Рынки в переходной экономике
Рынки в переходной экономике
4.1. Роль конкуренции: теория и практика
Современные тенденции развития конкуренции в российской экономике
В современных условиях начала третьего тысячелетия формируется новая модель международного бизнеса в мировой экономике. Она представляет собой целостную систему многомерных экономических взаимозависимостей, основанных на сложном сочетании международной конкуренции, кооперации и партнерства на микро- и макроуровнях.
Для этой системы характерны следующие признаки:
1. Инновационно-сетевая организация экономики, в которой новые технологии, инновации становятся решающими факторами экономического роста.
2. Информационно-сетевое взаимодействие субъектов предпринимательства с использованием сети Интернет, приводящее к быстрому, разнообразному адаптированию и учету динамичных изменений конкурентной среды.
3. Появление изменяющейся, масштабной, агрессивной конкуренции, которую многие исследователи называют гиперконкуренцией.
В ХХI веке мы можем говорить о возникновении нового вида конкуренции – гиперконкуренции или инновационной конкуренции. Она включает новые методы воздействия на цели, мотивы, интересы, потребности, экономическое поведение партнеров, конкурентов, потребителей. Цель такой конкуренции заключается в получении запрограммированных выгод и эффектов. Все большую роль в конкурентной борьбе играет инновационный потенциал, способность постоянно развивать компанию, непрерывно обновляя, диверсифицируя ее деятельность в ассортиментном, географическом направлениях. Конкурентоспособность инновационных товаров и услуг становится главным фактором успеха деятельности национальных государств, отраслей, корпораций, отдельных инноваторов.
В современных условиях национальные государства все более жестко конкурируют за новые научные знания, контроль сырьевых ресурсов, информационных, финансовых средств, собственность на интеллектуальный и информационный капитал. Все это определяет статусное лидерство и конкурентоспособность предпринимательских структур. Меняются концепции, механизмы регулирования конкуренции на глобальном, национальном, отраслевом и локальном уровнях, становясь более гибкими.
При этом необходимо учитывать правила, требования, ограничения, связанные с инновационной гиперконкуренцией.
Рассматривая понятие гиперконкуренции, один из известных исследователей в этой сфере, Авени отмечает, что гиперконкуренция характеризуется постоянно нарастающим соперничеством в форме непрерывно появляющихся инноваций, новых технологий, сокращением времени НИОКР. Соперники для того, чтобы получить превосходство, конкурентные преимущества, должны действовать быстро, интенсивно.
Профессор Базельского университета М. Брун под гиперконкуренцией понимает «такую ситуацию, когда предприятия во все большей степени подвергаются совокупному воздействию ранее изолированных друг от друга конкурентных факторов, что ведет к возникновению многоаспектной, динамичной и агрессивной конкуренции».
Отличительными характерными признаками гиперконкуренции являются:
Многоуровневый характер гиперконкуренции, поскольку она может осуществляться на разных уровнях рынка: отраслевом, локальном, региональном, национальном, международном.
Гиперконкуренция может одновременно охватывать несколько параметров: издержки, сроки, инновации, качество. В этих условиях невозможно сосредотачивать внимание только на одном из конкурентных параметров — их необходимо рассматривать одновременно, в комплексе.
Динамика развития рынка, которая отражается в непрерывном появлении новых, уходе с рынка старых конкурентов, появлении новых видов товаров, работ, услуг, большом количестве слияний, присоединений, покупок предприятий и т.д. Конкурентные позиции соперников непрерывно меняются.
Увеличивающаяся агрессивность участников конкурентной среды. Поведение предприятий становится более жестким, бескомпромиссным, часто с нарушениями установленных действующим конкурентным законодательством норм и правил.
По своим важнейшим признакам инновационная гиперконкуренция близка к «созидательному разрушению рынка Й. Шумпетера. Он утверждал, что экономическое развитие вращается около инноваций, «новые комбинации факторов позволяют снизить производственные расходы. Прибыль получает тот, кто раньше других использует нововведения. Когда же нововведения уже достаточно распространены, производственные затраты выравниваются, прибыль исчезает. Старые продукты и прежние формы организации вытесняются. Возникает процесс «созидательного разрушения». Процветание фирм может сменяться депрессией. Реализуются новые комбинации факторов, избыточные сбережения направляются в технологический процесс, фирмы приспосабливаются к новым условиям. Основной импульс приходит от новых потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров на новые рынки и новые формы экономической организации предприятия».
