Расчет приведенного пробега пожарного автомобиля
Глава 5.6. Эксплуатация пожарной техники.
Эксплуатация пожарной техники – это комплекс мер, направленный на поддержание пожарных автомобилей в состоянии технической готовности, их использование, приведение технического обслуживания и ремонта.
Основой эффективной эксплуатации пожарной техники является контроль за расходованием запасных частей и горюче-смазочных материалов, который осуществляется на основании учетных документов.
Учетно-эксплуатационная документация заводится на каждый пожарный автомобиль и предназначена для учета его работы. У учетно-эксплуатационной документации относятся:
· свидетельство о регистрации (ПТС);
· журнал учета наличия, работы и движения автомототехники;
· путевка основного (специального) пожарного автомобиля;
· карточка учета работы автомобильной шины;
· карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;
· журнал учета технического обслуживания;
· путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля;
· журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей.
Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении пожарного автомобиля в подразделение ГПС. Ведение формуляра осуществляет старший водитель.
Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль, является документом учета его работы и заполняется водителем. Правильность внесения записей контролируется при смене караулов руководителем подразделения ГПС. Полностью заполненная, подписанная начальником подразделения эксплуатационная карта ежемесячно, в установленное время, сдается в финансовую часть (бухгалтерию) с отчетом о расходовании ГСМ.
Путевка на выезд основного или специального пожарного автомобиля выписывается радиотелефонистом и выдается начальнику караула перед выездом на пожар. Форма путевки приведена в приложении Боевого устава пожарной охраны.
Карточка учета работы автомобильной шины заводится на каждую шину. Заполнение карточки осуществляет старший водитель, а при его отсутствии, — начальник караула согласно специализации.
Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждый аккумулятор при поступлении автомобиля в подразделение и при замене аккумуляторов на новые. Заполнение карточки осуществляет старший водитель, а при его отсутствии, — начальник караула согласно специализации.
Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля заводится на каждый пожарный автомобиль и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии, — начальником караула согласно специализации. В журнал вносятся записи о всех видах технического обслуживания данного пожарного автомобиля. Записи заверяются подписями водителей, проводивших ТО, сведения об обслуживании ПТВ заверяются подписями командиров отделений.
Путевой лист на выезд вспомогательного пожарного автомобиля выписывается старшим водителем, а при его отсутствии – радиотелефонистом. Путевой лист подписывается руководителем подразделения и является распоряжением водителю на выполнение задания.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей представляет собой комплекс профилактических мер, направленных на поддержание работоспособного состояния пожарных автомобилей. Различают следующие виды технического обслуживания пожарных автомобилей:
· ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
· техническое обслуживание на пожаре (учении);
· техническое обслуживание после пожара (учения);
· техническое обслуживание после пробега первой тысячи километров (по спидометру);
· первое техническое обслуживание (ТО-1);
· второе техническое обслуживание (ТО-2);
· сезонное техническое обслуживание (СО).
ЕТО проводится в подразделении ГПС при смене караулов водителем и боевым расчетом заступающего караула. При этом водителем проверяется исправность всех агрегатов и узлов автомобиля. Время работы двигателя при ЕТО не должно превышать:
· 3 мин. для основных пожарных автомобилей с бензиновыми двигателями;
· 5 мин. для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельными двигателями, многоконтурными тормозными системами;
· 7 мин. для специальных пожарных автомобилей;
· 10 мин. для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников.
Техническое обслуживание на пожаре проводится водителем и заключается в обеспечении надежной работы агрегатов и узлов пожарного автомобиля при выполнении поставленных задач.
ТО после пробега первой тысячи километров по спидометру проводится в соответствии с техническим описанием или инструкцией по эксплуатации автомобиля.
ТО-1 проводится на посту технического обслуживания в подразделении водителями, закрепленными за данным автомобилем, под руководством старшего водителя. Время пребывания пожарного автомобиля на ТО-1 не должно превышать 2 дней. Перечень операций при ТО-1 основных и специальных пожарных автомобилей приведен в Наставлении по технической службе (приложение 10), периодичность – в таблице 5.10.
