Роль финансов в экономике государства
Роль финансов;
Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях.
1) Распределительная функция финансов проявляется в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода (НД).
Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д.
Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК. Произошло перераспределение денежных средств между отраслями, Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т. д.
Цель – развитие производительных сил, создание рыночных структур в экономике, укрепление государства, дальнейшего роста благосостояния нации.
2) Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов → контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и целевым программам.
Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная налоговая служба; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.
Цель – развитие общественного и частного производства, развитие НТП, улучшение качества работ во всех звеньях народного хозяйства.
Контрольная функция выполняет задачи экономического стимулирования в государстве, рационального и бережного использования ресурсов, точного соблюдения финансового законодательства, выполнения обязательств перед бюджетом.
3) Регулирующая функция – связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
4) Стабилизирующая функция – обеспечение для всех субъектов в государстве стабильных экономических условий (в первую очередь стабильность финансового законодательства).
С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилась. В условиях административно-командной системы роль финансов была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах выделялись финансовые ресурсы из госбюджета, т е. имело место челночное движение финансовых средств.
Роль финансов в экономике сводится к 3 основным направлениям:
1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства – покрытие затрат за счет финансовых ресурсов;
2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
Регулирование экономики – это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
Различают 3 вида регулирования экономики.
1. Саморегулирование – это регулирование экономики самим рыночным механизмом. Рынок определяет и изменяет, пропорции, рост цен на отдельные товары вызывает увеличение прибыли при производстве таких товаров и выгодности вложения капиталов в эту отрасль экономики. Приток капиталов резко увеличивает производство товаров, оно превышает спрос, цены на товары падают, прибыль снижается и начинается отток капиталов из отрасли.
2. Государственное регулирование экономики. Рынок не в состоянии отрегулировать все проблемы, примером может служить фундаментальная наука. Ни в одной стране с рыночной экономикой она не финансируется частными предпринимателями, так как результаты в этой сфере деятельности непредсказуемы, поэтому фундаментальная наука финансируется: за счёт государственных средств. То же самое можно сказать и о других проблемах, например, финансирование обороны, решение социальных вопросов и т.д.
3. Регулирование экономики через финансы самого предприятия. В этом случае предприятие само определяет пропорции между накоплением и потреблением и другие пропорции.
3) финансовое стимулирование эффективного использования экономических ресурсов осуществляется различными методами:
§ через эффективное вложение финансовых ресурсов (н-р, выделение бюджетных ссуд на конкурсной основе);
§ через создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
§ через использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
§ через использование финансовых санкций (штрафы и пени за неуплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т. п.).
Выводы по теме 3
Термин «финансы» произошел от лат. financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в ХIII-ХV вв. Позже получил международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Это экономическая категория, выражающая денежные отношения по поводу формирования, использования и распределения централизованных денежных фондов (ВВП и национального дохода государства) и по поводу воспроизводства и распределения денежных фондов предприятий.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:
§ между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции, работ и услуг;
§ между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов;
§ между государством и предприятиями по поводу формирования бюджета;
§ между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами.
Финансы группируются в четырех направлениях:
§ финансы государства (бюджета)
§ финансы предприятий (прибыль)
§ финансы домашних хозяйств (семейный бюджет)
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая.
Роль финансов в экономике сводится к 3 основным направлениям:
1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства – покрытие затрат за счет финансовых ресурсов;
2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
3) финансовое стимулирование эффективного использования экономических ресурсов.
Роль и значение финансов в экономике
Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и, прежде всего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время в зависимости от конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.
При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.
Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на основе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. Однако конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределению доходов между предприятиями, отраслями и т.д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.
При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.
Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объема финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубине и длительности – к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.
Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на основе платности и возвратности. Кроме того, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.
Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой необходимость формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.
Важнейшей характеристикой деятельности всех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.
Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в том числе финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на основе конкурентного производства процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на основе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаг.
Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансовых ресурсов.
Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.
Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная необходимость в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.
Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, знаний, творческого потенциала, мораль, но психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал рассматривается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.
Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.
В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на основе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфраструктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.
В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.
Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов денежных средств предприятий, которые могут быть использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целей в интересах общества в целом.
Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.
Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объем расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению могут быть выделены:
— расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);
— расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);
— расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.).
Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой основе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.
Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.
Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.
Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.
Роль финансов в экономике
Финансы являются важной составной частью современной экономики, с которой они неразрывно связаны и вместе развиваются. Роль финансов в экономике определяется возможностью влияния финансов на все стадии воспроизводственного процесса, а также взаимосвязью финансов с другими экономическими категориями.