Таким образом, гиперконкуренция характеризуется постоянно нарастающим соперничеством в форме быстропоявляющихся технологических, управленческих и товарных инноваций, сокращением времени НИОКР, агрессивной конкуренцией новых подходов к сервисному обслуживанию покупательских потребностей и предпочтений. Гиперконкуренция осуществляется передовыми компаниями на основе научно-технологических и организационно-управленческих инноваций гибких, интенсивных действий против конкурентов с целью получения конкурентных преимуществ.
Субъектом гиперконкуренции являются транснациональные корпорации, предполагающие серийные инновационные товары, услуги, сервисы обслуживания и управления, характеризующиеся глобальной инновационностью, т.е. опережающими инновационными высококонкурентными товарами и услугами, с качественно новыми, во многом универсальными функциями и потребительскими свойствами, на которые предъявляется устойчивый спрос и которые получают статус глобальных новинок, брендов (дифференцированных по видам и маркам), формирующих и расширяющих новые продуктовые и сервисные ниши, а также новые потребности и предпочтения потребителей большинства стран мира.
Современные ТНК (Microsoft, IBM, Apple, Intel, GE, Samsung и др.) трансформируются в гиперконкурентные корпорации, обеспечивающие научно-техническое, инновационное развитие мировой экономики, формируя глобальную конкурентную среду в области инноваций, финансов, рынка труда, производства.
Инновационная гиперконкуренция созидательно трансформирует экономику по параметрам инновационности, ценам, качеству, сервисности, прибыльности. Гиперконкурентные корпорации постоянно расширяя брендовые, товарные, сервисные, рыночные сегменты, закрепляют за собой новые идеи, концепции, технологии, дизайны, аутсорсинг, методы управления.
Лекция №4.
Тема №4. Народно-хозяйственные комплексы.
Основные характеристики естественных монополий, и их особенности в переходный период. Топливно-энергетический комплекс и пути реструктуризации естественных монополий. Особенности развития газовой отрасли в России. Электроэнергетика: регулирование и конкуренция. Перспективы развития РЖД.
Оборонно-промышленный комплекс: от кризиса к неустойчивому развитию. Трансформация советской системы управления оборонно-промышленного комплекса в российскую экономику. Финансирование оборонных программ. Проблемы развития оборонного комплекса.
Развитие строительного комплекса. Инвестирование в основной капитал и строительную деятельность. Строительный комплекс и его состав. Перспективные проблемы развития рыночных отношений в сфере инвестиционно-строительной деятельности. Агропромышленный комплекс. Эволюция АПК. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: идеи и реализация.
Становление и пути развития региональных комплексов. Национальная экономика как система региональных экономик. Становление региональных комплексов и региональных экономик в советский период. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития регионов.
Рынки в переходной экономике
Характеристики рынков в переходной экономике
Рынки в переходной экономике, или другими словами рыночные институты переходного периода, имеют некоторые отличия от всех рынков, которые существуют в развитых странах с рыночной системой. К ним можно отнести следующие характеристики:
- В первую очередь, так называемая институциональная неполнота или ещё называют институциональной лакуны. Данные выражения означают отсутствие полное или частичное, или крайне слабое развитие особо важных институтов рынка. Примером такой лакуны можно считать отсутствие купли-продажи земли с целью использования ее в качестве залога, что в свою очередь, приводит к отсутствию возможности кредитования и инвестирования в сельском хозяйстве. Еще одной лакуной институциональной можно считать отсутствие рыночного отбора или, выражаясь научным языком, рыночной селекции, которая проявляется в форме ликвидации предприятий, ставших банкротами. Это характерно для всех стран, находящихся в состоянии переходной экономики. Такая лакуна имеет свойство нарушать действия конкурентного механизма, что сдерживает трансформацию экономической структуры.
