Особенности государственного регулирования рынка труда
Государственное регулирование
Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.
Государственное регулирование рынка труда
Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.
Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.
Основные элементы рынка труда:
- 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
- 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
- 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
- 4. Конкуренция.
Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:
- 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
- 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).
Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.
Задачи государственного регулирования рынка труда:
- 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
- 2. Сокращение продолжительности безработицы.
- 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
- 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.
Административные:
- 1. Установление МРОТ.
- 2. Пособие по безработице.
- 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
- 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
- 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:
- 1. Снижение налогов.
- 2. Увеличение государственного заказа.
- 3. Снижение ставок по кредитам.
Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.
Государственная концепция действий на рынке труда:
- 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
- 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
- 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
- 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
- 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.
Государственное регулирование рынка труда
Основные цели государственного регулирования рынка труда:
1. Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы.
2. Создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям в экономике.
Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда:
· достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективные стимулы к труду.
· формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационной, географической мобильности трудовых ресурсов.
· интеграции национального рынка труда в международную систему разделения труда.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.
2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.
Активная политика государства направлена на то, чтобы каждый человек, желающий работать, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.
К основным формам активной политики относятся:
· стимулирование государством инвестиций в экономику, и, следовательно, создания новых рабочих мест;
· организация переобучения и переквалификации безработных;
· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;
· содействие мелкому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости;
· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными рычагами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения, например, молодежи, инвалидам и т.п.;
· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
· международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
· создание рабочих мест в государственном секторе, организация общественных работ.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и иных каналов материальной помощи лицам, потерявшим работу. Формы пассивной политики:
· регистрация лиц, ищущих работу,
· определение пособия по безработице,
· организация системы его предоставления,
· осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.
В развитых странах финансовая поддержка безработных осуществляется на основе систем страхования от безработицы (как обязательных, так и добровольных).
Классификация методов государственного регулирования рынка труда:
I. По форме воздействия:
1. Прямые методы регулирования. Государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, организация общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование/сдерживание развития производства в определенных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, регламентация международной миграции работников,
2. Косвенные методы регулирования. Регулирование демографической ситуации, увеличение/уменьшение государственных закупок, налоговая и кредитно-денежная политика. Данные методы воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов:
Методы прямого воздействия оказывает влияние в основном на предложение труда, косвенного — на спрос.
II. По характеру воздействия:
4. Защитные (например, защита национального рынка труда от излишней иммиграции).
III. По содержанию:
2. Административные (например, снижение/увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение/увеличение продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника, включая работу по совместительству).
3. Смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование.
Разные виды безработицы требуют применения разных мер ее регулирования. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда и устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (например, через эффективную работу бирж труда, информационной поддержки инвестиционных программ и т.п.). Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения. Борьба с циклической безработицей включает меры макроэкономического регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.
Инфляция
Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен).
Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен.
Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен.
Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году)
Р-1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)
Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен.
Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде.