Схема налоговых платежей
Тип налогового платежа
Тип налогового платежа
Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.
Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:
- Налог — это способ принудительного изъятия средств налогоплательщика в пользу государства, причем на безвозмездной основе. Иными словами, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация уплачивают в бюджет определенную часть от собственных средств (доходов, имущества, прочих активов) с целью финансового обеспечения государства.
- Сбор — это плата за определенные юридически значимые действия, которые осуществляются государственными и(или) муниципальными органами власти в пользу налогоплательщиков.
- Пошлина — это оплата действий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней юридического, правового или же административного характера. Например, таможенные или государственные пошлины взимаются за разрешение на ввоз товаров или за регистрацию прав в госреестрах.
В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).
Классификация фискальных обязательств
Основные виды налоговых платежей в РФ определяются по многочисленным признакам. Так, действующую классификацию можно представить в виде следующей схемы:
Разобраться в том, к какому виду относится конкретный налог или сбор, поможет подробная статья «Действующая классификация налогов с примерами».
Иные фискальные изъятия
Помимо основной классификации, в составе фискального обременения можно отметить такие оплаты, как:
- сбор за негативное воздействие на окружающую среду;
- торговый и курортный сборы;
- платежи за добычу полезных ископаемых;
- взносы на травматизм (страховое обеспечение от несчастных случаев и профзаболеваний);
- иные формы изъятия.
Отличительной особенностью таких форм изъятия является то, что нормы утверждены не НК РФ, а иными нормативно-правовыми актами РФ. Однако все эти сборы и уплаты можно смело отнести к фискальным платежам. Это связано еще и с тем, что большинству налогоплательщиков безразлично, на основании какого нормативно-правового акта производится конкретный вид государственного изъятия. По большей степени плательщиков фискального обременения интересуют размеры обязательств, действующие льготы и послабления, а также способы снижения нагрузки по налогам, пошлинам и сборам.
Отметим, что действующее законодательство предусматривает многообразие форм, схем и методов оптимизации налогов и минимизации фискальных обязательств. Подробнее о том, как существенно снизить суммы уплаты в бюджет, читайте в специальном материале «Законные способы оптимизации налогообложения».
Схема уплаты основных налогов предприятиями
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение налогового государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Основным источником формирования бюджета являются налоговые платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
Помимо чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние и направление научно-технического прогресса, объемы и качество потребления, в значительной степени взаимодействует с социальной государственной политикой.
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.
Одним из самых действенных экономических рычагов государства является система налогообложения.
Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) отношений и организационно – правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой односторонне, безэквивалентное, принудительно – властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.
Методология налогообложения представляет собой теоретическое, научно – практическое и концептуально – правовое обоснование сущности понятия «налог». Методические основы налогообложения — это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием, установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.
Система налогообложения является в высшей степени сложным механизмом. Для участников налоговых отношений в России эта сложность определяется чрезмерной динамичностью налоговой системы, переменчивым, громоздким и зачастую противоречивым законодательством.
Налогообложение предприятий
Основные виды налогов, сборов и акцизов, которые уплачивают предприятия
Любое предприятие платит налоги. С помощью налогов государство, с одной стороны, управляет рыночной экономикой, а с другой – изымает часть доходов предприятия в бюджеты различных уровней. Налогами облагаются доходы предприятий, их имущество, обращение и потребление товаров, работ и услуг.
Схема уплаты основных налогов предприятиями.
1.НДС – ставка налога 20%; по продовольственным товарам – 10%; получатель налога – федеральный – 75%, местный – 25%; объект налогообложения – обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и услуг, импортируемые товары. Сроки уплаты налога: квартальный – до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом.
Составление расчетов по НДС производится отдельно за каждый отчетный период – месяц или квартал.
Расчеты по налогу на добавленную стоимость составляются на основании журналов-ордеров, ведомостей и других регистров бухгалтерского учета по заготовке материальных ценностей, реализации продукции (работ, услуг) и других активов, а также данных об оборотах по реализации продукции (работ, услуг), отраженных на счетах «Реализация продукции (работ, услуг), «Реализация и прочее выбытие основных средств», «Реализация прочих активов».