- Неравномерное развитие некоторых сегментов рынка или структурная асимметричность. Заключается она в том, что наибольшее развитие, например, получает рынок товаров и услуг, в то время как другие сегменты рынка, которые являются рынками факторов производства развиты это гораздо более слабее. К рынкам факторов производства относится капитал, трудовыей и природные ресурсы, в том числе земли и другие. Ярким примером такой структурной асимметричности может стать Россия девяностых годов. В то время формирование рынка капитала затруднялось как раз потому, что рынок товаров и услуг получил большее развитие. Такое положение длилось вплоть до финансового кризиса 1998 года. Причина заключалась в том, что монопольная роль государства как заемщика, препятствовала формированию рынка капитала. А также становление рынка было затруднено вследствие того, что трудовые ресурсы обладали низкой мобильностью.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Институциональные лакуны и так называемая структурная асимметричность имеют свойство порождать такие нерыночные формы поведения экономических агентов, как бартер, слабая адаптация к амплитуде колебания спроса, неисполнение платежей.
Меркантилизм или экономика властных группировок
Рыночные системы в реальной действительности чаще представляют собой смешанные экономики. Под смешанной экономикой понимается структура рыночного механизма с определенным уровнем вмешательства государства в регулирование экономикой. В то же время все страны, которые ведут экономику смешанного типа сложно сравнить. Смешанная экономика одной страны имеет различные признаки по сравнению со смешанной экономикой другой страны. В связи с этим, в экономической литературе предпринимаются попытки выделения некоего промежуточного типа хозяйственной системы, которая отличается своими основными признаками и экономической эффективностью.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Такой промежуточный тип хозяйственной системы называют меркантилизм. Идея меркантилизма заключается в том, что у властвующих существует вера в экономическое процветание государства, которое может быть гарантировано только лишь регулированием правительства националистического типа.
Меркантилизм выступая в качестве промежуточного типа представляет собой такое состояние экономики, в которой рыночный обмен существует, но при этом институциональная структура не даёт создать благоприятные условия для использования преимуществ расширенного рыночного уклада.
В рамках такого экономического порядка для институциональной структуры характерно сильное влияние государства на основе регламентирующих документов, которые во многом зависят от некоторой группы элитарного общества, получающего различные привилегии государства.
Признаки и разновидность меркантилизма
- Господствующее положение занимает мнение о том, что общее благосостояние народа может быть достигнуто исключительно только через государственное регулирование. Надо учитывать, что действия вмешательства государства часто деформируют или заменяют полностью рыночный механизм.
- Политическая сфера, в частности ее демократические институты, попадают под серьезное влияние постоянно меняющихся власть имущих групп.
- Проводится внешняя политика, способствующая изоляции страны всего мира, прикрываем лозунгами о самодостаточности государства.
Экономическая система, которая была основана на принципах меркантилизма крайне сильно отличается от понятия плановой или рыночной экономики.
Основоположники коммунизма и либерализма резко отвергают меркантилизм. Как правило, экономика меркантилизма включает все механизмы такие как законодательные, регулирующие, административные. Через них общества, преимущественно аграрные, рассчитывали на преобразование, переориентацию в торговые и промышленные.
В связи с этим меркантилистические государства через регламентированные нормы закона, налоги, субсидии и лицензии предоставляют определенные привилегии узко избранным потребителям и производителям.
Эта экономическая система, одновременно обладая признаками рыночной и плановой, тем не менее не является ни той, ни другой. Но самое главное, что меркантилистическая экономика, по сравнению с системами плановой и рыночной экономик, оказывается наиболее неэффективной, в частности в способе координации в хозяйственной деятельности.
В реальной экономике различают три типа меркантилистической экономики:
- Полная конкуренция;
- Экономика властных группировок;
- Экономика централизованного регулирования.
В экономической теории существует много трудов и дискуссии относительно данной экономической системы. Мнение о целесообразности и эффективности такого типа экономической структуры разделились. История развития экономической науки и экономических систем дает нам знания о том, что такого плана формы экономической организации были известны и имели место быть ещё со времён Средневековья. Также известно, что экономический прогресс в рамках такой экономической системы достигается, но только до состояния неустойчивого равновесия и в целом имеет нестабильность.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
В параграфе 4.2.4 приведено определение переходной экономики как периода преобразования одного типа экономических отношений в другой. Остановимся на этом процессе более подробно.
