Органы государственного финансового контроля в россии
Система органов государственного финансового контроля
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами государственный финансовый контрольосуществляют законодательные органы власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органы государственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвями публичной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуют целостную систему, представленную.
Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.
Контрольное управление Президента РФ (создано соответствующим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общее руководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения осуществляют контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетности профессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страхового надзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в области страхового дела.
Важным органом государственного финансового контроля выступает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных среств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.
Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицензий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.
Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
Федеральная таможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последний включает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контроль перемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.
Cистема государственного финансового контроля в России
Финансовый контроль – это завершающая стадия управления финансами в государстве, и то же время – необходимое условие эффективности управления ими.
Сущность финансового контроля
Необходимым элементом в любом обществе с товарно-денежными отношениями является финансовый контроль. В рыночных условиях хозяйствования государственная финансовая система функционирует и управляется в основном за счет норм финансового права.
Финансовый контроль – это неотъемлемая часть управленческой системы, некая форма обратной связи, с помощью которой управляющей системе поступает информация о положении дел в управляемой системе. В рамках финансового контроля проверяются выполненные управленческие решения, соблюдение нормативов и условий деятельности.
Финансовый контроль выступает механизмом обеспечения законности всех работ, связанных с финансами в органах исполнительной власти.
К основным задачам финансового контроля относятся:
- Проверка выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государственными органами;
- Проверка правильности использования денежных ресурсов, которых находятся в хозяйственном ведении или же оперативном управлении государственных или муниципальных предприятий;
- Проверка правильности совершения различных финансовых операций, расчетов денежными средствами, их хранения;
- Определение внутренних производственных резервов;
- Предупреждение и устранение при необходимости нарушений финансового порядка.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Контроль – это важный элемент в процессе государственного управления, способствующий реализации задач бюджетной системы страны.
Финансовый контроль обеспечивает:
- Правильность составления бюджета и его исполнения;
- Соблюдение бюджетного и налогового законодательства, грамотность ведения бухучета и отчетности;
- Целевое и эффективное использование государственных бюджетных средств, а также внебюджетных фондов;
- Определение резервов увеличения доходов бюджета и экономии ресурсов;
- Эффективное распределение фондов поддержки регионов и т.д.
Объект государственного финансового контроля – бюджетная система, которая представляет собой совокупность бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов государства.
Органы государственного финансового контроля РФ
Согласно Бюджетному кодексу РФ и иным нормативно-законодательным актам, государственный финансовый контроль осуществляется законодательными органами власти, органами исполнительной власти, местного самоуправления.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют следующие органы:
- Законодательные органы публичной власти;
- Законодательные органы субъектов страны;
- Министерство финансов РФ;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральное казначейство;
- Центральный банк России;
- Финансовая служба по мониторингу финансов;
- Федеральная таможенная служба.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных государственных органов.
К задачам законодательных органов публичной власти относится финансовый контроль в процессе законотворческой и управленческой деятельности, а также осуществление контроль через образуемые ими контролирующие органы. К таким органам относятся: Счетная палата РФ, контрольные палаты и др. Счетная палата контролирует использование федерального имущества и средств, исполнение бюджетов различных уровней, эффективность и результативность расходования средств государства и т.д.
Законодательные органы субъектов страны создают собственные региональные контрольно-счетные органы, которые контролируют исполнение региональных бюджетов.
Важнейшим органом финансового контроля на уровне государства в РФ Министерство финансов. К его функциям относится разработка и утверждение методологии и методического обеспечения финансового контроля. Минфин РФ руководит, координирует и контролирует входящие в его структуру органы.
Одним из таких органов является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, ведет учет налогоплательщиков, а также объектов налогообложения и т.д.
К функциям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора относятся надзор и контроль в финансово-бюджетной сфере, в валютных отношениях.
Осуществление контрольно-надзорной деятельности на рынке страхования – это полномочия Федеральной службы страхового надзора.
Федеральное казначейство ведет учет бюджетных средств, осуществляет как предварительный, так и текущий контроль над операциями по счетам распорядителей и получателей средств из бюджета страны и т.д.