Таким образом, на счетах бухгалтерского учета формируются все данные, необходимые для составления расчета по НДС; бухгалтеру остается только занести их в форму налоговой декларации.
2.Налог на прибыль – ставка 30% и 36%; объект налогообложения – валовая прибыль; сроки уплаты налога: квартальный – в 5-ти дневный срок со дня предоставления квартальной бухгалтерской отчетности; годовой – в 10-ти дневный срок со дня предоставления годовой бухгалтерской отчетности.
3.Налог на имущество – ставка 2%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения – основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты; сроки уплаты налога: квартальный – в 5-ти дневный срок со дня предоставления квартальной бухгалтерской отчетности; годовой – в 10-ти дневный срок со дня предоставления годовой бухгалтерской отчетности.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Согласно инструкции Госналогслужбы от 08.06.95 №33 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2%. Размеры ставок налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Стоимость имущества за 1 кв-л 2009 г. определяется путем деления на 4 суммы половины стоимости облагаемого имущества на 01.01 2009 г. и половины стоимости облагаемого имущества на 01.04.2009г.
4.Налог на пользователей автомобильных дорог – ставка 2,5%; получатель налога – территориальный; объект налогообложения – выручка от реализации продукции (работ, услуг) и товарооборот без НДС. Сроки уплаты налога: месячный – авансовые платежи до 15 числа каждого месяца при среднемесячных платежах более 2тыс.руб.; квартальный – в сроки предоставления квартальной бухгалтерской отчетности при среднемесячных платежах менее 2тыс.руб.
5. Налог с владельцев транспортных средств – по установленной ставке; получатель налога – территориальный; объект налогообложения – суммарная мощность двигателя; данный налог уплачивается в сроки, установленные субъектами РФ.
6. Налог на приобретение автотранспортных средств – ставка налога 20% и 10% для прицепов и полуприцепов; получатель налога – территориальный; объект налогообложения – от продажной цены (без НДС и акцизов); сроки уплаты налога – в течение 5 дней со дня приобретения.
7. Сбор на нужды образовательных учреждений – ставка налога 1%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения – фонд оплаты труда; срок уплаты налога – до 20 числа следующего месяца.
8. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы – ставка налога 1,5%; получатель налога местный бюджет; сроки уплаты налога : квартальный – в 5-ти дневный срок со дня предоставления расчета налога.
Объектом налогообложения является объем реализации продукции (работ, услуг). Под объемом реализации продукции (работ, услуг) понимается выручка (валовой доход от реализации продукции), определяемая исходя из отпускных цен без НДС, налога на реализацию ГСМ и акцизов.
9.Налог на рекламу – ставка налога 5%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения – стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы (без НДС); сроки уплаты налога – при сдаче бухгалтерской отчетности.
10. Транспортный налог – ставка 1%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения – начисленная оплата труда; уплачивается в срок получения заработной платы.
11. Сбор за использование наименований «Россия», «РФ» — ставка 0,5 или 0,05%;объект налогообложения – стоимость реализованной продукции (работ, услуг) без НДС ; товарооборот торговых предприятий; получатель сбора федеральный бюджет; уплачивается до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом.
12. Земельный налог – уплачивается до 15 сентября и 15 ноября равными долями по установленной ставке; объект налогообложения – площадь земельного участка; получатель налога – местный бюджет.
13. Налог с продаж – ставка 5%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения – стоимость реализуемых товаров (собственного производства или приобретенных на стороне) за наличный расчет.
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами региональных органов власти на соответствующей территории. При введении налога региональные органы власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты, формы и сроки отчетности по налогу.
В перечень товаров, облагаемых налогом с продаж при их реализации за наличный расчет, в частности, включены:
v подакцизные товары (ликероводочные изделия и вина, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин);
v дорогостоящие товары (мебель, радиотехника, одежда, меха);
v деликатесные продукты питания;
v видеокассеты и компакт-диски;
Не может являться объектом налогообложения стоимость реализуемого недвижимого имущества (зданий, земельных участков), ценных бумаг, хлебобулочных изделий, молокопродуктов, маргарина, крупы, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания, детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий.