Переходная экономика характеризуется рядом признаков:
• многовариантность общественно-экономической динамики. Обратимся к главному из них – многоукладности.
Экономический уклад – это тип экономических отношений, базовыми положениями которого являются: форма собственности, способ ведения хозяйства, методы координации производства, типы регуляторов хозяйственных связей.
Многоукладность экономики современной России обусловлена наличием государственной, частной и смешанной форм собственности.
Причем доминирующей является смешанная экономика рыночного типа. Однако вне этой системы некоторые экономисты выделяют еще пять типов эксполярных (остаточных) хозяйственных укладов:
• специализированное (монопольное) малое производство;
• «вторая экономика» – дополнительная (побочная) работа;
Их общей особенностью является то, что они слабо вовлечены в официальную рыночную экономику, действуют и развиваются, преследуя свои цели, и базируются на своих принципах. Их длительное самосохранение и неприсоединение к доминирующей экономике свидетельствует о наличии альтернативных путей общественно-экономического развития как в прошлом, так и в настоящем. Более того, оно указывает на возможность сохранения нерыночного (или посткапиталистическо-рыночного) пути развития в будущем. Это означает, что исторически сложившиеся уклады, характеризуя многообразие и альтернативность общественно-экономического развития в прошлом, могут возродиться в новом качестве и стать доминирующей линией развития в настоящем или будущем.
Второе свойство переходной экономики – неустойчивость системы вызвана сменой старых отношений при отсутствии нового институционального каркаса, что проявляется в борьбе интересов разных собственников, в нарушении устоявшихся социальных норм в жизнеобеспечении населения и т. д. Обострение противоречий старых и новых укладов жизни усугубляет неустойчивость социально-экономической системы в целом.
Третье свойство переходной экономики – многовариантность экономического развития обусловлена многоукладностью и означает альтернативный подход к решению возникающих проблем, столкновению интересов различных слоев населения в выборе направления экономического развития страны.
Период рыночной трансформации в России был продолжителен. В этот период требовалось создать такие структуры, которых не было в советской России. Нужно было: сформировать предпринимательский сектор, рынок труда, реформировать рынок благ и рынок денег, сформировать рынок ценных бумаг. Кроме того, следовало «открыть» экономику: ликвидировать государственную монополию на внешнеэкономические отношения с зарубежными странами, создать условия для свободного перемещения капитала.
Для достижения этих целей необходимо было демонтировать административно-командную систему. Процедура демонтажа административно-командной системы сводилась к двум основным мероприятиям.
Первое – упразднение системы государственного директивного планирования, что означало перенос центра тяжести процесса принятия хозяйственных решений на уровень хозяйственных субъектов, и системы централизованного распределения материально-технических ресурсов, которую стал заменять формирующийся рынок средств производства.
Второе – либерализация хозяйственной (производственной и коммерческой) деятельности, заключающаяся в снятии с нее большинства государственных запретов и ограничений.
Главными объектами либерализации стали цены, внутренняя торговля, внешнеэкономические связи.
Либерализация цен представляла собой их вывод из режима централизованного назначения специальными административными органами и предоставление производителям, продавцам и посредникам права устанавливать цены самостоятельно, под воздействием спроса и предложения.
Либерализация торговли давала право хозяйственным агентам самостоятельно принимать решения, касающиеся всех аспектов их деятельности: определять объем производства и номенклатуру выпускаемой продукции, выбирать поставщиков и партнеров-смежников, организовывать сбыт, подбирать кадры и устанавливать размеры оплаты труда.
Либерализация внешнеэкономических связей заключалась в отмене государственной монополии внешней торговли и предоставлении хозяйствующим субъектам (как государственным предприятиям, так и частным фирмам и смешанным обществам) права самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять на нем экспортные и импортные операции.
В процессе трансформации экономики используются три основных типа развития.
Первый выступает в виде шокового типа, второй – в виде градуали-стического. Третий тип основан на комбинации первых двух типов и называется гетеродоксальным.