ЦБ РФ контролирует денежную массу в обращении и осуществляет банковский надзор в целом.
Федеральная служба по мониторингу финансов осуществляет контроль выполнения организациями и физлицами законодательства о противодействии теневым доходам.
Федеральная таможенная служба выполняет функции проведения контроля на таможне.
Планирование финансового контроля на государственном уровне
Планирование государственного финансового аудита хозяйствующих субъектов предусматривает:
- Сбор информации, т.е. получение основной информации об объекте контроля;
- Оценку, т.е. анализ полученных данных, формирование общего представления о требованиях к деятельности объекта аудита и т.д.
- План финансового аудита государственного уровня должен включать:
- Цели аудита, органы, его проводящие;
- Данные о деятельности субъекта проверки: цель деятельности, структуру объекта, численность сотрудников, показатели деятельности и т.д.;
- Факторы риска, т.е. обоснование предварительно выявленных факторов риска;
- Объемы аудита;
- График проведения аудита.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Органы финансового контроля в РФ
Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:
Центральный Банк России
Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.
Задачи Центрального Банка России:
- разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
- разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
- эмиссия денежных знаков в стране;
- обеспечение функционирования российской платежной системы;
- регистрация новых банков;
- проверка банков;
- выдача, отзыв банковских лицензий;
- формирование правил осуществления банковских операций.
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- другие функции.
Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.
Структура Центрального Банка России:
- Председатель банка России;
- Департамент денежно-кредитной системы;
- Департамент операций на финансовых рынках;
- Департамент по связям с общественностью;
- Департамент кадровой политики;
- И еще 40 разных департаментов.
Счетная палата Российской Федерации
Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:
- контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
- оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
- оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
- предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
- проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
- контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
- противодействие коррупции в пределах своей компетенции.
Состав счетной палаты:
- Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
- Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
- Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
- Аппарат счетной палаты.
Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:
- Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
- Департамент управления делами;
- Финансовый департамент;
- Департамент внешних связей;
- Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
- Прочие департаменты.
Федеральная налоговая служба России
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.
Функции и обязанности ФНС России:
- Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
- Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
- Наказывает при нарушении налогового законодательства;
- Контролирует валютное законодательство;
- Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
- Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
- Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
- Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
- Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
- Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
- Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
- Прочие функции.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.
Структура ФНС России:
- Аналитическое управление;
- Контрольное управление;
- Управление налогообложения юридических лиц;
- Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
- Административно-контрольное управление;
- Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
- Управление кадров;
- Финансовое управление;
- Прочие.
Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.
Федеральная таможенная служба России
Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.
К функциям ФТС России относятся:
- Валютный контроль;
- Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
- Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
- Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
- Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
- Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
- Прочие.
Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.
Структура ФТС России выглядит следующим образом:
Органы государственного финансового контроля в России
1.Функции органов государственного финансового контроля Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.
1. Президент РФ. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.
2. Главное контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, проверка исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий предоставления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в месячный срок, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.
3.Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
4. Министерство финансов РФ (Минфин России) занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах своих компетенций и сфер деятельности. Однако Минфин России имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения контроля — это Департамент государственного финансового контроля и аудита (образован в 1998 г. на базе Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и некоторых других упраздненных структурных подразделений Минфина России) и Департамент страхового надзора. Организованы также контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ (территориальные КРУ). Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставление налоговых льгот; организует контроль за качеством проведения проверок аудиторами и аудиторскими организациями.Функции государственного страхового надзора возложены на Департамент страхового надзора Минфина России. Его контрольные (надзорные) полномочия ограничены сферой страховой деятельности. Департамент осуществляет лицензирование страховых операций страховщиков, разрабатывает соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения по применению страхового законодательства, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблюдение ими страхового законодательства и страховой дисциплины. В случае выявления нарушений по результатам проверок он имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения этих предписаний могут приниматься более жесткие решения, вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятельности страховой организации.Другим управлением Минфина России, наделенным широкими контрольными функциями за полнотой поступления, целевым и экономным использованием государственных средств, являются Главное управление федерального казначейства РФ и его территориальные органы на местах. Основная задача Федерального казначейства — организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют (совместно с другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют в высшие представительные и исполнительные органы государственной власти и управления отчетные данные о финансовых операциях Правительства РФ (по федеральному бюджету РФ), государственных федеральных внебюджетных фондов, а также о состоянии бюджетной системы РФ в целом; управляют и обслуживают совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; прогнозируют объемы государственных финансовых ресурсов; разрабатывают методологические и инструктивные материалы по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; ведут операции по учету государственной казны РФ. Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисциплины Федеральному казначейству предоставлены следующие права: производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского (федерального) бюджета РФ;
получать от финансово-кредитных и налоговых органов справки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, необходимые для контроля и регулирования бюджетных процессов;
приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов, в случаях непредставления органам казначейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;
налагать на банки или иные кредитные учреждения штрафные санкции в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов, или перечисления средств из этих фондов на счета получателей; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования их не по целевому назначению с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;
изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях финансовой дисциплины;
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.