При реализации за наличный расчет услуг, объектом налогообложения является стоимость:
v услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы России;
v услуг по рекламе (создание, подготовка и размещение рекламных материалов);
v услуг гостиниц (3-х, 4-х, 5-ти звездочных);
v услуг по перевозкам (в салонах первого класса для авиаперевозок, в вагонах «люкс» и «СВ» для железнодорожных перевозок).
При реализации товаров (работ, услуг) в оборот, облагаемый налогом с продаж, включается сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на реализацию ГСМ. Таким образом, при исчислении налога с продаж суммы возмещаемых налогов (НДС, акцизы) не исключаются из налогооблагаемой базы.
14. Пенсионный фонд РФ – ставка 28%, 5% — индивидуальные предприниматели, 1% — работающие граждане; получатель налога федеральный; объект налогообложения – начисленная оплата труда по всем основаниям; сроки уплаты: в день получения заработной платы из банка, но не позднее 15 числа следующего месяца; до 10 числа – работодатели не имеющие р/сч в банке и при выплате заработной платы из выручки; 5 числа – граждане, использующие наемный труд.
15. Фонд социального страхования – ставка 5,4%; получатель налога федеральный; объект налогообложения – начисленная оплата труда по всем основаниям; уплачивается в день получения заработной платы.
16. Государственный фонд занятости населения РФ – ставка 1,5%; получатель налога федеральный; объект налогообложения – начисленная оплата труда по всем основаниям; перечисляется в день получения заработной платы.
17. Фонд обязательного медицинского страхования – ставка 3,4% — получатель территориальный; ставка 0,2% — получатель федеральный; объектом налогообложения является начисленная оплата труда по всем основания; уплачивается в день получения заработной платы.
Расчетная ведомость по страховым взносам фонда обязательного медицинского страхования составляется нарастающим итогом с начала года и предоставляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Заполняется в рублях, без копеек.
18. Плата за загрязнение окружающей среды – ставка 10%; получатель федеральный; объект налогообложения – общая величина платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и другие виды загрязнений; сроки уплаты налога – 20 числа последнего месяца квартала (плановые платежи); до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
19. Единый налог для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности – ставки единого налога: в федеральный бюджет – в размере 10% от совокупного дохода; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода. В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащие зачислению: в федеральный бюджет – в размере 3,33% от суммы валовой выручки; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки.
Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов
Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь мы просто изложим основной материал по этой теме, максимально простой и наглядный.
Понятие налоговой системы России
Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).
Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.
Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.
Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.
Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику .
В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.
Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее , чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:
- принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
- основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
- права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
- ответственность за нарушение налогового законодательства;
- формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
- информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).
Основные виды налогов в России
Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.
Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.
Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:
федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.
То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).
Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);
региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.
При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;
местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.
Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.
Структура налоговой системы РФ
Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.
Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.
Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ):
- налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
- налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
- сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
- государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).
Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст. 14 НК РФ):
- налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
- транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
- налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).
Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст. 15 НК РФ):
- налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
- земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
- торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).
Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.
Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый сельскохозяйственный налог;
- единый налог на вмененный доход;
- патентная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире – отдельная обширная тема.
© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ
По материалам прошедшего семинара — Налоговое планирование через призму нововведений в 2015 году. Вопросы оптимизации налоговой нагрузки в организациях всех форм собственности являются краеугольными как в процессе планирования хозяйственной деятельности, так и непосредственно при ее осуществлении. В настоящее время, когда о кризисе не говорит только ленивый, бизнес нацелен на сокращение текущих затрат и минимизацию уплачиваемых налоговых платежей. Но уменьшая налоговую нагрузку вы попадаете под пристальное внимание налоговых органов. Поэтому выбирая способы и методы минимизации, нужно не только сопоставлять налоговую нагрузку, но и учитывать налогово-правовые риски.
Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия, оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности и должно осуществляться на всех ее этапах.
Организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано должно являться одной из основной задачей менеджмента в компании. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения.
Что принято понимать под налоговым планированием и оптимизацией
Оптимизация налогообложения – это процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов его функционирования. Оптимизация и минимизация уплачиваемых налогов осуществляются субъектом с помощью налогового планирования, которое представляет собой целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также обоснования величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъекта хозяйствования и управления ими.