ТО-2 проводится в подразделениях технической службы (ПТЦ) водителями, закрепленными за автомобилем с привлечение специалистов ПТЦ. Время пребывания пожарных автомобилей на ТО-2 не должно превышать 3 дней. Для пожарных автомобилей, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, пожарных автолестниц и коленчатых подъемников с высотой подъема комплекта колен свыше 30 м., пожарных автомобилей, смонтированных на большегрузных шасси, допускается увеличение времени пребывания на ТО-2 до 5 дней. В порядке исключения допускается проводить ТО-2 на посту ТО в подразделениях ГПС при наличии необходимого оборудования.
Сезонное техническое обслуживание предназначено для подготовки пожарных автомобилей к эксплуатации в летний или зимний периоды. СО проводится в соответствии с перечнем операций, представленных в Наставлении по технической служб ГПС МВД России, а также рекомендациями в техническом описании на автомобиль. Переход на зимнее время осуществляется с 15 сентября по 15 ноября в зависимости от региона России. Переход на летнее время – с 15 марта по 15 мая.
Таблица 5.10. Периодичность ТО пожарных автомобилей.
Эксплуатация пожарных автомобилей (стр. 2 )
Один раз в 10 дней одновременно с ЕТО пожарного автомобиля осуществляется проверка уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес, о чем делается соответствующая запись в журнале учета технического обслуживания.
Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами, и он доводится до нормы доливкой дистиллированной воды. Доливку электролита можно производить только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет его утечки или выплёскивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть, такой же, как и у электролита в аккумуляторной батарее. Плотность электролита заряженной аккумуляторной батареи должна соответствовать климатическому району эксплуатациии и календарному периоду.
Нормативное давление в шинах должно указываться несмываемой краской на крыльях или бортах пожарного автомобиля. При проверке давления шины должны быть холодными, а давление должно соответствовать требованиям завода-изготовителя шасси. Так, например, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ — 433360 и ЗИЛ- шины колес камерные с радиальным кордом имеют размер 260-508Р: давление воздуха для передних колес – 0,4 МПа (4 кгс/см2), для задних 0,63 МПа (6,3 кгс/см2); для пожарных автомобилей на шасси КамАЗ-53213 шины 260-508Р: давление воздуха для передних колес 0,73 МПа, для задней тележки 0,53 МПа.
Гайки крепления колёс на ступице должны быть затянуты до отказа. Момент затяжки резьбовых соединений гаек крепления колёс пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ – 40…50 кгс. м.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы пожарного автомобиля при выполнении основных действий на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ. Оно выполняется водителем пожарного автомобиля. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО на пожаре (учении) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:
§ проверку надежности установки в безопасное от воздействия огня место;
§ проверку положения всасывающих рукавов и всасывающей сетки при подаче воды из водоема: всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду с заглублением не менее 200 мм;
§ смазку уплотнений насоса, если он имеет сальниковое уплотнение вала: при работе насоса через каждый час смазывать сальники поворотом на 2-3 оборота крышки колпачковой масленки;
§ периодическую проверку утечек воды через соединения и сальники насоса, вентили, из основной и дополнительной систем охлаждения двигателя, а также утечек масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности;
§ постоянный контроль за температурой воды в системе охлаждения двигателя: температура охлаждающей жидкости должна быть 80 – 95 ° С; в летний период при необходимости можно открывать капот двигателя, жалюзи радиатора, а также снижать температуру охлаждающей жидкости, регулируя подачу воды от пожарного насоса к теплообменному аппарату вентилями дополнительной системы охлаждения двигателя пожарного автомобиля;
§ постоянный контроль величины давления масла в системе смазки двигателя, которое в прогретом двигателе должно быть в пределах 0,2…0,4 МПа (2…4 кгс/см2). На многих типах пожарных автомобилей приборная панель щитка приборов оборудована сигнализаторами с красными светофильтрами, один из которых загорается при понижении давления в системе смазки до 0,03…0,06 МПа (0,3…0,6 кгс/см 2), а другой при повышении температуры охлаждающей жидкости двигателя свыше 100 ° С;
§ постоянный контроль за показаниями контрольно-измерительных приборов (манометр, мановакууметр, тахометр) при работе пожарного насоса: для пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) значения напора не должны превышать 100 метров (0,1 МПа или 10 кгс/см 2), а обороты вращения его вала – 2700 мин –1;
§ промывку пеносмесителя и всех внутренних полостей пожарного насоса чистой водой по окончании подачи воздушно-механической пены от насоса пожарного автомобиля;
§ заполнение (дозаправка) цистерны водой по окончанию работ на пожаре (учении);
§ полный слив воды из внутренней полости пожарного насоса и его водопенных коммуникаций, причём летом сливной краник и напорные патрубки насоса можно после слива закрыть, а с наступлением холодов их следует держать открытыми, закрывая только при работе насоса и проверке его на герметичность;
§ проверку на ходу автомобиля (при подъезде к пожарной части) работы сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов: не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке; передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя; ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса, полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза; ручной тормоз должен обеспечивать надежное торможение пожарного автомобиля на уклонах (для одиночных автомобилей на шасси ЗИЛ не менее 16 %).
Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в пожарную часть, перед постановкой пожарного автомобиля в расчет.
Кроме того, водитель и начальник пожарного расчета при работе на пожаре обязаны:
— следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствие заломов; при прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта; в зимнее время рукавные головки утеплить снегом, а замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами;
— при использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана;
— при работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение;
— при работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении;
— при использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав;
— при подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы;
— при работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.
Техническое обслуживание по возвращению с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. С точки зрения авторов, это техническое обслуживание является важнейшим, т. к. позволяет объективно оценить «поведение» автомбиля в процессе его реального применения, а также состояние узлов и агрегатов, прогретых до рабочих температур.
Техническое обслуживание проводят водитель и личный состав расчета пожарного автомобиля под руководством начальника пожарного расчета. Ответственность за своевременное и качественное проведение технического обслуживания по возвращению с пожара (учения) несет начальник дежурной смены. В соответствии с приложением №10 к Наставлению по технической службе ГПС МВД России примерный перечень операций ТО по возвращению с пожара (учения) для основных пожарных автомобилей общего применения включает:
§ проверку на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала – нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони, а тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозных механизмах не должны нагреваться;
§ проверку, нет ли подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей;
§ проверку надежности затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке; удаление посторонних предметов, застрявших в протекторе и между спаренными колесами;
§ проверку состояния рессор и крепления амортизаторов;
§ проверку люфта рулевого управления, состояния крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояния шкворней и стопорных шайб-гаек.
§ проверку состояния и герметичности трубопроводов и приборов тормозной системы, слив конденсата из воздушных баллонов пневматической системы тормозов (для гидравлической системы тормозов – проверку уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра);
§ протирку двигателя, насоса и приборов, расположенных на них, стекол кабины, фар, подфарников, стоп-сигнала, регистрационных и других знаков;
§ проверку уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе; при необходимости дозаправку этих емкостей.
§ заправку (при необходимости) автомобиля топливом и огнетушащими веществами;
§ заправку смазкой масленки насоса и при необходимости доливку масла в корпус насоса;
§ проверку состояния, исправности и чистоты всего пожарного и аварийно-спасательного оборудования, бывшего в употреблении;
§ проведение уборо-моечных работ пожарного автомобиля с последующей протиркой насухо поликов отсеков, пола кабины и салона под резиновыми ковриками, шторных дверей и их направляющих;
§ укомплектование автомобиля сухими напорными рукавами взамен использованных на пожаре (аварии) или учении;
§ устранение всех дефектов автомобиля, ПТВ и АСО, выявленных во время работы на пожаре (аварии) или учении, а также в пути следования и в ходе проведения технического обслуживания автомобиля.
Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру (после обкатки базового шасси пожарного автомобиля) проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации, а также для завершения процесса приработки деталей. Техническое обслуживание новых (гарантийных) автомобилей целесообразно проводить на СТО, имеющей договор с предприятием-изготовителем шасси. Допускается проведение ТО-1000 закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части в объеме требований Инструкции по эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля [2] . Ответственность за своевременность и качество проведения данного вида обслуживания несет непосредственно начальник пожарной части.
При техническом обслуживании производят замену масел и смазок, проверяют крепление (подтяжку) агрегатов, узлов и механизмов базового шасси пожарного автомобиля, правильность установки зажигания и другие работы.
Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-433100 включает следующие операции.
1. Проверить крепление (при необходимости подтянуть):
§ передних и задних опор двигателя;
§ головок цилиндров двигателя;
§ деталей привода управления подачей топлива и привода останова двигателя;
§ топливного бака к кронштейнам и кронштейнов к раме;
§ глушителя, выпускных газопроводов и труб глушителя;
Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность
Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.
Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.
Виды технического обслуживания пожарных автомобилей
Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.
Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:
ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.
Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.
СО – сезонное, при смене времени года.
Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:
На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.
Ежедневное
Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:
исправностью основных агрегатов;
функционированием ПТВ и АСО;
уровнем горючего, охладителя и ГСМ.
Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:
ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;
ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
специальные ПА – 7 мин.;
АЛ и АЦПК – 10 мин.
В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:
Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.
Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.
Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.
Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.
Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.
Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.
Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.
Степень натяжения ремней привода.
В зимний период – чехол-утеплитель.
Отсутствие протечек ГСМ.
Показатель масла во всех элементах двигателя.
Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.
Функционирование сцепления и степень хода педали.
Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.
Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.
Наличие свободного хода руля.
Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.
Коробка переключения передач.
Переключение мостов, при их наличии.
Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.
Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.
Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.
Соединение насоса и рамы.
Запуск мотора из насосного отделения.
КИП насосного отделения.
Масляный фильтр после отключения мотора.
Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.
Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.
Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.
Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.
Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.
Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:
масло в двигателе, холостой ход;
масло в двигателе, средние обороты;
напряжение, запуск мотора;
напряжение, рабочий режим;
давление пневматической системы, отключение аккумулятора;
давление пневматической системы, номинал;
давление в тормозах, нажатая педаль;
выход штоков тормозных камер;
свободный ход педали тормоза;
дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.
свободный ход педали сцепления;
полный ход педали сцепления;
прогиб ремня привода;
разряжение в насосной полости, максимум;
разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.
Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.
Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:
давление в колёсах;
уровень затяжения колёсных гаек.
Техническое обслуживание на пожаре и АСР
В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:
безопасное удаление от пожара;
отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;
смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;
отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;
нагрев охлаждающей жидкости;
давление масла в моторе;
очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;
заполнение резервуара воды после завершения тушения;
откачка воды из насоса и системы подачи;
ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.
В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:
Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.
Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.
Гидрант – плотное соединение сальников.
Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.
Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.
Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.
Первое техническое обслуживание
Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:
основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;
специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.
Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.
ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:
Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.
Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.
Функционирование осветительных приборов и сигналов.
Работа насоса и всех коммуникаций.
При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:
Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.
Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.
Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.
Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.
Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.
Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.
Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.
Второе техническое обслуживание
Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:
основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;
специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.
ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:
кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;
Правила технического обслуживания пожарных автомобилей
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий, направленных на качественную и безотказную эксплуатацию пожарных автомобилей; оно проводится с целью обеспечения постоянной готовности пожарных автомобилей к ведению основных действий, безопасности их движения, надлежащего внешнего вида, увеличение межремонтных пробегов, предупреждения возникновения неисправностей и своевременного их устранения, уменьшения отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду, сокращения расхода топлива, смазочных и других эксплутационных материалов. Техническое обслуживание предусматривает уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, пожарного оборудования и устройств, доливку и смену эксплутационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы.
Руководители подразделений пожарной охраны (начальники пожарных частей) несут ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей, пожарного оборудования и устройств. Они обязаны обеспечивать проведение технического обслуживания в установленные сроки, представляя для этого личному составу необходимые средства и время.
Техническое обслуживание организуется по планово-предупредительной системе, основанной на обязательном выполнении работ по уходу за пожарными автомобилями, пожарным оборудованием как в процессе их использования, так и в процессе кратковременного или длительного хранения.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
— ежедневное техническое обслуживание при смене дежурств (ЕТО);
— техническое обслуживание на пожаре или учении;
— техническое обслуживание по возвращении в часть с пожара или учения;
— техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру;
— техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
— техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
— сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в подразделении при смене дежурств заступающим на дежурство водителем и личным составом расчета под руководством начальника пожарного расчёта, с целью проверки готовности выезда автомобиля на пожар или аварию. Основным назначением его является осуществление контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержание его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов, пожарно-технического вооружения и аварийно – спасательного оборудования, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Перед сменой дежурств сменяющийся водитель и личный состав расчета должны подготовить пожарный автомобиль к сдаче (подготовка осуществляется по всем пожарным автомобилям, включая резервные). Автомобили должны быть чистыми, полностью заправлен эксплутационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными исправным оборудованием согласно табельной положенности. Кроме того, сменяющийся водитель обязан проконтролировать внесение в эксплутационную карту всех записей о работе пожарного автомобиля во время его дежурства.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии сменяющегося водителя должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплутационной карте. При этом время работы двигателя автомобиля не должно превышать:
3 минуты – для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем;
5 минут – для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой;
7 минут – для специальных пожарных автомобилей;
10 минут – для пожарных автолестниц и автоподъемников.
