Kilimselsovet.ru

Политические новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ценообразование на рынке транспортных услуг

Особенности ценообразования на рынке транспортных услуг;

Транспортный тариф представляет собой цену перевозок грузов. Его специфика заключается в том, что он устанавливается на продукцию, которая не имеет вещественной формы. Транспорт лишь доставляет определенные потребительные стоимости, к покупателю не меняя их состава и объема. Процесс производства транспортных услуг совпадает с процессом их потребления, поэтому под продукцией грузового транспорта понимается сама работа, связанная с перемещением грузов. В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возрастает, поэтому тариф на грузовые перевозки представляет собой денежное выражение прироста стоимости продукции в результате ее транспортировки.

Услуги транспорта необходимы при производстве и реализации всех товаров. Их стоимость отражается в различных элементах конечной цены продукции: себестоимости (транспортно-заготовительные расходы по доставке материальных ресурсов и частично по доставке готовой продукции), оптовой и розничной торговых наценках. Поэтому изменение транспортных тарифов оказывает существенное влияние на уровень и динамику отпускных и розничных цен товаров.

Особенности формирования рынка транспортных услуг и их тарифов связаны с участием различных видов транспорта в перевозочном процессе: железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного. Их взаимосвязь и специфика работы каждого оказывают влияние на установление тарифов и выбор того или иного вида транспорта для перевозки. Например, на дальние расстояния при транспортировке грузов, не требующих быстрой доставки, рекомендовано использовать железнодорожный или водный транспорт, как наиболее дешевые виды. На короткие расстояния перевозить грузы целесообразнее автомобильным транспортом, так как его использование сокращает объем погрузочно-разгрузочных работ, ускоряет доставку грузов.

Различают следующие виды транспортных тарифов:

Дифференциальные тарифы устанавливаются таким образом, что тарифные ставки за единицу транспортной продукции изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки, чаще снижаются с увеличением расстояния перевозки (тарифы железнодорожного транспорта).

Пропорциональные тарифы устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки (тарифы автомобильного транспорта).

Аккордные тарифы устанавливаются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки (водный, авиационный транспорт).

Грузовые транспортные тарифы различаются по родам отправок в зависимости от размера партии предъявляемого груза: тарифы за повагонные, судовые, автомобильные, контейнерные перевозки, мелкие отправки.

Транспортные предприятия должны работать рентабельно, обеспечивая себе условия для расширенного воспроизводства, обязаны платить налоги, вносить неналоговые платежи, предусмотренные действующим законодательством. Следовательно, транспортный тариф состоит из себестоимости перевозок, прибыли и косвенных налогов и неналоговых отчислений. При формировании тарифов используют затратный метод ценообразования, значит и себестоимость представляет собой исходную расчетную базу при определении тарифов. Себестоимость перевозок характеризует предельный размер эксплутационных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с перевозочным процессом, приходящихся на единицу перевозок. При этом имеет значение характер перевозимых грузов. Основные факторы, определяющие различие в себестоимости перевозки различных грузов, можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся факторы, связанные со свойствами самого груза, географией и условиями его производства и потребления, степенью его подготовленности к перемещению: соотношение массы и объема груза; количество груза, одновременно предъявляемое к перевозке в один адрес; форма и габаритные размеры грузовых мест; расстояние перевозки; предохранение груза от порчи и повреждения; потребность в специальном обслуживании (сопровождение грузов, обслуживание перевозок скоропортящихся грузов, животных).

Вторая группа факторов обусловлена характеристиками транспортных средств, применяемых для перевозки грузов. Это грузоподъемность и вместимость транспортных средств, затраты на ремонт подвижного состава, срок его службы, степень специализации.

Особенность формирования затрат на транспорте с учетом технологии перевозочного процесса является деление издержек по двум стадиям: по начально-конечным и движенческим операциям.

Начально-конечные операции предполагают расходы на содержание подвижного состава во время стоянки, подготовку его к погрузке и выгрузке, маневренным работам и т.д. Эти затраты не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза.

Движенческие операции определяют расходы по перемещению грузов: топливо, содержание путей сообщения, энергетического хозяйства, связи, сигнализации, подвижного состава в пути следования и т.д. Эти расходы непосредственно зависят от дальности перевозки – чем больше дальность, тем меньше себестоимость.