Одной из задач, решаемой при помощи налогового планирования, является выбор оптимальной формы налогообложения и снижения налоговой нагрузки на бизнес. При этом способы и методы налогового планирования не должны выходить за рамки действующего законодательства, хотя и могут нести определенные налоговые риски. Если налоговое планирование выходит за рамки законных способов, то планирование уже становится уклонением от уплаты налогов.
Налоговая схема – это основная идея конкретного метода оптимизации (минимизации) налогов; легальное описание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графическое представление выбранного метода оптимизации (минимизации) налогов. Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщикам применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов.
Схемы условно делятся на «белые», «серые» и «черные». Последние в свою очередь это те схемы, которые явно противоречат закону, например, занижение реального выпуска продукции и сбыт его без оформления документов, использование фирм-однодневок. Под «серыми» схемами обычно понимаются те методы и способы оптимизации, которые формально соответствуют закону, но имеют одну цель — минимизация налогов. Такие схемы вызывают подозрения у налоговых органов и без должного оформления их сложно отстоять даже в суде.
Пример
Схема минимизации налогов при которых существует одна крупная организация, работающая на ОСН и одна или несколько организаций применяющих УСН или ЕНВД в зависимости от ситуации.
Суть схемы минимизации налогов состоит в том, что организация на ОСН продает товар другим «своим» организациям с минимальной наценкой, а эти организации реализуют товар конечному покупателю уже по рыночной цене. Таким образом, получается, что организация на ОСН несет минимальную налоговую нагрузку, а основной доход получают «свои» организации на УСН или ЕНВД, где налоги намного меньше.
Осуществление налоговой оптимизации обусловлено тем, что налогоплательщику дается свобода в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности, возможностью выбора применения различных систем налогообложения (правда при определенных условиях, которые, в принципе, не сложно обойти) и оптимального уровня налоговых платежей, а также свобода ведения предпринимательской деятельности, в частности — выбор поставщика, возможность согласования с ним условий поставки, выбора форм расчетов и др. При этом право выбора регламентируется Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и т.д.
Таким образом, налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению своих налоговых платежей.
Основные цели налогового планирования:
— оптимизация налоговых платежей, включая законную минимизацию;
— минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
— повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации и повышения эффективности ее работы.
К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:
1) специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход);
2) зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом;
3) налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством;
4) пониженные налоговые ставки;
5) отдельные элементы налогообложения;
6) учетная политика в целях налогообложения, элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения;
7) форма договорных отношений (договорная политика);
8) цены сделок (договорная политика);
9) специальные методы налогового планирования.
Налоговая нагрузка
Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика. Существует много способов расчета налоговой нагрузки. Как правило, налоговая нагрузка выражается относительной величиной, в числителе которой сумма начисленных налогов за налоговый период, а в знаменателе какая-либо экономическая база (доходы (выручка), прибыль, чистые активы и т.д.).
Если целью исследования является оценка степени жесткости и эффективности налоговой системы, то в расчет принимаются только непосредственно уплачиваемые налоги и сборы. Если же оценивается эффективность работы предприятия по исполнению налогового законодательства, то в расчет принимаются и прочие показатели — штрафы, пени, неустойки.
В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются набором налогов и взносов, включаемых в тот или иной расчет. Важную роль также играет базисный показатель, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, т.е. с ним сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.
Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке:
НН = (НП : В) x 100%,
где НН — налоговая нагрузка на предприятие;
НП — общая сумма всех уплаченных налогов;
В — выручка от реализации продукции (работ, услуг).
На практике при проведении мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки очень часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму налогов за расчетный период. Так как именно в этом случае в расчет попадают исчисленные налоги за расчетный (планируемый) период.