«Шоковая терапия» разработана в 1970-е гг. МВФ для проведения рыночных реформ в развивающихся странах, а также в России и постсоциалистических странах.
В соответствии с этой концепцией доступ к кредитным ресурсам МВФ и иностранным инвестициям увязывался с необходимостью выплаты этими странами огромных внешних долгов западным странам.
«Шоковый» тип предполагал следующие меры:
• либерализация экономики, т. е. освобождение от государственного регулирования;
• разгосударствление производства путем преобразований отношений собственности и проведения ускоренной приватизации;
• обеспечение финансовой стабилизации;
• институциональные преобразования: в области норм права и формирования рыночной инфраструктуры;
• создание открытой экономики, т. е. обеспечение свободного выхода на внешние рынки непосредственных производителей, сокращение тарифов и т. д.
Однако проведение всех этих мероприятий в России не дало положительных ожидаемых результатов, за ними не последовало увеличения темпов развития и роста национального дохода на душу населения.
«Градуалистический» (линейный) тип рыночных преобразований предполагает постепенный, последовательный переход от одного экономического состояния к другому. Главным свойством этого пути является стабильность развития, недопущение спада объема производства, а также создание условий для социальной адаптации населения в процессе экономических преобразований. Этим путем проходят (и достаточно успешно) рыночные преобразования в Китае.
«Гетеродоксальный» тип преобразования основан на быстрой финансовой стабилизации (она позаимствована из концепции шоковой терапии) и на идее фиксированных цен на важнейшие товары и услуги (позаимствована из градуалистической концепции).
Таким образом, «гетеродоксальный» подход основан на сочетании двух предыдущих подходов и предполагает:
• постепенную либерализацию хозяйственной деятельности;
• длительное сохранение регулирующей роли государства;
• сохранение за государством внешнеэкономического и валютного контроля;
• оказание государством помощи важнейшим отраслям с помощью субсидий и налогового стимулирования.
Осуществление «гетеродоксального» типа не вызывает резкого всплеска инфляции, падения темпов производства и огромной поляризации населения. Россия, к сожалению, избрала навязанный ей путь «шоковой терапии».
На этом пути явно прослеживаются два этапа.
Первый этап (1992–1998) связан с использованием монетарной политики.
Второй этап (с августа 1998) связан с девальвацией валюты и развивающимся финансовым кризисом.
За реформами последовали следующие результаты:
• в России изменен общественно-политический строй и заложены основы рыночной экономики;
• проведены разгосударствление и приватизация производственных и торговых структур;
• создана новая банковская система;
• развита система коммерческого кредитования;
• функционирует фондовый рынок;
• осуществлены либерализация цен и движение капиталов;
• экономика быстро интегрируется в систему мирохозяйственных связей;
• открыт внутренний рынок для частных иностранных инвестиций, миграции зарубежной рабочей силы.
Все это свидетельствует о том, что в России заложены основы рыночной экономики.
В то же время не решены следующие проблемы:
• сохранился контроль чиновников за распределением ресурсов;
• не созданы единые правила конкурентной борьбы и контроль за их исполнением;
• не решен вопрос о создании рынка земли;
• не разработаны механизмы, ограничивающие влияние крупного олигархического капитала на управление государством;
• не обеспечено эффективное управление оставшейся в руках государства собственностью, особенно естественными монополиями: добыча нефти, газа, меди, производства электроэнергии и т. д.
Половинчатые преобразования, отсутствие структурной реформы и адресной социальной политики привели к резкому росту цен и падению жизненного уровня населения.
Поспешная приватизация привела к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За период 1992–1998 гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Переходная к рынку экономика и ее основные черты.
Переходная экономика по своей природе есть особое стояние экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к ДРУГ0Й’
В широком смысле вся мировая экономика сегодня — это переходная экономика, ибо все ее элементы непрерывно развиваются. В узком смысле переходная экономика есть переходная экономика отдельной страны, как частицы глобального переходного состояния мирового сообщества.
Во многих странах осуществляется переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Переходная экономика в этих странах представляет смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. При этом постепенно усиливаются элементы современного рыночного хозяйства и ослабевают элементы административно-командной системы.