Железнодорожный транспорт.В зависимости от вида отправок тарифы железнодорожного транспорта подразделяются на повагонные, контейнерные, мелкие и малотоннажные отправки. Самые низкие – повагонные тарифы, устанавливаемые в расчете за вагон, с учетом его грузоподъемности и независимо от загруженности по видам груза. Контейнерные тарифы применяются на те виды грузов, которые необходимо перевозить в контейнерах, цистернах (наливные грузы) и дифференцируются в зависимости от грузоподъемности контейнеров. Тарифы на мелкие отправки используются при перевозке грузов мелкими партиями и зависят от массы партии.

Вся система тарифов железных дорог представлена в специальных тарифных руководствах и приложениях к ним, где приведены готовые расчетные таблицы плат за перевозку грузов на различное расстояние. Корректировку затрат осуществляют с помощью установления предельных повышающих коэффициентов (учитывающих удорожание затрат) к тарифам, содержащимся в тарифных руководствах отдельно на внутриреспубликанские грузовые перевозки и перевозки в межгосударственном сообщении. Предельные коэффициенты повышения тарифов на внутриреспубликанские перевозки ежемесячно определяются Министерством экономики республики и Белорусской железной дорогой на основе изменения индекса цен на продукцию производственно-технического назначения за предыдущий месяц.

Автомобильный транспорт.Тарифы на грузовые автомобильные перевозки формируются не только под воздействием затратного фактора, но и под воздействием спроса и предложения. На данном сегменте рынка перевозок присутствует политика лидерства в ценах, которые определяет концерн Белмагистральавтотранс по видам перевозок автомобилями различной грузоподъемности.

Тарифы на автомобильные перевозки носят договорной характер и могут использоваться в различных видах.

Тарифы на перевозку грузов поездными отправками устанавливаются по группам автомобилей (автопоездов) с определенной грузоподъемностью за 1 км пробега с грузом. Может быть плата за простой автомобиля у клиента.

Тарифы за повременное пользование автомобилями определяют за 1 час работы автомобиля. Дополнительно может предусматриваться тариф за 1 км пробега сверх 24 км за 1 час пользования.

Тарифы за перевозку грузов в автомобильных контейнерах рассчитываются с учетом грузоподъемности контейнера (1,25 т, 3 т, 5 т, 20 т) за 1 км пробега с грузом. Дополнительная плата может взиматься за задержку контейнера сверх 8 часов.

Тарифы на перегон подвижного состава устанавливаются за 1 км пробега по видам автомобилей (легковые, грузовые, автобусы).

Читайте так же:
Рынок капитала и процент кратко

Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками зависят от массы отправки (до 0,25 т, свыше 0,25 т и т.д.) и включают также стоимость экспедирования груза.

Тарифы воздушного транспорта построены просто – за 1 т/км независимо от типа самолета, скорости и рода груза. Основными видами перевозок на речном транспорте являются перевозки сухогрузов и наливных грузов, а также буксировка леса на плотах. Как на воздушном, так и на речном транспорте применяются сборы за дополнительные операции (взвешивание, хранение, экспедиционные операции, перегрузка и др.). Тарифы на перевозку грузов должны обеспечивать качество транспортных услуг – своевременность доставки и сохранность грузов. Своевременная доставка товара заказчику закладывается в договорах, контрактах. В случае просрочки доставки продукции заказчику по вине транспортной организации грузополучателю выплачивается неустойка. Если допускаются простои подвижного состава по вине грузоотправителя, то заказчики уплачивают штрафы транспортной организации. Потери груза при транспортировке могут наносить прямой ущерб окружающей среде и увеличивают затрат на перевозки.

Ценообразование на рынке транспортных услуг

1. Тарифы и их виды

Тарифы — это цены на товары особого рода, услуги.

Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкрет­ной материально-вещественной формы.

В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве.

Покупатель судит о приобретенной услуге по информации о ее продавце.

При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления.

В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оп­товые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные (т.е. тарифы на услуги для насе­ления).

2. Транспортные тарифы, факторы, влияющие на их формирование

Транспортный тариф — это цена за перемещение материального объекта в пространстве.

Транспортные тарифы включают в себя тарифы на грузовые пере­возки и пассажирские тарифы.

Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителя к по­требителю, увеличивает ее стоимость.

Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку (прейскурант № 10-01. Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, вы­полняемые Российскими железными дорогами).

Расходы на начально-конечные операции включают в себя затра­ты, связанные с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправления и прибытия груза.

Движенческие операции включают в себя расходы по передвиже­нию груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяй­ства, связи и т.д.

Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на

1 тонну они остаются постоянными.

Движенческие расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 тонну груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки.

Расходы по перевозке складываются из расходов по начальйо-конечным операциям и движенческих расходов (Приложение 7 к разд.

2 прейскуранта № 10-01).

В классификаторе приведены тарифные ставки за начально-конечные (у!) и движенческие (В) операции для каждой тариф­ной схемы. Классификатор является основой для автоматизации таксировки плат с применением ЭВМ. Определение платы за от­правку (П) на основе классификатора производится по следующей зависимости:

где А — ставка за начально-конечные операции, руб. за отправку (ва­гон, тонну, контейнер); Б — ставка за движенческие операции, руб. за отправко-км (вагоно-км, тонну-км, контейнеро-км); L -среднее поясное расстояние перевозки, км.

Величина ставки за движенческие операции (В) устанавливается с учетом загрузки вагона, расстояния перевозки, показателя порожнего пробега вагонов и других факторов в зависимости от вида отправки и типа вагона.

С увеличением расстояния перевозки себестоимость тонно-кило­метра снижается.

Это зависит от сокращения доли расхода на начальные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонно-километр.

Грузовые транспортные тарифы определяются как сумма себестои­мости тонно-километра грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроиз­водства.

Тарифы непосредственно не включают в себя НДС, который взи­мается с провозной платы.

Выделение расходов на начально-конечные и движенческие опе­рации позволяет установить двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно не­обходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабель­ность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейску­ранты на перевозку грузов.

На отдельных видах транспорта тарифы формируются с некоторы­ми особенностями: на водном транспорте ставки на начально-конеч­ные операции высокие, а на автомобильном — минимальные.

Себестоимость движенческой операции наиболее низка на водном транспорте, наиболее высока — на автомобильном, так как затраты на передвижение по воде значительно ниже, чем на автомобильной дороге. Уровень транспортных издержек различается по регионам страны.

Тарифные ставки рассчитываются на среднюю дальность перевоз­ки в определенных пределах (тарифный пояс).

Совокупность тарифных ставок по поясам формирует тарифную схему.

Себестоимость тонно-километра грузооборота зависит от специ­фики каждого вида груза: себестоимость перевозки грузов с неболь­шим удельным весом значительно выше, чем тяжеловесных.

Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку скоро­портящихся продуктов и живой рыбы.

С учетом этих и других факторов все конкретные виды грузов объе­динены в разделы, группы и позиции.

3. Формирование тарифов железнодорожного транспорта

Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования составляет 80%.

Основой для расчета стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант (тарифы на грузовые железнодо­рожные перевозки).

Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделе­нием начально-конечной и движенческой операции.

Рассчитаны ставки за вагон, тонну, тонно-километр, вагоно-километр.

Тарифы зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отправ­ки, скорости и расстояния перевозки.

Регулирование тарифов осуществляется с учетом следующих фак­торов:

• имеющихся резервов по повышению эффективности, сниже­нию грузоемкости и фондоемкости работ и услуг;

• изменения заработной платы, объемов работ;

• эффективности осуществления мер по развитию, модерниза­ции и реорганизации работ и услуг;

изменения цен на топливно-энергетические ресурсы, технику и материалы, потребляемые реализуемыми субъектами и формируемые себестоимость работ и услуг;

• обоснованности затрат на содержание социальной сферы;

• сезонных изменений в объеме работ и затрат;

• использования заемных и других источников коммерческого финансирования;

Минимальная плата за перевозку грузов установлена на расстояние 50км.

На железнодорожном транспорте применяются тарифы несколь­ких видов, которые подразделяются на общие, местные и исключи­тельные.

Основная форма тарифов — это общие тарифы.

Местные тарифы устанавливаются по перевозке грузов по линиям железнодорожного местного сообщения, не включенным в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных за­трат местных предприятий и утверждаются их руководителями.

Читайте так же:
Формирование внутреннего рынка

Исключительные тарифы применяются при перевозке грузов в оп­ределенных направлениях и на заранее заданное расстояние.

Они могут быть повышенными или пониженными по отношении к общим тарифам.

В базовый прейскурант не входит ряд услуг, которые оказываются за дополнительную плату (упаковка, хранение, взвешивание).

Выбор вида расчетной базы тарифов определяется условием дос­тавки грузов, объемами перевозок, их интенсивностью и регуляр­ностью.