Влияние финансов на воспроизводственный процесс
Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:
• распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды В соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;
• контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.
Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.
Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.
Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.
Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.
В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.
В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды.
В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления товаров, работ, услуг, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.
Взаимосвязь финансов с экономическими категориями
В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.
Цена — это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара. С помощью цены стоимость созданного товара получает денежное выражение, на основе которого совершается весь распределительный процесс. Это обстоятельство отражает сущность взаимосвязи цены и финансов.
Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца.
Однако цена редко равняется стоимости. Под воздействием спроса и предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т. е. изменения диспропорций с помощью финансов.
Если цена выше стоимости, то посредством финансов происходит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов. Государство может устанавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для защиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхования рисков (а это уже финансовые отношения).
С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены — лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров. Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.
Заработная плата — денежное выражение стоимости рабочей силы. В процессе распределения общественного продукта происходит возмещение потребленной стоимости рабочей силы (т. е. стоимости средств, необходимых для восстановления затраченных сил, умственной энергии и т. д.). Однако свободного человека нельзя заставить трудиться на покрытие только собственных издержек. Необходимы средства на расширенное воспроизводство рабочей силы, поощрение дополнительного труда. Для выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд. Обособление части стоимости в виде фонда заработной платы осуществляется с помощью финансов. Финансовые отношения возникают и в процессе взимания налогов с заработной платы.
Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой — тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит — только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов — вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов — временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.
Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга. Участвуя в распределении созданного в обществе валового продукта в денежной форме, финансы и кредит дополняют друг друга: функционирование финансов создает основу для образования кредитных ресурсов; функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.
Роль финансов в экономике
Финансы — совокупность экономических отношений при использовании, формировании и распределении фондов денежных средств.
Распределение финансов
Роль финансов, заключается в их распределении и перераспределении в различные сектора экономики. При стабильной экономической ситуации и грамотной финансовой политике, вливание денежных потоков в определенную проблемную зону, способно позитивным образом воздействовать на общее экономическое и социальное развитие страны. Чаще всего финансовые ресурсы распределяются по различным отраслям экономики, отдельным регионам и субъектам, хозяйственной деятельности, в соответствии с заранее составленным и утвержденным планом правительства.
На микроуровне, в условиях отдельно взятого предприятия, финансы могут распределяться в различные структуры организации, для решения производственных, хозяйственных и прочих задач.
Выделяют несколько разновидностей финансового распределения:
- внутрихозяйственное;
- внутриотраслевое;
- межотраслевое;
- межтерриториальное;
- межгосударственное.
Воспроизводственная функция финансов
Воспроизводственная функция финансов, проявление которой отражено показателями прибыльности и ликвидности активов, заключается в обеспечении необходимого баланса между материальными, трудовыми и денежными ресурсами. Воспроизводство актуально на каждой стадии оборота капитала, и не зависит от масштаба процесса производства экономических благ.
Финансы также являются основным элементом воспроизводства рабочей силы. Помимо оплаты труда, в стоимость воспроизводства входят расходы на здравоохранение, образование и социальное обеспечение.
Финансовый мониторинг
Финансовый мониторинг это внешний и внутренний контроль финансовой деятельности организаций, совершающих разного рода операции с использованием денежных средств.
Внешний мониторинг подразумевает реализацию финансовой политики государства, создающей необходимые условия для оборота капитала внутри страны. С этой целью сформированы органы контроля по линии законодательной власти (Счетная Палата РФ), и исполнительной власти (правительственный или президентский контроль).
Внутренний контроль позволяет рассмотреть масштабы организации и производственные мощности на отдельно взятом предприятии.
Стимулирующая функция финансов
Стимулирующая функция финансов заключается в возможности их влияния на различные процессы, происходящие в экономической среде. Инновационные проекты и стратегически важные структуры, технологичные и трудоемкие производственные отрасли являются приоритетами в экономическом развитии государства.
Стимулирование важнейших экономических секторов финансовыми средствами обусловлено:
- внедрением налоговых льгот;
- снижением налоговых ставок;
- лимитированием налоговой базы;
- освобождением от налоговых выплат.
Социальная функция финансов
Социальная функция финансов заключается в:
- Обеспечении существования государства. Созданные общегосударственные финансовые фонды, используются в соответствии с провозглашенными руководством страны целями.
- Содержании нетрудоспособного населения. За счет формирования финансовой системы пенсионного обеспечения, государство содержит граждан, являющихся нетрудоспособными по достигнутому возрасту. Как правило, источники пенсионных накоплений носят смешанный характер. Часть оплачивает государство, часть — работодатель, а часть накапливают работники на всем протяжении своей трудовой деятельности.