Переходную экономику характеризуют следующие черты:
1. Неустойчивость, нестабильность, изменчивость экономики. Они усиливают неустойчивость существующей системы с тем, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе. 2. Альтернативный характер развития. Переходная экономика перерастает в какое-то другое новое состояние. Переходность исключает простой возврат к прежнему состоянию, предполагает выход на новые варианты, Формирование новой системы. 3. Существование особых переходных экономических Ф°рм. Это акционерные формы собственности, формы Распределения, соединяющие в себе элементы старого и нового. Они отражают направление преобразований. 4. Наличие элементов административно-командной и Рыночной системы. В некоторых странах к ним примыа1°т элементы традиционной хозяйственной системы.
5. Противоречивость переходной экономики. Пр ходной экономике присущ особый характер противоо чий. Это противоречия не функционирования, а разви тия, т.е. нового и старого.
6. Историчность, обусловленная особенностями эко номического развития отдельных стран.
42. Стартовые условия рыночных преобразований и модели перехода к рынку.
Практический опыт стран с административно-командной экономикой демонстрирует две модели системных преобразований: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов («градуалистский подход») и радикальные реформы («шоковая терапия»). Названные модели различаются в основном сроками проведения реформ, масштабом институциональных преобразований и интенсивностью стабилизационных мер. Выбор той или иной модели системных преобразования определяется рядом экономических и неэкономических факторов.
Градуализм — экономическая концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и отводящая государству главную роль в формировании рынка. Градуализм рассматривает трансформацию плановой экономики как относительно длительный и постепенный процесс, в котором ведущая роль отводится стабилизации производства.
Выбор эволюционного пути обусловлен относительно небольшим удельным весом тяжелой промышленности в отраслевой структуре экономики; развитым сельским хозяйством и сравнительно стабильной финансовой системой. Важный фактор — наличие работников, сохранивших навыки частного предпринимательства, и готовность населения принять новые экономические отношения. Особенностью эволюционного перехода к рынку является то, что государство последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Выделим общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:
• быстрое развертывание в частном секторе производства потребительских благ и насыщение ими рынка. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства предметов потребления, а затем распространяются на инвестиционные отрасли.
Сторонники градуализма выступают против разовой либерализации цен и быстрой приватизации. Градуалистская стратегия отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, нужных для поддержания необходимого уровня потребления и инвестиций, для создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации.
• либерализация цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов;
• жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции;
• формирование рыночной инфраструктуры.
«Шоковая терапия» — экономическая концепция, считающая инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли- тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой «промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Стратегия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государства. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась специалистами МВФ (Международным валютным фондом) и МБРР (Международным банком реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Радикальная модель обеспечивает становление рыночных отношений в обществе в течение 10—15 лет и включает следующий комплекс мер: • одномоментная либерализация цен на основную массу товаров и услуг; • пересмотр роли государства • рыночные отношения охватывают большинство социально-экономических отношений; • ускоренная приватизация государственной собственности;
• либерализация внешнеэкономической деятельности.
Однако социальная цена проводимых реформ, как правило, оказывается очень высока.
43. Основные направления рыночной трансформации. Роль государства в переходной экономике.
Одновременная приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация цен, перевод инфляцию в открытую, преобразования в аграрной и индустриальной сфере, либерализация ВЭД.
С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, социальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.
В последнее время возникли и качественно новые функции государства. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов. Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.
Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок-классический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции, возврату экономики в прежнее состояние, укоренению старых тенденций. Это очень опасно. К тому же отсутствие каких-либо регулирующих начал в период трансформации ведет к неизбежному нарастанию хаотических процессов. О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Можно выделить несколько таких задач.
Это прежде всего формирование новой системы отношений собственности, присущей смешанной, многоукладной экономике. Самостийно данный процесс в исторически обозримой перспективе в принципе не может произойти.