Средняя тарифная ставка определяется по формуле:

где Т — средняя тарифная ставка за единицу транспортируемой продукции, руб.; П — масса прибыли, руб.; 3 — затраты на перевозки, руб.; О — объем транспортной продукции.

Пассажирские железнодорожные тарифы представляют собой ус­тановленную плату и сборы за перевозку пассажиров, багажа и грузо-багажа. Они включат в себя общий тариф, применяемый при проезде во всех поездах прямого и местного сообщений, и пригородный тариф при проезде в пригородных поездах.

Тарифы на перевозку в поездах дальнего следования дифференци­руются в зависимости от скорости поезда и типа вагона.

4. Формирование тарифов водного транспорта

Перевозки грузов водным транспортом осуществляются по изоли­рованным путям и не образуют единую транспортную систему.

Преимущество речного транспорта заключается в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низ­кой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях.

Небольшая скорость перевозок, большие расстояния в связи с из­вилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможность ис­пользования водного транспорта.

Речным транспортом перевозятся массовые виды грузов. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются:

• по видам перевозок;

• в зависимости от вида грузов.

В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гра­вийной смеси и др. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высокими уровнями транспортных за­трат.

Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференциру­ются по видам грузов и по видам отправок:

Основные тарифы установлены для судовых отправок.

Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактиче­ской загрузки.

В отношении тарифов речного транспорта не применяется госу­дарственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера.

Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом делятся по видам плавания:

• тарифы каботажного плавания между морскими портами внут­ри страны;

• тарифы на перевозки между отечественными и иностранными

Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу:

• ставка по движенческой операции за 1 тонно-милю;

Ставки по движенческим операциям дифференцированы по видам грузов и обеспечивают примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза.

Ставки по стояночным операциям дифференцируются по:

• группам портов в пределах одного бассейна;

• видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и разгрузку судна.

Морские перевозки грузов осуществляются как транспортными судами морских пароходств, так и судами флота рыбной промышлен­ности.

В зависимости от сферы действия тарифы подразделяются на:

• общие, действие которых распространяется на все организаци­онные отрасли;

• специальные, применение которых ограничивается отдельны-! ми видами грузов, периодами времени, участком пути, районом;

• местные, устанавливаемые для конкретной организации. Тарифы для перевозки грузов из районов промысла в порт или

обратно включают движенческую, стояночную и промысловую) ставки.

Мощность морских портов России используется сейчас на 60%.

Российские транзитные грузы следуют через порты Украины,] стран Балтии и др.

В ряде случаев монопольное проявление отдельных участников процесса перевозки и грузообработки приводит к неоправданному за-1 вышению ставок.

5. Формирование тарифов автомобильного транспорта

Для автомобильного транспорта характерна высокая маневрен ность и скорость доставки грузов.

Грузовые тарифы формируются исходя из общих для всех видов транспорта принципов установления тарифов.

Себестоимость автомобильных перевозок высока, что обусловли­вается небольшой грузоподъемностью автомобильного транспорта, повышенными энергозатратами на передвижение и высокими затра­тами на заработную плату.

Себестоимость перевозок колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условиях, вида грузов, характера грузопото­ков и типа подвижного состава, а также различий в уровне заработной платы и цен на бензин и дизельное топливо.

Тарифы устанавливаются автотранспортным предприятием само­стоятельно. Они делятся на сдельные, повременные и тарифы на пе­ревозки междугородные и международным сообщением.

Сдельные тарифы являются основными видами тарифов.

С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.

Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузо­подъемности.

Покилометровые тарифы используются в случаях, когда невоз­можно применять сдельные и повременные тарифы.

Тарифы автомобильного транспорта включают в себя надбавки за перевозку грузов в специализированных автомобилях, что связано с более высокой себестоимостью перевозок.

Скидки с тарифа применяются в целях повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.

На автомобильном транспорте взимаются также сборы за допол­нительные операции, связанные с погрузо-разгрузочными работами и экспедированием грузов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое тариф? Дайте его определение.

2. Какие требования предъявляются к грузовым транспортным тарифам?

3. Что, по вашему представлению, в большей мере влияет на величину та­рифа на перевозку автотранспортом грузов в современных условиях:

4. Как формируются тарифы водного транспорта?

5. Как формируются тарифы железнодорожного транспорта?