В итоге ежедневного технического обслуживания водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство. Ответственность за своевременное и качественное проведение ежедневного технического обслуживания пожарных автомобилей несет начальник дежурной смены.
Один раз в 10 дней одновременно с ЕТО пожарного автомобиля осуществляется проверка уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес, о чем делается соответствующая запись в журнале учета технического обслуживания.
Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами, и он доводится до нормы доливкой дистиллированной воды. Доливку электролита можно производить только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет его утечки или выплёскивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть, такой же, как и у электролита в аккумуляторной батарее. Плотность электролита заряженной аккумуляторной батареи должна соответствовать климатическому району эксплуатациии и календарному периоду.
Нормативное давление в шинах должно указываться несмываемой краской на крыльях или бортах пожарного автомобиля. При проверке давления шины должны быть холодными, а давление должно соответствовать требованиям завода-изготовителя шасси. Так, например, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ- 433360 и ЗИЛ-431410, шины колес камерные с радиальным кордом имеют размер 260-508Р: давление воздуха для передних колес – 0,4 МПа (4 кгс/см 2 ), для задних 0,63 МПа (6,3 кгс/см 2 ); для пожарных автомобилей на шасси КамАЗ-53213 шины 260-508Р: давление воздуха для передних колес 0,73 МПа, для задней тележки 0,53 МПа.
Гайки крепления колёс на ступице должны быть затянуты до отказа. Момент затяжки резьбовых соединений гаек крепления колёс пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ – 40…50 кгс . м.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы пожарного автомобиля при выполнении основных действий на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ. Оно выполняется водителем пожарного автомобиля.
Техническое обслуживание по возвращению с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. С точки зрения авторов, это техническое обслуживание является важнейшим, т.к. позволяет объективно оценить «поведение» автомбиля в процессе его реального применения, а также состояние узлов и агрегатов, прогретых до рабочих температур.
Техническое обслуживание проводят водитель и личный состав расчета пожарного автомобиля под руководством начальника пожарного расчета. Ответственность за своевременное и качественное проведение технического обслуживания по возвращению с пожара (учения) несет начальник дежурной смены.
Техническое обслуживание после первой 1000 км пробега по спидометру (после обкатки базового шасси пожарного автомобиля) проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации, а также для завершения процесса приработки деталей. Техническое обслуживание новых (гарантийных) автомобилей целесообразно проводить на СТО, имеющей договор с предприятием-изготовителем шасси. Допускается проведение ТО-1000 закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части в объеме требований Инструкции по эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля. Ответственность за своевременность и качество проведения данного вида обслуживания несет непосредственно начальник пожарной части.
При техническом обслуживании производят замену масел и смазок, проверяют крепление (подтяжку) агрегатов, узлов и механизмов базового шасси пожарного автомобиля, правильность установки зажигания и другие работы.
К операциям ТО-1000 относится и техническое обслуживание насосного агрегата после его обкатки на пожарном автомобиле.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей пожарного автомобиля, выявления и предупреждения неисправностей путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.
ТО-1 производится с периодичностью: для основных пожарных автомобилей – через 1500 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц); для специальных пожарных автомобилей – через 1000 км общего пробега (но не реже 1-го раза в месяц).
Общий пробег пожарного автомобиля складывается из пробега по спидометру шасси и приведенного пробега. Приведенный пробег учитывает стационарную работу двигателя на привод специальных агрегатов из расчета: 1 час работы двигателя соответствует 50 км пробега автомобиля.
Годовой план-график ТО-1 разрабатывается технической службой ТПО; при его составлении обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из расчета в районах выезда.
Пожарная техника
Расчет критической скорости по боковому скольжению и опрокидыванию пожарного автомобиля. Назначение, структура и основны организации пожарного технического центра. Правила планировки производственного корпуса. Техническое обслуживание пожарной техники.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
где -максимально требуемое расчетное число рукавов при ЦСЭР, принимается по табл. 4.2 в зависимости от численности населения города;
-число агрегатов АИСТ.