Далее. Становление малого предпринимательства, в том числе и фермерского хозяйства, невозможно без поддержки и государственного регулирования. В последнем нуждаются и современные высокоорганизованные структуры типа финансово-промышленных групп и аналогичных им. Их создание тоже не может быть пущено на самотек, требует чёткого инициирования, регулирования и поддержки со стороны государства.
Наконец в переходный период стоит задача формирования основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуры рыночной экономики в целом, которые вряд ли могут сложиться без активного регулирующего участия государства.
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы.
44. Приватизация: сущность и цели.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
«приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов
Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления ею.
Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей–предприятий будет обладать свободой хозяйственной дея-
тельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.
Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путем разгосударствления и приватизации.
24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
В параграфе 4.2.4 приведено определение переходной экономики как периода преобразования одного типа экономических отношений в другой. Остановимся на этом процессе более подробно.
Переходная экономика характеризуется рядом признаков:
• многовариантность общественно-экономической динамики. Обратимся к главному из них – многоукладности.
Экономический уклад – это тип экономических отношений, базовыми положениями которого являются: форма собственности, способ ведения хозяйства, методы координации производства, типы регуляторов хозяйственных связей.
Многоукладность экономики современной России обусловлена наличием государственной, частной и смешанной форм собственности.
Причем доминирующей является смешанная экономика рыночного типа. Однако вне этой системы некоторые экономисты выделяют еще пять типов эксполярных (остаточных) хозяйственных укладов:
• специализированное (монопольное) малое производство;
• «вторая экономика» – дополнительная (побочная) работа;
Их общей особенностью является то, что они слабо вовлечены в официальную рыночную экономику, действуют и развиваются, преследуя свои цели, и базируются на своих принципах. Их длительное самосохранение и неприсоединение к доминирующей экономике свидетельствует о наличии альтернативных путей общественно-экономического развития как в прошлом, так и в настоящем. Более того, оно указывает на возможность сохранения нерыночного (или посткапиталистическо-рыночного) пути развития в будущем. Это означает, что исторически сложившиеся уклады, характеризуя многообразие и альтернативность общественно-экономического развития в прошлом, могут возродиться в новом качестве и стать доминирующей линией развития в настоящем или будущем.
Второе свойство переходной экономики – неустойчивость системы вызвана сменой старых отношений при отсутствии нового институционального каркаса, что проявляется в борьбе интересов разных собственников, в нарушении устоявшихся социальных норм в жизнеобеспечении населения и т. д. Обострение противоречий старых и новых укладов жизни усугубляет неустойчивость социально-экономической системы в целом.
Третье свойство переходной экономики – многовариантность экономического развития обусловлена многоукладностью и означает альтернативный подход к решению возникающих проблем, столкновению интересов различных слоев населения в выборе направления экономического развития страны.
Период рыночной трансформации в России был продолжителен. В этот период требовалось создать такие структуры, которых не было в советской России. Нужно было: сформировать предпринимательский сектор, рынок труда, реформировать рынок благ и рынок денег, сформировать рынок ценных бумаг. Кроме того, следовало «открыть» экономику: ликвидировать государственную монополию на внешнеэкономические отношения с зарубежными странами, создать условия для свободного перемещения капитала.
Для достижения этих целей необходимо было демонтировать административно-командную систему. Процедура демонтажа административно-командной системы сводилась к двум основным мероприятиям.
Первое – упразднение системы государственного директивного планирования, что означало перенос центра тяжести процесса принятия хозяйственных решений на уровень хозяйственных субъектов, и системы централизованного распределения материально-технических ресурсов, которую стал заменять формирующийся рынок средств производства.
Второе – либерализация хозяйственной (производственной и коммерческой) деятельности, заключающаяся в снятии с нее большинства государственных запретов и ограничений.
Главными объектами либерализации стали цены, внутренняя торговля, внешнеэкономические связи.
Либерализация цен представляла собой их вывод из режима централизованного назначения специальными административными органами и предоставление производителям, продавцам и посредникам права устанавливать цены самостоятельно, под воздействием спроса и предложения.
Либерализация торговли давала право хозяйственным агентам самостоятельно принимать решения, касающиеся всех аспектов их деятельности: определять объем производства и номенклатуру выпускаемой продукции, выбирать поставщиков и партнеров-смежников, организовывать сбыт, подбирать кадры и устанавливать размеры оплаты труда.
