Налоговый учет шпаргалка
31. Налоговый учет в системе бухгалтерского учета
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ.
Налоговый учет необходим для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогом на прибыль хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Объекты налогового учета – имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, из стоимостной оценки которых исходит размер налоговой базы текущего и последующих налоговых периодов.
Единицы налогового учета – объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.
Систему налогового учета налогоплательщик организовывает самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета.
При изменении законодательства налогоплательщик изменяет порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения.
При начале осуществления налогоплательщиком новых видов деятельности он определяет в учетной политике организации порядок и принципы отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Источники данных для налогового учета:
– первичные учетные документы;
– регистры налогового учета, сформированные на базе регистров бухгалтерского учета;
– самостоятельные аналитические регистры налогового учета;
– расчет налоговой базы по налогу на прибыль организации за текущий и предшествующие налоговые периоды.
Первичные документы являются информационной базой налогового учета организации.
Требования, предъявляемые к формам первичных документов:
– достоверное описание единичного факта хозяйственной жизни организации;
– структура должна оставаться постоянной, если условия деятельности организации относительно стабильны;
– двусмысленность в толковании информации исключена;
– сообщение должно быть закодировано;
– достоверность, точность сведений должны обеспечить денежные и (или) натуральные измерители информации:
– не должны дублироваться другие документы;
– информация должна быть максимально полезна;
– документ должен быть удобен для обработки и предоставления информации в электронной среде;
– документ должен быть един для всех однородных фактов хозяйственной деятельности в различных подразделениях организации;
– документ должен быть составлен своевременно.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть утвержден руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.
Формы аналитических регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты:
– наименование аналитического учетного регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном и в денежном выражении;
– наименование учитываемых хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Исправление ошибок в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, которое внесло исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
79. Понятие налогового учета
79. Понятие налогового учета
В соответствии с положениями ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Обозначенная в ст. 313 НК РФ цель ведения налогового учета свидетельствует о его конкретной цели – информационном обеспечении формирования налоговой базы по налогу на прибыль организации. В то же время согласно ст. 1 Федерального закона № 129 ФЗ основными задачами бухгалтерского (финансового) учета являются:
– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и т. д.;
– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Основной целью управленческого учета, очевидно, можно считать информационное обеспечение принятия управленческих решений менеджерами организации.
Таким образом, преследуя цели, отличные от целей иных видов учета, налоговый учет ориентирован на определение налоговой базы по налогу за каждый отчетный (налоговый) период, которая формируется не только и не столько под действием сугубо экономических законов, сколько под влиянием фискальной функции налоговой системы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
2.3.9. Ведение налогового учета
2.3.9. Ведение налогового учета Предприниматели не ведут бухгалтерский учет в принципе. Однако каким-то образом формировать свои доходы и расходы они должны.Для этого законодатели в статье 346.24 НК РФ предусмотрели, что предпринимателям (равно как и организациям) нужно вести
1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета
1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
8.3. ПОРЯДОК НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДО 2006 ГОДА
8.3. ПОРЯДОК НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДО 2006 ГОДА До 2006 г. никаких особых условий для признания нематериальных активов в составе расходов в главе 26.2 НК РФ предусмотрено не было.При упрощенной системе налогообложения состав нематериальных активов определялся в соответствии с
40. Понятие налогового контроля и его формы
40. Понятие налогового контроля и его формы Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК
112. Организация налогового учета
112. Организация налогового учета Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.Налоговый учет
Порядок ведения налогового учета
Порядок ведения налогового учета Для целей исчисления налоговой базы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, налогоплательщик обязан вести учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
27. Понятие налогового периода
27. Понятие налогового периода Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Так, по налогу на доходы
81. Регистры налогового учета
81. Регистры налогового учета Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского, законодательства.Аналитические регистры налогового учета –
1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП)
1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него
3.1. Источники налогового права: понятие и классификация
3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового права – это внешние формы его выражения,
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие
11.1. Понятие и значение налогового контроля
11.1. Понятие и значение налогового контроля Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и
14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса
14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса В литературе существует два подхода к налоговому процессу:– часть законотворческого процесса;– как процесс применения норм налогового материального права.В рамках первого подхода под «налоговым процессом»
23.1. Понятие и предмет международного налогового права
23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению
6.3. Особенности налогового учета НИОКР
6.3. Особенности налогового учета НИОКР Если НИОКР финансируются за счет бюджетных средств, а также некоторых иных источников, перечисленных в подпункте 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, суммы уплаченного НДС вычету или возмещению не подлежат и должны учитываться в составе стоимости
3.3. План счетов налогового учета (по УСН)
3.3. План счетов налогового учета (по УСН) План счетов налогового учета служит для отражения хозяйственных операций в налоговом учете организаций с упрощенной системой налогообложения.План счетов по структуре счетов, аналитике подобен плану счетов бухгалтерского учета
Шпоры по «Налоговому учету»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:23, шпаргалка
Описание работы
Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги -один из главных источников дохода государственного бюджета. Основная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства. Регулирующая функция: налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономики. Налоги — это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Файлы: 1 файл
Nalogovyy_uchet_ekzamen.docx
Вычету подлежат присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки. Вознаграждения за кредиты (займы), полученные на строительство, начисленные в период строительства, включаются в стоимость объекта строительства.
Отнесение на вычеты расходов по совместной деятельности или ее части в случае ведения налогового учета уполномоченным представителем участников договора о совместной деятельности осуществляется на основании сведений, представленных таким представителем.