Автотранспортное предприятие перевезло 5000 т груза по тарифу за 1 т 50 руб. и имело на этом сегменте рентабельность 5% общих затрат. Как ска­жется изменение цены на доходах прибыли и рентабельности предприятия, если:

1) повышение тарифа на 5% привело к тому, что:

а) объем перевозок сохранился на прежнем уровне;

б) объем перевозок снизился на 10%;

2) понижение тарифа на 5% привело к тому, что:

35. Ценообразование на транспортные услуги

35. Ценообразование на транспортные услуги

Транспортный тариф – это цена за перевозку материальных объектов. В транспортные тарифы входят:

1) тарифы грузовых перевозок;

2) пассажирские тарифы.

Грузовой транспорт перевозит товары от производителей к покупателю и тем самым увеличивает их конечную стоимость. Пассажирские тарифы принадлежат к сфере услуг.

Грузовые тарифы формируются на основе общественно необходимых трудовых затрат на перевозку материальных объектов. Транспортный тариф является денежным эквивалентом стоимости перевозки. Затраты на транспортировку грузов формируются из:

1) расходов на начально—конечные операции;

Читайте так же:
Прогнозирование в условиях рынка

2) транспортных расходов.

Расходы на начально—конечные операции состоят из:

1) затрат на формирование составов;

2) затрат на погрузку в пункте отправки;

3) затрат на разгрузку в пункте прибытия. Движенческие операции состоят из:

1) затрат на передвижение грузов;

2) расходов на содержание путей сообщения;

3) расходов на содержание энергетического хозяйства и т. д.

Расходы на начально—конечные операции не зависят от расстояний перевозки грузов, а зависят только от массы и объема груза, т. е. в расчете на 1 т они остаются неизменными.

Движенческие расходы изменяются в зависимости от расстояний перевозки. В расчете на 1 т движенческие расходы изменяются прямо пропорционально дальности перевозки.

Расходы на перевозки формируются из расходов на начально—конечные операции и движенческих расходов.

Себестоимость перевозки 1 т груза рассчитывается по формуле:

СЕБЕСТОИМОСТЬ = Р + ЗД,

где Р – расходы на начально—конечные операции для 1 т груза;

З – расходы на перевозку 1 т груза на расстояние в 1 км;

Д – расстояние перевозки (км).

Тогда себестоимость тонно—километра транспортного грузооборота будет рассчитываться так: СЕБЕСТОИМОСТЬ=Р/Д+З.

По мере увеличения расстояния себестоимость тонно—километра будет уменьшаться, так как на каждый тонно—километр будет уменьшаться доля расходов на начально—конечные операции.

Грузовые транспортные тарифы рассчитываются как себестоимость тонно—километра грузооборота плюс норма прибыли, которая необходима для нормального функционирования транспорта при расширенном воспроизводстве. Грузовые транспортные тарифы не включают в себя НДС (налог на добавленную стоимость), взимающийся с провозной платы.

Разделение расходов на перевозки на расходы начально—конечных операций и движенческие расходы дает возможность устанавливать двухставочные тарифы. Такой вид тарифов более точно отражает формирование общественно необходимых трудовых за трат и позволяет обеспечить приблизительно равную рентабельность на перевозках разных дальностей, а также делает возможным упрощение прейскурантов на перевозку грузов.

Себестоимость тонно—километра грузооборота определяется также особенностями каждого отдельного вида грузов. На транспортировку скоропортящихся продуктов, живой рыбы и т. д. устанавливаются высокие тарифные ставки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ценообразование на рынке транспортных услуг

Транспортный тариф— это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают в себя тарифы на гру­зовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, достав­ляя продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее сто­имость и относится к сфере производства. Пассажирский транспорт оказывает услугу, поэтому схема формирования пассажирских тарифов относится к сфере оказания услуг.

В основе грузовых тарифов лежатобщественно необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денеж­ным выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные опе­рации и расходов на собственно транспортировку груза.

Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, свя­занные с формированием составов (грузовых партий), погрузкой и раз­грузкой их на пунктах отправки и прибытия груза.

Расходы на движенческие операции (транспортировку груза) включают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообще­ния, энергетического хозяйства, связи.

Уровень транспортных издержекразличается по регионам страны. Сильная дифференциация транспортных издержек выражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестоимость перевозки эти­ми видами транспорта существенное влияние оказывают природно-климатические условия.