Либерализация внешнеэкономических связей заключалась в отмене государственной монополии внешней торговли и предоставлении хозяйствующим субъектам (как государственным предприятиям, так и частным фирмам и смешанным обществам) права самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять на нем экспортные и импортные операции.
В процессе трансформации экономики используются три основных типа развития.
Первый выступает в виде шокового типа, второй – в виде градуали-стического. Третий тип основан на комбинации первых двух типов и называется гетеродоксальным.
«Шоковая терапия» разработана в 1970-е гг. МВФ для проведения рыночных реформ в развивающихся странах, а также в России и постсоциалистических странах.
В соответствии с этой концепцией доступ к кредитным ресурсам МВФ и иностранным инвестициям увязывался с необходимостью выплаты этими странами огромных внешних долгов западным странам.
«Шоковый» тип предполагал следующие меры:
• либерализация экономики, т. е. освобождение от государственного регулирования;
• разгосударствление производства путем преобразований отношений собственности и проведения ускоренной приватизации;
• обеспечение финансовой стабилизации;
• институциональные преобразования: в области норм права и формирования рыночной инфраструктуры;
• создание открытой экономики, т. е. обеспечение свободного выхода на внешние рынки непосредственных производителей, сокращение тарифов и т. д.
Однако проведение всех этих мероприятий в России не дало положительных ожидаемых результатов, за ними не последовало увеличения темпов развития и роста национального дохода на душу населения.
«Градуалистический» (линейный) тип рыночных преобразований предполагает постепенный, последовательный переход от одного экономического состояния к другому. Главным свойством этого пути является стабильность развития, недопущение спада объема производства, а также создание условий для социальной адаптации населения в процессе экономических преобразований. Этим путем проходят (и достаточно успешно) рыночные преобразования в Китае.
«Гетеродоксальный» тип преобразования основан на быстрой финансовой стабилизации (она позаимствована из концепции шоковой терапии) и на идее фиксированных цен на важнейшие товары и услуги (позаимствована из градуалистической концепции).
Таким образом, «гетеродоксальный» подход основан на сочетании двух предыдущих подходов и предполагает:
• постепенную либерализацию хозяйственной деятельности;
• длительное сохранение регулирующей роли государства;
• сохранение за государством внешнеэкономического и валютного контроля;
• оказание государством помощи важнейшим отраслям с помощью субсидий и налогового стимулирования.
Осуществление «гетеродоксального» типа не вызывает резкого всплеска инфляции, падения темпов производства и огромной поляризации населения. Россия, к сожалению, избрала навязанный ей путь «шоковой терапии».
На этом пути явно прослеживаются два этапа.
Первый этап (1992–1998) связан с использованием монетарной политики.
Второй этап (с августа 1998) связан с девальвацией валюты и развивающимся финансовым кризисом.
За реформами последовали следующие результаты:
• в России изменен общественно-политический строй и заложены основы рыночной экономики;
• проведены разгосударствление и приватизация производственных и торговых структур;
• создана новая банковская система;
• развита система коммерческого кредитования;
• функционирует фондовый рынок;
• осуществлены либерализация цен и движение капиталов;
• экономика быстро интегрируется в систему мирохозяйственных связей;
• открыт внутренний рынок для частных иностранных инвестиций, миграции зарубежной рабочей силы.
Все это свидетельствует о том, что в России заложены основы рыночной экономики.
В то же время не решены следующие проблемы:
• сохранился контроль чиновников за распределением ресурсов;
• не созданы единые правила конкурентной борьбы и контроль за их исполнением;
• не решен вопрос о создании рынка земли;
• не разработаны механизмы, ограничивающие влияние крупного олигархического капитала на управление государством;
• не обеспечено эффективное управление оставшейся в руках государства собственностью, особенно естественными монополиями: добыча нефти, газа, меди, производства электроэнергии и т. д.
Половинчатые преобразования, отсутствие структурной реформы и адресной социальной политики привели к резкому росту цен и падению жизненного уровня населения.
Поспешная приватизация привела к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За период 1992–1998 гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.