С 2007 года уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролирует налоговая служба. Так приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» были утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
Одним из обстоятельств, который может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности назначения налоговой проверки, налоговая служба считает низкий показатель налоговой нагрузки в сравнении со средним уровнем по хозяйствующим субъектам. Для этой ситуации даже введен особый термин — налоговый разрыв — разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Налоговая служба ежегодно публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Указанные в приказе отрасли в целом соответствуют разделам классификатора Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Пример
ООО «Строитель» занимается строительством. В течение 2013 г. уплатила налоги в общей сумме 4 150 540 руб. Сумма выручки организации за вычетом НДС составила 36 861 800 руб.
Таким образом, налоговая нагрузка организации в 2013 г. равна 11,26% (4 150 540 руб. / 36 861 800руб. x 100%).
Для строительства средний показатель налоговой нагрузки в 2013 году составляет 12% (Приложение N 3 к Приказу).
Следовательно, у организации «Строитель» налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (11,26%
Методы оптимизации налоговых платежей
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 14.10.2018 2018-10-14
Статья просмотрена: 764 раза
Библиографическое описание:
Зонова, К. А. Методы оптимизации налоговых платежей / К. А. Зонова, Е. В. Артемьева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53044/ (дата обращения: 10.04.2020).
Ключевые слова: уплата налогов, налоговая оптимизация, налоговая ответственность, режимы налогообложения.
Каждое предприятие стремится к наибольшей рентабельности своего предприятия, производства, поэтому такой вопрос как оптимизация налоговый платежей — является актуальным. С каждым годом Российское законодательство ужесточает политику налогового обложения, при этом сохраняя налоговые льготы и иные преференции. Оптимизацией налогообложения интересуются в равной степени, как действующие предприятия, так и начинающие предприниматели.
Сущность концепции налоговой оптимизации заключается в том, что налогоплательщик, действуя при уплате налогов согласно нормам материального права, не преследует в качестве цели достижение какого-либо иного экономического эффекта, кроме уменьшения сумм налоговых платежей [3]. Если в ходе предпринимательской деятельности налогоплательщика не только не нарушается буква закона, но и нет злоупотреблений с его стороны в части использования прав на получение льгот, то такая деятельность может называться налоговым планированием, которое не влечет наступления уголовной, административной или налоговой ответственности. Если же речь идет об умышленном сокрытии некоторой подлежащей уплате суммы налога, то такая деятельность называется уклонением от уплаты налогов и является уголовно наказуемым деянием [2].
Для ведения «открытой» налоговой политики на предприятии существует множество различных способов. Российское законодательство оставляет предприятиям за собой право выбора режима налогообложения (специальные налоговые режимы), выбор учетной политики, варианты учета проведения финансовых операций (не противоречащие закону). В связи с изменчивостью норм закона, необходимо следить за изменениями и проводить корректировку схем оптимизации. Это позволит избежать привлечения к ответственности за нарушение законодательства, а также применять нововведения в своих интересах.
При применении методов оптимизирования необходимо придерживаться следующих принципов, отраженных кратко на Рисунке 1
Рис. 1. Принципы налоговой оптимизации
Как видно, представленные принципы А. Комаха логичны и их применение является основой для успешного построения методов оптимизирования.
Проведя анализ можно выделить наиболее распространенные и основные методы оптимизации налоговых платежей.
- Одним из налогов, к которому наиболее обращено внимание — это налог на добавленную стоимость. В качестве способов оптимизации выделяют:
- Предприятием заключается сделка в виде опциона, при реализации которого НДС не начисляется (особенности сделки).
- При внесении задатка (необходима подтверждающая документация) обложение налогом которого — не предусмотрено.
- Снизить НДС на 10 % можно за счет использования услуг транспортной компании. Для этого товары необходимо перевозить с помощью транспорта продавца или обращаясь к транспортной компании.
- При стратегическом планировании налоговой деятельности, или в случае, когда необходимо отложить выплату налога, необходимо заранее продумывать дату выписки счет-фактуры. Поскольку НДС к выплате рассчитывается после получения данного документа.
- Можно получить освобождение от НДС на общем режиме налогообложения на основании статьи 145, пункта 1 Налогового Кодекса. Если выручка за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности не превышает 2 миллионов рублей.
- Распространенные способы оптимизации налога на прибыль:
- Количество резервных средств определяется самой компанией. Отчисления рассчитываются на основании количества замен и сметы ремонтных работ. Они не должны превышать размер, установленный за последние три года. Поэтому фирмам, работающим менее трех лет, создание резерва запрещено.