В отношении большинства видов транспортных услуг применяются сво­бодные цены. В соответствии с постановлениями Правительства РК уста­новлены следующие тарифы на различные виды транспортных услуг:

· перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорож­ном транспорте;

· перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорож­ном транспорте;

· погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям иностранных судов;

· аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

· обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспор­та в городском и пригородном сообщении;

· перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в при­городном сообщении и при условии возмещения убытков, возникаю­щих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюд­жетов субъектов РК;

· перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транс­портом в местном сообщении и на переправах;

· перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом;

· услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорож­ного транспорта.

Железнодорожный транспортявляется основой транспортного комп­лекса РК. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования составляет 80%.

Основой для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки» № 10-01, который был введен в действие в 1990 г.

Железнодорожные транспортные тарифы разрабатывались как единые для всей страны. Затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, гру­зонапряженности участков дорог.

В качестве базового тарифа была принята средняя для всех железных дорог себестоимость грузовых перевозок, которая определяется в целом по всему грузообороту и по перевозке отдельных грузов в зависимости от дальности пробега. Нормативная прибыль рассчитывается исходя из принципа обеспечения одинаковой прибыльности на вагоно-сутки для однотипного подвижного состава и с учетом равновыгодности перево­зок на различные расстояния.

Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделением начально-конечной и движенческой операций. Рассчитаны ставки на вагон, тонну, вагоно-километры, тонно-километры.

Тарифы зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отправок, скорости и расстояния перевозки, грузоподъемности вагона, особых ус­ловий перевозки и других факторов. Плата за перевозку грузов определя­ется по разработанным на основе тарифных схем расчетным таблицам, которые содержат величину платы за перевозку на любое расстояние. Минимальная плата за перевозку грузов установлена на расстояние 50 км.

Применяются тарифы общие, местные и исключительные. Общие тари­фыявляются основной формой тарифов: по ним определяется провоз­ная плата для подавляющей массы грузов.

Местные тарифыустанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предприятий и утверждаются их руководителями.

Исключительные тарифыприменяются при перевозке грузов в опреде­ленных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тарифам. Исключительные тарифы имели распространение в плановом хозяй­стве. На перевозку грузов, требующих специальных устройств или усло­вий перевозки, устанавливаются повышенные тарифы.

По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделяются на повагонные, контейнерные, малотоннажные и тарифы мелких отпра­вок. В основе повагонноготарифа лежит ставка за вагон при определен­ной норме его загрузки. Провозная плата взимается за вагон независимо от степени его загруженности, что стимулирует более полное использо­вание грузоподъемности и вместимости вагона.

Читайте так же:
Признаком рынка не является

Тарифы по контейнерным отправкамрассчитываются с учетом полного использования грузоподъемности контейнера. Она значительно выше повагонных тарифов, что связано с необходимостью возмещения до­полнительных затрат по содержанию контейнера.

Потонныетарифы применяются для мелких и малотоннажных отпра­вок. Тарифы мелких отправок используют при перевозке грузов в сбор­ном вагоне по разным документам. Тарифы малотоннажных отправок различаются в зависимости от массы груза.

Перевозки грузов водным транспортомв отличие от перевозок желез­нодорожным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает суще­ственные различия в условиях работы отдельных пароходств и отража­ется на уровне расходов по перевозке грузов.

Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропус­кной способности на глубоководных реках, относительно низкой себе­стоимости перевозок и небольших капиталовложениях.

Небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможности его использования.

Речным транспортом перевозятся в основном массовые виды грузов. Система грузовых тарифовречного транспорта определена в основном прейскурантом № 14-01, который введен в действие с 1 января 1990 года. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразде­ляются по пароходствам, видам перевозок и родам грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат.

Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок — судовых, контейнерных, сбор­ных и мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки.

Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сооб­щении и на переправах регулируются государством. Пассажирские та­рифы речного транспортаклассифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проез­да, сфере применения, принципу построения, внешнему оформлению:

· по видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ;

· в зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные;

· по скорости сообщения — на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транс­портных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной ком­фортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы;

· по принципу построения тарифы разделяют на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных — для половины расстояния пояса;

· по внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.

Автомобильный транспортхарактерен высокой маневренностью и ско­ростью доставки грузов. Основное его преимущество заключается в до­ставке груза без перевалок со склада продавца на склад покупателя. Эф­фективность автомобильного транспорта зависит от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети.

Грузовые тарифы должны возмещать себестоимость перевозок и обес­печивать получение автотранспортным предприятием прибыли, доста­точной для его нормальной работы в рыночных условиях.

