один общественный строй не может обходиться без рыночной системы, которая неизменно демонстрирует уникальные и ничем незаменимые возможности: без всякого насильственного вмешательства обеспечивать сбалансированность платежеспособного спроса и предложения, быстро реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, стимулировать предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.
Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательные последствия развития рыночных связей. Они оказываются бессильными, когда требуется быстро провести глубокие структурные изменения во всем народном хозяйстве, вызванные научно-технической революцией. Равнодушие рынка к решению долгосрочных проблем, связанных с охраной окружающей среды, осуществлением фундаментальных научных исследований, ограниченностью природных ресурсов, нежелание производить общественные блага, неспособность рынка ограничить, а тем более преодолеть, угрожающую для человечества неравномерность в распределении ресурсов, доходов и благ является механизмом, способным обеспечить удовлетворение текущих и перспективных потребностей человечества.
Наличие названных проблем, решать которые рыночный частный сектор экономики отказывается, стимулирует к поиску другого субъекта экономики, который бы согласился взять на себя ответственность за их решение. Естественно, что решение этих проблем может быть возложено только на государственный сектор экономики.
Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Во-первых, некоторые экономические задачи государства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы, так как сама по себе она недостаточно эффективна. Также государство может непосредственно вмешиваться в рыночный механизм, устанавливая предельные цены для товаров первой необходимости, а также минимальные ставки заработной платы. Более того, оно субсидирует некоторые жизненно важные отрасли экономики. Все эти меры позволяют поддерживать определенный жизненный уровень населения.
В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.
Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, в том числе в нашей стране, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности. Поэтому для развитых экономических систем как пример может быть применена Шведская модель».
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Но в самом широком смысле шведская модель — это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходиться в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.
Рынок, как и прежде, остается базовым элементом развитых экономических систем, его значимость даже увеличивается. С особой наглядностью это проявляется в развитии конкуренции как важнейшей составляющей рыночного механизма. П.Самуэльсон пишет: «Наша задача использовать полезные черты… рынка для того, чтобы рыночный механизм не увел слишком далеко от желаемых целей». Безусловно, в решении этой задачи большая роль принадлежит государству.
Государство и рынок: механизмы взаимодействия;
В западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования, получившие название кейнсианство и монетаризм, которые чаще всего противопоставляются друг другу.
Автор предлагает собственную теорию регулирования рыночного хозяйства, которая представляют собой своеобразный симбиоз из элементов кейнсианства и монетаризма, формализованных в единый механизм саморегуляции.
Анализ последствий экономических и финансовых кризисов последних десятилетий показал, что в целом значительно повысилась устойчивость отдельных стран и мировой экономики к кризисным явлениям.
По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. По мнению автора, в рыночном хозяйстве такими механизмами становятся функциональные экономические системы (ФЭС).
Под функциональными экономическими системами (ФЭС) автор понимает динамические саморегулирующиеся системы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия и создание благоприятных условий для устойчивого функционирования рыночного институтов.
Используя понятие «института» функциональные экономические системы можно определить как — совокупность институтов и институциональных организаций, формирующих механизмы саморегуляции рыночной экономики.
Таким образом, появление и развитие функциональных экономических систем в современном рыночном хозяйстве можно рассматривать как результат длительного процесса эволюции институтов.
ФЭС в современных экономических системах занимают промежуточное положение между государством и рынком, тем самым обеспечивая гармоничное единство хозяйственного механизма.
Рис. 1. Положение функциональных экономических систем (ФЭС) в современном рыночном хозяйстве.
Далее необходимо обратить внимание на идею упорядочения экономических процессов биологическими. Эта идея возникла давно. Аналогии между хозяйственной сферой и живой природой проводили еще в ХVIII веке известные экономисты Т. Мальтус, Б. Мандвиль, Д. Юм и др.
По нашему мнению, такие аналогии вполне оправданы, поскольку общество и экономику создают люди, которые во внешней среде подсознательно и сознательно создают структуры подобные своей собственной организации. Кроме того, говоря о саморегуляции, следует отметить, что наиболее совершенны эти процессы в биологических организмах.
В свое время Д. Кейнс писал об экономике, что предмет этот легок, но малочисленны те, кто добивается в нем успеха. Парадокс заключается в том, что ученый-экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом. На наш взгляд, к перечисленным областям знаний необходимо добавить еще и физиологию.
Поэтому автор, заимствуя из физиологии понятие обмена веществ (метаболизм), вводит в научный оборот термин «экономический метаболизм».
Термином «экономический метаболизм», по аналогии с метаболизмом живых организмов, автор обозначает обмен веществом, энергией и информацией. В экономических системах их аналогами являются товары, услуги, техника, технологии, «ноу-хау», различные формы капитала, рабочая сила, то есть практически все то, что составляет основные элементы современного рыночного хозяйства.
Однако в отличие от биологических организмов, где основные параметры нормального функционирования организма устанавливаются генетически, в экономике параметры динамизма и устойчивости системы возникают в процессе эволюции рыночных институтов.
Кроме того, если в биологических системах эти параметры не меняются на протяжении всей жизни организма, то в экономических системах они могут периодически пересматриваться и корректироваться по мере развития производительных сил, производственных отношений, научно-технической революции, а также изменений в конъюнктуре мирового хозяйства и отдельных его сегментов.