Для усиления контроля за исполнением доходной части бюджета в Российской Федерации созданы и функционируют государственные органы налогового контроля.
5. Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ
Представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Структура МНС РФ организована по функциональному и территориальному признакам. Основными подразделениями налоговых органов являются отделы и сектора. Функциональные управления (отделы, сектора) образованы в зависимости от вида налога (например, Управление косвенных налогов), категории плательщика (Управление налогообложения физических лиц), сферы деятельности (Управление налогов и сборов от внешнеэкономической деятельности), формы собственности (Управление налогообложения негосударственных организаций), объема платежей и других факторов. Основные задачи МНС РФ: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Основная:
1. Богатая, И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит: учебник / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова.- Ростов н/Д: Феникс — 2009
2.Сабитова Н.Г. Государственный финансовый контроль: учебник/ Н.Г. Сабитова.- М: Рид Групп.- 2012.- 512 с.
Органы государственного финансового контроля в РФ
И их функции
Главная цель государственного контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.
Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т.д. Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов – таких, как налогообложение, пользование государственными ресурсами.
В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляется следующими органами.
1. Счетная палата РФ является высшим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным.
Основными задачами Счетной палаты являются:
· контроль за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
· определение эффективности и целесообразности расходов гос. средств и использования федеральной собственности;
· оценка проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в финансово-кредитных учреждениях.
Контрольные функции Счетной палаты распространяются максимально широко. Потенциально объектом контроля может стать большинство учреждений и организаций, если они удовлетворяют следующим требованиям:
2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора(ФСФБН) осуществляет контроль за:
· использованием средств федерального бюджета, гос. внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
· соблюдением валютного законодательства РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
· соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
· исполнением органами финансового контроля законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
3. Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) осуществляет следующие функции:
· осуществляет контроль и надзор за выполнением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлекает к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
· обрабатывает и проверяет информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;
· готовит проект перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;
· издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
· представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Организации, являющиеся объектом контроля со стороны ФСФМ
4. Федеральная налоговая служба (ФНС России) выполняет функции:
· осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
· выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство табачных изделий; учреждение акцизных складов; проведение всероссийских лотерей;
· осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и др.
Свою деятельность ФНС России осуществляет непосредственно и через налоговые органы: управления по субъектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.
5. Федеральное казначейство осуществляет:
— организацию и контроль исполнения бюджета РФ;
— управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
— краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
— управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
— сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы России.
6. Центральный банк РФ.Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом главная цель — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.
Аудиторский контроль
Основные задачи аудиторского контроля: 1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности; 2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций; 3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех предусмотренных законодательством случаях. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, включая Центральный банк, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.
Все аудиторские услуги платные. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – из средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
Выделяются два вида аудита — внешний и внутрифирменный. Внутрифирменный аудитосуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Внешний аудитвыполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.
Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры, профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности; своевременность и правильность фиксирование результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях.
На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период. Аудиторы вправе, исходя из результатов проверки, составлять заключение о надежности проверяемого субъекта как кредитора и как заемщика.
Различают четыре варианта заключения:
1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;
2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее не только об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но и о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе заключения;
3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерская отчетность на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов на предприятии;
4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.