Зависимость требуемого расчетного числа рукавов, используемых на пожарах, от численности населения города
Численность населения города, тыс.чел.
Требуемое расчетное число рукавов, шт
Численность населения города, тыс.чел
Численность населения города, тыс.чел
Для сравнительной оценки сокращения резервного запаса при внедрении ЦСЭР по сравнению с ДСЭР необходимо определить отношение:
где — резервный запас рукавов в гарнизоне при ДСЭР.
Рассчитывается из условия 2 комплекта на каждый пожарный автомобиль боевого расчета с учетом 100% резервных автомобилей ПО города.
Число рукавов пожарного автомобиля принимается согласно тактико-технической характеристике пожарных автомобилей.
Численность производственных рабочих на ЦРБ определяется из выражения:
где — число рукавов находящихся в боевом расчете пожарных автомобилей города.
— число резервных рукавов.
Численность водительского состава на ЦРБ находится из выражения:
7.4 Определение производственных площадей ЦРБ и их компоновочные решения
В состав помещений ЦРБ должны входить:
· участок сушки и ремонта рукавов;
· мастерская технического обслуживания;
· склад новых рукавов;
Площадь участка мойки, испытания, сушки и ремонта рукавов (производственного участка) определяется по формуле:
где — площадь элемента технологического оборудования на рассматриваемом участке;
— коэффициент плотности размещения оборудования.
Значения и приведены в таблице 4.3
Площадь гаража-стоянки для автомобилей доставки рукавов определяют по формуле:
где — площадь, занимаемая одним автомобилем доставки рукавов, принимается равной 30 м 2 ;
— коэффициент, учитывающий свободное пространство вокруг автомобиля (КАДР=3…4)
Площадь склада рукавов определяем по формуле :
где — максимально требуемое расчетное число рукавов при ЦСЭР (см. табл. 4.3);
— коэффициент плотности размещения оборудования в помещении хранения рукавов (см. табл.4.3 )
1. Площадь склада рукавов должна быть не менее 20 м 2 .
2. Площади помещений склада новых рукавов, дежурного и мастерской технического обслуживания расчетом не определяются и принимаются равными по 20 м 2 .
Общая площадь здания ЦРБ будет определятся по формуле:
На основании полученных значений площадей строится компоновочная схема размещения технологического оборудования и осуществляется планировка первого этажа ЦРБ. Площадь каждого помещения может быть откорректирована с учетом размеров конкретного здания.
где — ширина здания ЦРБ принимается стандартной 24 м.
Компоновочная схема выполняется в масштабе. Пример выполнения показан в приложении 7. Планировка первого этажа ЦРБ выполняется в соответствующем масштабе на отдельном формате А3.
Габаритные размеры технологического оборудования на ЦРБ и значения коэффициента К.
Габаритные размеры, мм
Ванна для оттаивания и отмочки рукавов
Число машин по расчету
Агрегат для испытания, сушки и талькирования рукавов
Число АИСТ по расчету
Приспособление смотки перекатки напорных рукавов
Станок для навязки соединительных головок
Стол для ремонта и контроля рукавов
Вулканизатор переносной электрический
Стеллаж для рукавов
1 м 3 на 7 рукавов
Планировать стеллажи в 4 яруса
Список рекомендуемой литературы
1. Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД РФ от 24.01.1996 № 34.- М., 1996.-170 с.
2. Приказ МВД РФ от 25.09. 1995 № 366 об утверждении нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей: -М. 1995.-50 с.
3. Приказ МЧС РФ от 31.12.2002 г. № 630 об утверждении правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России: -М. 2002.-84 с.
4. Приказ МЧС РФ от 25.07.2006 г. № 425 об утверждении норм табельной положенности пожарно-технического-вооружения и аварийно спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей , изготавливаемых с 2006 года
5. Автомобили: Конструкция и эксплуатационные свойства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-480 с.
6. НПБ 101-95. Нормы проектирования объектов пожарной охраны.-М.,1995.- 25 с.
7. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов, Москва 2007.
8. Пожарная техника: Учебник. / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России,2004.-550 с.
9. Каталог типовых проектов зданий и сооружений для учреждений МВД СССР на 1986 и последующие годы /Т.З. Объекты пожарной охраны. -Л.:ГСПИ, 1986.- 210 с.