Функциональные экономические системы отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты и др.) прежде всего тем, что представляют собой саморегулирующиеся организации, в которых всякое отклонение от определенных заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов соответствующих ФЭС, восстанавливающих утраченное равновесие на макроэкономическом уровне.
Для сохранения динамизма и устойчивости экономического развития функциональные экономические системы должны поддерживать равновесие вокруг определенных заданных макроэкономических параметров. Так например:
— уровень дефицита государственного бюджета — не должен превышать 3-5% от ВВП;
— государственный долг — не должен быть более 60% ВВП
— рост денежной массы должен соответствовать росту производства
— объём золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течение трёх месяцев;
— отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга — не должно превышать 20% от годовых доходов от экспорта;
— для обеспечения инвестиционного процесса уровень накоплений в ВВП должен быть не меньше 10%;
— критический уровень безработицы — не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособного населения;
— доля иностранных товаров на отдельных сегментах национального рынка — не должна превышать 10-20% и т.д.
Поддержание, приведенных выше параметров, на определённых уровнях с помощью функциональных экономических систем, сохраняет равновесие на внутреннем рынке, устойчивость экономического развития и тем самым обеспечивает нормальный процесс «экономического метаболизма».
Познание экономической реальности предполагает ее моделирование в виде адекватной абстрактной схемы. Мы не можем найти пути разумного осмысления действительности, если не представим ее в виде соответствующей логической структуры, базирующейся на существующих экономических понятиях, знаниях и теориях. В этой связи условно процесс экономического метаболизма, который обеспечивают ФЭС можно изобразить в виде следующей абстрактной схемы.
Рис. 2. Абстрактная схема процесса «экономического метаболизма», который обеспечивают функциональные экономические системы.
— система формирования и поддержания конкурентной среды и защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;
— система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета;
— система, регулирующая уровень инфляции;
— система, определяющая параметры внутреннего и внешнего долга;
— система поддержания уровня золотовалютных резервов;
— система защиты окружающей cреды;
— система обеспечения стабильности национальной валюты;
— система, обеспечивающая необходимый уровень накопления в ВВП
— система, стимулирующая валовые внутренние инвестиции и многие другие.
По нашему глубокому убеждению, роль государства в рыночной экономике должна пониматься не в кейсианском и тем более не в марксистском смысле. Государство должно активно влиять на институциональную среду, путем целенаправленного процесса формирования и совершенствования функциональных экономических систем в экономике.
Спонтанная селекция институтов, как убедительно показывает эволюционная теория, далеко не всегда отбирает лучшие из них, наиболее оптимальные варианты. Напротив она может укрепить такие институты, которые противоречат интересам общества.
В частности, об этом наглядно свидетельствует экономическая история бывшего Советского Союза и непродуманные, спонтанные экономические реформы в современной России.
В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работу функциональных экономических систем, способствующий расширению их сети и совершенствованию структуры.
Государство через ФЭС вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции не осуществимы.
Превосходство саморегулирующейся, устойчивой модели экономического развития заключается именно в том, что в таком хозяйстве, благодаря наличию ФЭС, как бы ежедневно и ежечасно осуществляются процессы приспособления, которые приводят к правильному соотношению спроса и предложения, сбережений и инвестиций, расходов и доходов, экспорта и импорта и т.д.
Таким образом, обеспечиваются устойчивость и равновесие национального рынка и соответственно динамизм и устойчивость всей экономической системы.
Мировой финансовый кризис показал, что необходима серьезная структурная перестройка рыночной инфраструктуры. Стало совершенно очевидно, что стабилизаторы функционирования экономических систем, обеспечивающих динамизм и устойчивость развития, должны быть встроены в экономику не только на страновом, но и на региональном и глобальном уровне.
Этот кризис наглядно показал, что для решения экономических проблем на региональном и глобальном уровне не достаточно существующих международных институтов в виде Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) Международного агентства развития (МАР), региональных банков развития, специализированных организаций ООН и др.
Поэтому необходимо целенаправленное создание и совершенствование функциональных экономических систем (ФЭС) на страновом, региональном и глобальном уровне, которые в следующем тысячелетии смогли бы обеспечивать макроэкономическое равновесие всей глобальной экономической системы.
В настоящее время за целый ряд особенностей функционирования российскую экономику западные экономисты называют виртуальной.* Такое название российская экономика получила прежде всего потому, что она построена на иллюзорном представлении практически о всех важнейших рыночных экономических параметрах — ценах, объемах продаж зарплате, налогах и бюджете.
Кроме того, сохраняются неденежные формы расчетов, сопровождающиеся множественностью форм и инструментов платежа, огромная задолженность по платежам, существует и успешно функционирует огромный сегмент теневой экономики.
В основе виртуальной экономики лежит обманчивое представление о том, что положение в экономике лучше, чем оно есть на самом деле.
Поэтому в настоящее время сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, а об ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу, то достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике.
В ходе экономических преобразований в России появились новые институты, начали формироваться отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.
Среди важных элементов будущих функциональных систем, созданных в России следует отметить образование:
Государственного комитета по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства;
Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле;
Общество защиты прав потребителей;
Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ);
Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР);
различных ассоциаций товаропроизводителей и др.
Однако до создания рыночной, саморегулирующейся экономики России придется пройти очень долгий путь эволюции институтов и изменения социокультурной среды.