- Использование премии за амортизацию. При приобретении новые объекты можно учитывать как замещение амортизационных. Таким образом, возможно снизить прибыль на 30 % от стоимости объекта при замене основного средства 3–7 очереди или 10 % для остальных групп.
- Создание резервов — равномерное распределение налога на прибыль на протяжении года, что позволяет избежать пиковых отчислений во время отпусков, выявления долгов, ремонтов основных средств.
- Перенос налогооблагаемой базы на дочерние компании (прибыль переносится на фирму с льготным режимом обложения налогом на прибыль с обязательным выводом ее оттуда без каких-либо налоговых нагрузок).
- Еще одной возможностью снизить налогооблагаемую базу налога на прибыль является добровольное имущественное страхование. Статья 263 НК РФ дает подробное разъяснение на какие виды страхования возможно уменьшить базу по налогу на прибыль.
- Заключение договоров складского хранения и обслуживания. Привлечение подобных компаний для обслуживания дает не только возможность оптимизировать налог на прибыль, но и сэкономить на страховых взносах, за счет применения льготы в соответствии с п.8 ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС, ФФОМС [4].
Все указанные способы оптимизации налоговых платежей могут быть применены как уже действующими предприятиями, так и могут быть внедрены на стадии планирования будущей организации, или её подразделений. Основным преимуществом является легальность использования рассмотренных методов. Необходимо отметить, что предприятия, применяющие полулегальные «серые» методы оптимизации имеют высокий риск того, что такие способы будут признаны налоговыми нарушениями, что приведет к наступлению уголовной, административной или налоговой ответственности.
В 2017–2018 году некоторые схемы налоговой оптимизации были выявлены сотрудниками налоговых органов и признаны как уклонение от уплаты налогов.
Одной из распространенных схем оптимизации является — дробление бизнеса. Данный метод предполагал деление бизнеса на несколько фирм с такими организационно-правовыми формами как индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью для применения ими упрощенной системы налогообложения (УСН). Во-первых, такие специальные режимы как УСН, ЕНВД (Единый налог на вмененный доход) предусматривают льготу в виде отмены уплаты некоторых видов налогов, а во-вторых, предприятие до дробления бизнеса должно было бы уплачивать полную стоимость налогов, находясь на общем режиме налогообложения. Данный метод характеризуется как заведомо рискованный для предприятия.
Фиктивные сделки с фирмами-однодневками так же распространены среди представителей крупного бизнеса. Целью данных сделок является либо приобретение товаров, работ или услуг с заведомо завышенной стоимостью, либо занижение отражаемого дохода при продаже товаров. Компаниями оформляются фиктивные акты, накладные и счета, но фактически сделки не происходят. Таким образом, организация имеет возможность получить налоговые вычеты, либо снизить базу по налогу на прибыль. Зачастую такие фирмы используют и для уклонения от уплаты НДС.
Мнимые сделки по продаже недвижимости — схема так же известная сотрудникам налоговых инспекций, по которым имеется расширенная судебная практика. Собственниками объектов недвижимости заключаются сделки с взаимозависимыми организациями, с указанием в договорах купли-продажи умышленно заниженной стоимостью объекта, либо включая в такие договора услуги по улучшению состояния недвижимости (ремонта) с привлечением различных подрядчиков. В действительности данные сделки фиктивны.
Применение вышеприведенных методов может привести не только к доначислениям, но и к штрафным санкциям в размере 40 % от неуплаченной суммы, со стороны Федеральной налоговой службы.
Основным и наиболее действенным способом вести открытую налоговую политику на предприятии является налоговое планирование, предусматривающие законные методы оптимизации налоговых платежей. Для наибольшей эффективности схемы необходимо подбирать комплексно.
Необходимо отметить, что приведенный выше перечень «чистых» методов оптимизации налогообложения можно использовать налогоплательщиками с минимальными рисками привлечения к налоговой ответственности. Указанные методы позволяют существенно снизить налоговую нагрузку на предприятии. Данный перечень является примерным и не закрытым. Использование того или иного метода подбирается каждым отдельным предприятием индивидуально.