- Сглаживании материального неравенства. При помощи социальной политики руководство страны за счет бюджетных средств сглаживает материальные различия в денежном достатке людей.
- Обеспечении духовного роста населения. Финансовые отношения позволяют государству перераспределять денежные ресурсы для развития науки, культуры, образования и других сфер.
Политическая функция финансов
Государство, последовательно распределяя финансовые средства, укрепляет свой внутренний и внешний политический курс. Инвестирование денежных средств в развитие и реструктуризацию предприятий оборонно-промышленного комплекса, положительно отражается на обороноспособности страны. В связи с этим, государство поднимает свой престиж на международной арене, его политическая роль заметно возрастает, что соответствующим образом сказывается на экономической и политической независимости.
Финансы в экономике играют ключевую роль, представляя собой комплекс мер и инструментов эффективного функционирования экономической, политической и социальной систем государства.
Понятие финансов, роль, функции, оценка
Основной характеристикой экономики является социальное хозяйство, которое дополняется регулированием государства. Поэтому очень важно уяснить понятие финансов. Именно они играют важнейшую роль в структурном многообразии отношений на рынке.
Что такое финансы?
Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства — это особый ресурс, причем довольно дефицитный. Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система — это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.
В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.
Из чего состоит финансовая система?
Понятие любых финансов не ограничивается только государственными структурами.
Их можно разделить на 3 категории:
— личные средства (то есть, денежные средства определенного индивидуума).
Поэтому любая финансовая система — это общность или совокупность абсолютно всех разделов и сфер экономики.
Финансы — их роль в экономике
Роль финансов — в многообразном использовании и перераспределении. При их помощи можно направлять денежные потоки в нужном направлении, согласованно, в зависимости от спроса. Благодаря финансам происходит кругооборот различных общественных форм, а также индивидуальных и производственных фондов. Финансы влияют на количество и качество любого производства.
Финансовое воздействие стимулирует общественное развитие, например, расширение производства, контроль социальных и экономических программ, а также повышение всего государственного благосостояния.
Какими бывают финансы?
Функция финансов заключается не только в целенаправленном распределении для обеспечения и получения дохода. К финансам также относят материальную помощь. Например, субвенция и субсидия. Первая оказывается на безвозмездной основе (субвенция), вторая — на льготной.
Это средства, которые передаются какой-либо организации, предприятию или юридическому (частному) лицу, которые не нужно возвращать (в случае с субвенцией), или возмещать частично (в случае с субсидией).
Состояние финансов можно охарактеризовать как достаточность средств или, наоборот, необеспеченность какого-либо предприятия деньгами. В каждой структуре существуют определенные параметры. Например, состояние финансов целого государства, какой-либо фирмы или отдельно взятой семьи можно проанализировать по ресурсам, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности данной структуры. То есть, совокупность всех доходов, которые потребуются субъекту, региону, стране или частному лицу для функционирования, ведения хозяйственной деятельности, поддержания жизни в целом.
Виды и разновидности финансов
Какие бывают виды финансов? В экономике существует такое понятие, как финансовые отношения. Они разделяются на группы, в зависимости от субъектов, которые принимают в них непосредственное участие.
- Государственные — то есть, все доходы и расходы государства. Например, школы, музеи, кинотеатры и театры, различные ВУЗы, техникумы, а также поликлиники и больницы и многие другие организации получают средства из бюджета.
- Корпоративные — средства коммерческих организаций, главная цель которых — получить собственную выгоду от своей деятельности. Такие организации занимаются как реализацией конкретных товаров, так и различных рыночных услуг.
- Общественные — здесь подразумеваются различные общественные организации, например, политические партии, благотворительные фонды и многие другие. Доходы в общую часть государственных средств от подобных общественных организаций поступают в виде различных членских взносов, даров и тому подобное. Так как это достаточно мелкая единица, то особой роли (как самостоятельные финансовые субъекты) они не играют.
- Личные — к данной группе относят различные виды финансов населения. Основа таких доходов составляется из заработных плат, которые получают работоспособные члены общества. Также именно в эту группу относят пенсии и разные пособия. Последние выделяются из государственных средств, которые регулируются специальными финансовыми фондами.
Основные функции финансов
Если объяснять простыми словами, то такими функциями являются контроль и распределение финансовых средств.
Распределительная функция — происходит при пропорциональном делении внутренних ресурсов и общего национального дохода. Для лучшего понимания можно рассмотреть пример. Организация от реализации своего товара получила какую-либо выручку. Такая денежная сумма не распределяется на составные части. Например, затраты на производство, прибыль, зарплата для работников и служащих и так далее. Чтобы произошло полное распределение финансов, нужно, чтобы были выполнены следующие условия — определены тарифы, ставки, различные отчисления, такие как, страховые и пенсионные, нормативы и т.д.
Контрольная функция — происходит контроль за всеми денежными потоками. Обе они взаимосвязаны. Функции финансов в полной мере проявляются только при полном контроле на всех стадиях их создания, формирования, распределения, а также использования.
Как управлять финансами?
Государством разработана целая финансовая структура для того, чтобы грамотно распределять и управлять капиталом. Любое управление финансами можно охарактеризовать следующими параметрами: активы и пассивы. Именно правильное распределение и управление государственным и бюджетным капиталом или личными средствами помогает сокращать необходимые расходы и соответственно сильно увеличить прибыльность и доходность.
Для того, чтобы наилучшим образом распределять средства, должны быть четко представлены планы по финансированию и намечены определенные цели, которых нужно достичь. К активам относятся все ежемесячные доходы, к пассивам — расходы. Нужно неукоснительно соблюдать их баланс, чтобы активы были всегда выше, чем пассивы. Только в таком случае, бюджет будет положительным.
Управление финансами — это целая наука, которую должен знать не только государственный служащий, но и простой гражданин. Зачем? Чтобы самостоятельно и грамотно управлять собственными средствами. Любой семейный бюджет также имеет свои активы и пассивы. Поэтому законы финансирования актуальны не только на государственном уровне, но и для конкретного гражданина.
Пример управления финансами
Для лучшего понимания рассмотрим следующий финансовый расчет.
- Организация реализовала определенный объем какой-либо продукции, и получила выручку на свой расчетный счет.
- Далее из полученной суммы она должна произвести определенные отчисления в государственный бюджет, то есть выплатить налоги.
- На следующем этапе данному предприятию надо выделить какую-то часть средств для поддержания непрерывного производственного процесса.
- Затем нужно вычесть еще одну часть средств, которая пойдет на оплату труда, пенсионные отчисления, в страховой фонд и так далее.
- Остаток — это уже прибыль.
Из данного примера видно, что без движения определенных средств, в данном случае выручки, полученной от реализации, ни государственный бюджет, ни рабочие, ни сам пенсионный фонд — никто не получил бы своей доли. Именно такое движение материальных ценностей обеспечивает финансовые средства.
Из чего состоят финансы?
Основной задачей государственных финансов любого государства является обеспечение данного государства денежными средствами. Поэтому они состоят из следующих структур, таких как государственный бюджет, различные фонды, которые являются внебюджетными структурами, а также государственных кредитов.
Финансовые системы можно разделить на: финансы предприятий, государства и населения. В свою очередь финансы государства также распределяются — государственный кредит, госбюджет и внебюджетные фонды. Государственный бюджет взаимосвязан с Министерством финансов и Министерством налогов и сборов. Нужно отметить, что налоговая система работает на пополнение госсредств.
Как можно оценить финансы?
Любое финансовое предприятие оценивается по определённым показателям. В некоторых случаях проводят экспресс-диагностику. Для чего это делается и вообще, зачем это надо?
Оценка финансов очень важна в экономическом плане. При ранней диагностике и выявлении нарушений в деятельности каких-либо финансовых структур можно принять необходимые меры и таким образом улучшить общее состояние. Для проведения экспресс-диагностики используются аналитические программы. Такие методы помогают провести мониторинг общих показателей, таких как ликвидность, фондоемкость, отдача различных фондов и другое. Во время аналитических действий можно исследовать деятельность не только собственного предприятия, но и конкурентов. Для расширенного изучения и анализа проводят более обширные вычисления. Определенные методы позволяют не только понять, в чем причина каких-либо нарушений, но также более глубоко и детально узнать причину их возникновения. Для проведения подобной диагностики используется статистика, которая открыта для свободного использования на разных государственных сайтах и в аналитических базах.
Пример финансирования
Можно рассмотреть пример финансов непосредственно на расходовании государственного бюджета.
Система финансов делится на два основных звена:
1. Финансы предприятий, которые, в свою очередь, включают в себя коммерческие и некоммерческие организации, а также финансовые посредники.
2. Государственные и муниципальные финансы, которые распределяются на бюджетную систему и государственный кредит.
3. Бюджетную систему можно также разделить на несколько звеньев: федеральный, территориальный и муниципальный, или местный бюджеты.
4. А также все бюджеты распределяют на: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, понятие финансов, их роль и функции являются основой экономики, как государства в целом, так и для отдельных членов общества.