Затраты налогоплательщика на строительство, приобретение фиксированных активов и другие затраты капитального характера относятся на вычеты в соответствии со статьями 116-125 настоящего Кодекса. Расходы, понесенные при эксплуатации объектов социальной сферы. В случае если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, то сумма фактических расходов налогоплательщика по устранению недостатков реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, произведенных в течение установленного сделкой гарантийного срока, подлежит отнесению на вычеты в соответствии с настоящим Кодексом.
Вычету подлежат членские взносы субъектов частного предпринимательства, уплаченные налогоплательщиком в объединения субъектов частного предпринимательства в соответствии с ЗакономРеспублики Казахстан «О частном предпринимательстве», в пределах месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, на одного работника исходя из среднесписочной численности работников за год. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан. Расходы по производным финансовым инструментам учитываются в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара, не превышающая 2-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату передачи либо дарения товара, подлежит отнесению на вычеты в налоговом периоде, в котором осуществлена безвозмездная передача такого товара.
15.Вычеты сумм компенсаций при служебных командировок
Вычеты сумм компенсаций при служебных командировках и по представительским расходам
К компенсациям при служебных командировках, подлежащим вычету, относятся:
1) фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь;
2) фактически произведенные расходы на наем жилого помещения, включая оплату расходов за бронь;
3) суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке, в размере не более шести месячных расчетных показателей в сутки в пределах Республики Казахстан;
4) суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке за пределами Республики Казахстан, в пределах норм, установленных Правительством Республики Казахстан;
5) расходы, произведенные налогоплательщиком при оформлении въездной визы (стоимость визы, консульских услуг, обязательное медицинское страхование).
К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика по приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров, для проведения общего собрания акционеров. К представительским расходам относятся расходы по проведению официального приема указанных лиц, их транспортное обеспечение, расходы на питание во время переговоров, а также расходы по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
По декларации в разделе вычеты в строке 100.00.024 указывается сумма компенсаций при служебных командировках, относимая на вычет в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса;
CATBACK.RU
СПРАВОЧНИК
ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ
Налоговый учет. Сущность и принципы налогового учета
Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.
Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:
Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.
Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.
С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:
1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;
2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;
3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.
Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.
Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.
Данные налогового учёта должны отражать:
1) порядок формирования сумм доходов и расходов;
2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;
3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;
4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;
5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.
Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).
Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:
— первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;
— аналитическими регистрами налогового учёта;
— расчётом налоговой базы.
Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.
Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.
Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.
Принципы налогового учета
В главе. 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учёта:
• принцип денежного измерения;
• принцип имущественной обособленности;
• принцип непрерывности деятельности организации;
• принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности;
• принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта;
• принцип равномерности признания доходов и расходов.
Принцип денежного измерения сформирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежных и/или натуральных формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБРФ. В соответствии с принципом имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества.
Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.
Согласно принципу непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Этот принцип используется при определении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и прекращается при её ликвидации или реорганизации.
Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Согласно ст. 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.
Ст. 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, согласно которому нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.
Принцип равномерности признания доходов и расходов отражён в ст. 271 и 272 НК РФ. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.
Организация налогового учета на предприятии
В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком к учётной политике для целей налогообложения.
Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные бухгалтерского учёта обеспечивали возможность:
- непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
- систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
- формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.
В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты. Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.
Возможны два варианта ведения налогового учёта:
1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.
2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.
Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:
1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.
2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.
3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.
4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).
Источник — Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.
ГСМ в налоговом учете: шпаргалка для бухгалтера
Расходы на ГСМ могут быть учтены как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Определенного документа, нормирующего списание ГСМ в целях налогового учета, нет. Однако проверяющие строго следят за порядком оформления первичных документов по эксплуатации автотранспорта и механизмов, за экономическим обоснованием списания горючего.
В целях налогового учета рекомендуется (хотя и не обязательно — см. письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12) опираться на разработанные государственными органами нормы либо самостоятельно их устанавливать, используя контрольные заезды, наработки, актируемые сотрудниками налогоплательщика или сторонними (независимыми) лицами. Также для определения расхода ГСМ можно использовать данные различных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, автоматизированных систем контроля за топливом в баках и т.п. (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Чем регламентируются нормы расхода ГСМ
Основным документом, рекомендующим нормы расхода ГСМ, является распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций „Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте“» (в редакции распоряжений Минтранса России от 14.05.2014 № НА-50-р, от 14.07.2015 № НА-80-р, в соответствии с которыми увеличился список моделей отечественных и зарубежных автомобилей, для которых предусмотрены нормы расхода топлива, скорректированы повышающие коэффициенты к данным нормам при эксплуатации автотранспорта в городах-миллионниках).
Если в рекомендациях нет норм расхода топлива для конкретной марки автомобиля, то, как отмечено выше, руководитель организации может своим приказом установить нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, либо руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля или спецтехники (письмо Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15).
Как учитывать расходы на ГСМ
Расходы на ГСМ учитываются либо в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Естественно, при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61).
При использовании типовых норм Минтранса России (а равно и при разработке норм самостоятельно) можно учитывать поправки к нормам (п. 5 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р). При превышении фактического расхода топлива над установленным нормативно налогоплательщику имеет смысл назначить комиссию и оформить специальным актом замер фактического расхода топлива на 100 км пробега (на 1 машино-час работы) и списать «перерасход» в целях налогового учета (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011). Если организация по каким-либо причинам не может предоставить экономическое обоснование превышения лимита расхода топлива, расходы сверх лимита относить на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль рискованно.
В определении норм расхода и контроля над списанием компаниям поможет табл. 1.
Допустимое увеличение нормы расхода ГСМ* (таблица 1)