Себестоимость автомобильных перевозокотносительно высока по срав­нению с другими видами транспорта, что обусловлено относительно небольшой грузоподъемностью автотранспорта, повышенными энер­гозатратами на передвижение и высокими затратами на заработную плату. Себестоимость перевозок колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условиях, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава. На себестоимость автомобильных перевозок ока­зывают влияние региональные различия в уровне заработной платы и цен на автобензин и дизельное топливо.

Грузовые тарифыавтомобильного транспорта подразделяются на сдель­ные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении.

Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основным видом тари­фов. Они применяются при перевозке всех грузов. В зависимости от сте­пени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки авто­мобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.

Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или не­возможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевоз­ки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каж­дый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности. Покилометровые тарифы используются в случае, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.

Тарифы автомобильного транспорта включают в себя надбавки за пере­возку грузов в специализированных автомобилях, что связано с более вы­сокой себестоимостью перевозок. Скидки с тарифа применяются в целях повышения коэффициента использования грузоподъемности автомо­биля.

Ценообразование на рынке транспортных услуг

Заявка успешно отправлена.

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Рынок автотранспортных услуг является одним из наиболее важных секторов экономики и имеет ряд особенностей, таких как наличие интенсивной конкуренции, разнообразие и изменчивость условий, свободное ценообразование.

ЕЛЕНА КУКАРСКАЯ, бухгалтер-консультант, менеджер ГРУППЫ, компания «Интеркомп»

Методика ценообразования вызывает некоторые сложности у хозяйствующих субъектов при формировании конкурентоспособных тарифов на автотранспортные услуги. Ранее существовавшие нормативные документы, регламентирующие цены, утратили силу, и в связи с этим нередко возникают вопросы: каким образом доказать целесообразность применения тех или иных цен, какие документы могут быть использованы для обоснования тарифов.

До перехода на рыночную систему отношений тарифная политика на грузовом автомобильном транспорте строилась на основе использования утвержденного государством прейскуранта цен.

В настоящее время существует свободное ценообразование, которое подчиняется рыночным факторам, таким как:

• спрос и предложение;

• уровень конкуренции на рынке автотранспортных услуг;

• качество автотранспортного обслуживания;

• влияние инфляционных процессов в экономике;

• влияние налоговой политики государства;

• изменение ресурсоемкости автотранспортной продукции в стоимостном выражении.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.92 №318 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» Министерством транспорта РФ и Комитетом РФ по политике цен разработан и действует «Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в РФ».

Читайте так же:
Открытый интерес на срочном рынке

Временный порядок устанавливает основные требования к формированию свободных тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом. К таким требованиям можно отнести следующее:

1. Свободные тарифы определяются всеми автотранспортными предприятиями и хозяйственными организациями, исходя из конъюнктуры рынка, рассчитываются с учетом себестоимости перевозок и необходимого уровня рентабельности.

2. Состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок, определяется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Минтрансом РФ 29.08.98.

З. Основными параметрами для установления тарифных ставок являются тонна перевезенного груза, отправка груза, километр пробега, час работы автомобиля или комбинации данных измерителей в зависимости от конкретных условий перевозок.

4. Выбор расчетной базы и вид тарифа обуславливаются условиями доставки грузов, объемом перевозок, их регулярностью, постоянством технологических нормативов.

Тарифы на транспортные перевозки можно разделить на сдельные, покилометровые, повременные.

Тарифы рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава, исходя из условий его эффективного использования и экономически обусловленных затрат на перевозки.

Для осуществления на практике тарифно-ценовой политики необходимо выполнение ряда условий.

1. В автотранспортной компании должны быть четко сформулированные задачи в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности.

2. Необходимо иметь постоянно обновляемую информацию о ценах, предлагаемых потребителям конкурентами.

З. Следует проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок.

4. Необходимо располагать достаточной информацией о требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в секторах рынка.

5. Важно иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей.

Таким образом, в практической деятельности при установлении цен на автотранспортные услуги должны учитываться три основных момента:

• себестоимость предоставления услуги;

• средние цены рынка;

• предельная платежеспособность потребителя.

Специалистами в сфере ценообразования автотранспортных организаций, осуществляющих постоянный анализ практической деятельности, выделяется четыре основных подхода к практическому установлению цен на услуги.

1. Подход на основе сложившегося уровня текущих цен.

2. Подход на основе установления наценки к себестоимости (издержки плюс прибыль).

З. Подход на основе расчетной целевой прибыли.

4. Подход на основе платежеспособности потребителя или группы потребителей.

Наиболее приемлемым способом для подтверждения цен при заключении договоров можно считать второй вариант. Он основан на оценке собственных издержек. И достоинство его состоит в том, что, ориентируясь на издержки и разумный процент прибыли, перевозчик, как правило, легко может обосновать те или иные величины при обсуждении вопроса цены с потребителем. В данной ситуации издержки или себестоимость являются базой для определения тарифа. По перевозкам грузов структура себестоимости включает следующие укрупненные статьи расходов:

• заработная плата водителей с начислениями;

• переменные расходы: топливо, смазочные и эксплуатационные материалы, эксплуатационный ремонт и техническое обслуживание, восстановление износа и ремонт автомобильных шин;

• постоянные (условно постоянные) расходы: амортизация основных производственных фондов, в т. ч. автотранспортных средств, накладные расходы.

Переменные затраты определяются в зависимости от общего пробега грузовых автомобилей соответствующих модификаций, норм расхода и цен на материальные ресурсы.

Нормативная база по различным статьям себестоимости перевозок грузов обобщена в Методических указаниях к справочно-нормативным материалам для курсового проектирования предприятий автотранспортного комплекса (Ч. 1 Технико-эксплуатационные нормативы, разработанные МАДИ).

Программный комплекс проведения расчетов норм расхода топлива с учетом новых моделей и модификаций разработан ФГУП «НИИАТ». Основанием для расчета затрат на бензин, дизельное и другие виды топлива и смазочные материалы являются Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (РЗ 112194-0366-03), утвержденные Министерством транспорта РФ 29.04.03.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей включают в себя оплату труда ремонтных и ремонтно-вспомогательных рабочих с начислениями, а также оплату расходных материалов и запасных частей.

Организации, осуществляющие автотранспортную деятельность, владеющие производственно-технической базой и оплачивающие услуги сторонним компаниям по проведению технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, могут использовать для расчета затрат на ТО и ТР нормативную базу, приведенную в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Для применения к реальным условиям в каком-то конкретном сегменте рынка, нормативы технического обслуживания и ремонта корректируются в соответствии с разделом «Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава» указанного Положения. Нормативная трудоемкость технических воздействий устанавливается в человеко-часах на одно воздействие (ЕО, ТО-1, ТО-2) и 1000 км пробега (ТР).

Нормы расхода запасных частей и ремонтно-эксплуатационных материалов разработаны в соответствии с Методикой, утвержденной Минтрансом России (Методика нормирования расходов материальных ресурсов). Нормы расхода установлены в натуральном выражении на 1000 км пробега по видам технических воздействий.

Расчет затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин осуществляется нормативным методом, в соответствии с Руководящим документом РД 3112199-1085-02, утвержденным Минтрансом России, с учетом установленных норм эксплуатационного пробега для грузовых автомобилей.

Состав накладных (управленческих) расходов включает следующие статьи:

1. Административно-управленческие расходы: основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого персонала с начислениями на социальные нужды; командировочные расходы, служебные разъезды, содержание и текущий ремонт зданий и сооружений, канцелярские и другие расходы.

2. Обще производственные расходы: содержание производственно-линейного персонала филиалов, подразделений, цехов; услуги сторонних организаций; содержание пожарно-сторожевой охраны; расходы на повышение квалификации работников; арендные и лизинговые платежи, расходы на нововведения, на охрану труда и технику безопасности; расходы по страхованию имущества, представительские расходы, расходы по проведению аудита, оплата маркетинговых и консультационных услуг, обязательное страхование автотранспортных средств, услуги банка, расходы на рекламу.

3. Сборы и отчисления: налог на имущество, земельный, транспортный и иные налоги; отчисления в фонд социального страхования от травматизма.

Распределение накладных расходов можно осуществлять пропорционально числу автотранспортных средств, привлекаемых для обслуживания конкретного клиента, пропорционально автомобилечасам работы, либо разработать иную методику распределения: в процентном отношении от прямых затрат, от фонда оплаты труда основных рабочих и т. д

Расчет себестоимости автомобильных перевозок производится в зависимости от выбранных параметров установления тарифных ставок: себестоимость перевозок на 1 т км, на 1 т, на 1 час эксплуатации, на 1 км пробега.

Разработка калькуляций с использованием вышеуказанных статей затрат с применением названных нормативных документов является экономическим обоснованием цен на автотранспортные перевозки при поиске потенциальных клиентов и заключении договоров с заказчиками.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector