Методология системного анализа это
Системный анализ
Системный анализ — научный метод, который отличается междисциплинарным подходом к решению сложных проблем. Объектом системного анализа выступают практические проблемы, которые связанны с созданием новых и модернизацией существующих систем. Это организационные, экономические, технические, информационные, военные и другие системы.
Системный анализ используют для выяснения причин существующих сложностей, постановки целей, выработки методов и вариантов устранения проблем. Он выступает в роли организатора и координатора. Опирается на междисциплинарный подход, с помощью которого эффективно объединяет и концентрирует усилия группы специалистов на решении конкретной проблемы. Системное объединение достижений различных областей знаний, позволяет решать такие проблемы, которые не могут быть разрешены в рамках отдельных дисциплин и частных подходов.
Системный анализ создавался как метод поддержки принятия стратегических решений. Он позволял обоснованно выбирать наилучшие стратегии в сложных ситуациях. Сегодня системный анализ из метода, рекомендующего руководителю выбор оптимальной линии поведения, развился в прикладной научный подход, который реализует системный подход к исследованиям.
Современный системный анализ :
- устанавливает причинно-следственные связи, которые повлияли на возникновение проблемы;
- анализирует варианты разрешения системных проблем с учетом ограничений, рисков, неопределенных условий среды;
- организует междисциплинарные научные и прикладные исследования;
- дает обоснованные рекомендации по оптимальному выбору или рациональной линии поведения в сложных управленческих ситуациях;
- использует методы моделирования для изучения проблем;
Предмет системного анализа:
- методы диагностики и решения сложных проблем с использованием системного подхода;
- способы организации междисциплинарных исследований, которые направлены на решение проблем;
- методы и модели комплексного исследования и проектирования сложных систем.
Отличительные черты системного анализа:
- использует понятия теории систем для описания объектов исследования;
- исследует процессы постановки целей;
- разрабатывает инструменты работы с целевыми показателями;
- применяется для решения конкретных проблем;
- учитывает специфику проблемных ситуаций;
- используется тогда, когда проблема сразу не решается с помощью формальных методов;
- уделяет внимание описанию проблем и постановке задач;
- комбинирует методы количественного и качественного анализа;
- использует знания экспертов в разных областях знаний;
- организует коллективное принятие решений;
- использует методики, которые определяют последовательность и содержание этапов анализа;
- использует системные способы декомпозиции больших проблем на отдельные задачи;
Системный анализ тесно связан с дисциплинами и научными направлениями:
- общая теория систем и системный подход;
- исследование операций и оптимизация;
- теория принятия решений;
- теория управления и менеджмент;
- системотехника и системная инженерия;
- математическое моделирование;
- анализ данных и статистика,
- информатика и искусственный интеллект;
- философия и методология науки.
Методология системного анализа
Системный анализ и его методология
Системный анализ – это область знаний, которая занимается проблематикой поиска оптимальных решений при анализе множества информационных блоков разнообразной природы. Данное определение означает, что системный анализ применяется к выбранной проблеме с целью увеличения уровня аргументации найденного решения, а также расширения количества возможных вариантов, из числа которых выполняется выбор. Одновременно прописываются методы отсева недееспособных вариантов.
В системном анализе могут быть выделены следующие элементы:
- методология;
- аппаратная реализация;
- приложения применимые на практике.
Методология состоит из определений применяемых понятий и принципов системного подхода. В системном анализе можно выделить следующие основные определения:
- Элемент — некий объект (информационный, материальный, энергетический), обладающий важными для человека свойствами, но внутренняя структура которого не зависит от цели, с которой его изучают.
- Связь – нужный для изучения обмен среди элементов информацией, веществом, энергией.
Система – набор элементов, обладающий следующим набором признаков:
- Связями, позволяющими с помощью проходов по ним от одного элемента к другому, объединить любые элементы совокупности;
- Свойствами, отличными от свойств каждого элемента совокупности.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Каждый объект, при рассмотрении его в определённой плоскости, может рассматриваться в качестве системы. Но остаётся открытым вопрос, всегда ли это необходимо использовать. Большая система — это такая, которая состоит из большого числа единообразных частей и типовых связей между ними. Ярким примером является трубопровод. Его элементами являются промежутки между опорами или соединительными швами. Чтобы рассчитать прочность методом конечных элементов, надо считать элементами системы маленькие участки труб. Связи между элементами носят силовой (энергетический) характер, поскольку любой элемент воздействует на соседние.
Сложная система –это система, состоящая из элементов различных типов и обладающая разнообразными связями между элементами. Примером может служить электронная вычислительная машина (ЭВМ), лесопогрузчик или корабль.
Автоматизированная система – это сложная система, в которой главную роль играют элементы следующих типов:
- различные технические средства;
- практические действия человека.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
При этом более желаемым для сложных систем является автоматизированный режим управления, чем полностью автоматический.
Структура систем
Структура системы – это разделение её на наборы элементов, где показаны связи между ними. Это деление неизменно в течение всего времени изучения системы, и оно даёт информацию о ней в целом. Это разделение может быть материальным, функциональным, алгоритмическим или каким -либо другим. Например, материальная основа –это конструкция собранного моста, которая составлена из набора отдельных секций, собранных на месте установки моста. Т.е. материальная структура, в данном случае, обозначает секции и очерёдность их сборки.
В качестве примера функциональной структуры можно привести разделение двигателя внутреннего сгорания на отдельные автономные системы: подачи топлива(питания), охлаждения, смазки и т.д. Структура на основе алгоритма, это, например, компьютерная программа, которая указывает очерёдность выполнения работ при поиске неисправностей в каком-либо оборудовании. Характеристику структуры системы можно дать по типу её внутренних связей. Самые простые связи -это последовательная, параллельная и обратная связь.
Определение декомпозиции может быть следующим: подразделение системы на составные части, которое даёт возможность выполнять различные операции с данной системой. Например, деление объекта на части, которые могут быть спроектированы отдельно
Иерархическая структура –это структура, в которой есть подчинённость, то есть связи между отдельными элементами имеют разные права. Т.е., например, действие в одну сторону(направление) влияет на элемент существенно сильнее, чем в обратном направлении.
Типы структур, основанных на иерархии, достаточно многообразны, но на практике в основном применяются две: это древовидные структуры и ромбовидные.
Древовидная структура самая простая для практической реализации и анализа. И в ней просто выделить уровни иерархии, т.е. наборы элементов, которые находятся на равном расстоянии от основного (верхнего) компонента. Например, древовидную структуру имеет процесс создания технологического объекта по его главным характеристикам посредством выполнения проектов его составных частей, набора агрегатов, различных более мелких систем, опускаясь до реализации необходимых деталей.
Принципы системного подхода
Под принципами системного подхода понимаются общие положения, которые обобщают опыт работ людей со сложными системами. Они считаются основным элементом методологии. Всего их более двадцати, рассмотрим некоторые из них:
- Главенство основной цели.
- Анализ и проектирование системы как единого целого объекта и как набора отдельных элементов.
- Связность элементов: все части анализируются вместе с их связями с другими элементами.
- Модульность проектирования: очень эффективна разбивка системы на модули и анализ её как набор модулей.
- Иерархический принцип: необходимо построить все элементы согласно их рангам.
- Функциональный принцип: структура и функции системы анализируются совместно, но приоритет имеют именно функции.
- Эволюционный принцип: учитывается способность системы изменяться, её развитие, расширение.
- Децентрализация: при принятии решений сочетаются принципы центрального управления и децентрализации.
- Необходимо учитывать различные неопределённости и случайности в системе.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Методология системного анализа это
Системный анализ – это есть не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный анализ используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.
Термин «системный анализ» впервые появился в 1948 г . в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе широкое распространение получил после перевода книги С. Оптнера [220]. Дальнейшее развитие системный анализ получил в трудах зарубежных и отечественных ученых: Гэйна К., Сарсона Т., Клиланда Д., Кинга В. [108], Перегудова Ф.И., Тарасенко Ф.П. [334], Юдина Б. Г. [357], Валуева С.А. [37], Губанова В.А., Захарова В.В., Коваленко А.Н. [65], Кафарова В.В., Дорохова И.Н., Маркова Е.П. [100], Мисюра Я.С., Купрюхина А.И., Дубенчака Г.И., Джагарова Ю.А. Дубенчака В.Е. [234].
Во многих работах системный анализ развивается применительно к проблеме планирования и управления в период усиления внимания к программно-целевым принципам. В планировании термин «системный анализ» был практически неотделим от терминов «целеобразование», «программно-целевое планирование». Для исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на части не утратить целого.
Понимая недостаточность и необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в последнее время часто возвращаются к определению системного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства.
Системный анализ основывается на следующих принципах:
1) единства – совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;
2) развития – учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;
3) глобальной цели – ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;
4) функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;
5) децентрализации – сочетание децентрализации и централизации;
6) иерархии – учет соподчинения и ранжирования частей;
7) неопределенности – учет вероятностного наступления события;
8) организованности – степень выполнения решений и выводов.
Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована Афанасьевым В.Н., Колмановским В.Б. и Носовым В.Р., определившими ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход [12]:
– системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
– системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
– системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
– системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;
– системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
– системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.
Быстрый рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало исключительно трудным делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы предприятия. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, крупная организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией.
Системный подход способствует, как уже говорилось, главным образом выработке правильного метода мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с системным подходом. При изучении системного подхода прививается такой образ мышления, который, с одной стороны, способствует устранению излишней усложненности, а с другой – помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке. Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но столь же важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль или несколько, порой много, компаний и отраслей промышленности, или даже все общество в целом. Далее следует сказать, что эти системы постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и, бывает, ликвидируются.
Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов – формальных и неформальных (качественных, содержательных).
Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы. В таких условиях может помочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием разных методов моделирования.
Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой методику системного анализа.
Таким образом, методика системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект.
Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных.
Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного (экспертного) знания. Последнее помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Поэтому исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию прикладной диалектики.
С учетом вышесказанного в определении системного анализа нужно подчеркнуть, что системный анализ:
– применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики, т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа («формализованный здравый смысл»), интуицию и опыт лиц, принимающих решения;.
– объединяет разные методы с помощью единой методики; опирается на научное мировоззрение;
– объединяет знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;
– уделяет основное внимание целям и целеобразованию.
Приведенная характеристика научных направлений, возникших между философией и узкоспециальными дисциплинами, позволяет расположить их примерно в следующем порядке: философско-методологичекие дисциплины, теория систем, системный подход, системология, системный анализ, системотехника, кибернетика, исследование операций, специальные дисциплины.
Системный анализ расположен в середине этого перечня, так как он использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления (характерные для философии, теории систем) и формализованные методы и модели (что характерно для специальных дисциплин).
Системология и теория систем по сравнению с системным анализом больше пользуются философскими понятиями и качественными представлениями и ближе к философии. Исследование операций, системотехника, напротив, имеют более развитый формальный аппарат, но менее развитые средства качественного анализа и постановки сложных задач с большой неопределенностью и с активными элементами.
Рассматриваемые научные направления имеют много общего. Необходимость в их применении возникает в тех случаях, когда проблема (задача) не может быть решена методами математики или узкоспециальных дисциплин. Несмотря на то, что первоначально направления исходили из разных основных понятий (исследование операций – из понятия «операция»; кибернетика – из понятий «управление», «обратная связь», «системный анализ», теория систем, системотехника; системология – из понятия «система»), в дальнейшем направления оперируют со многими одинаковыми понятиями – элементы, связи, цели и средства, структура и др.
Разные направления пользуются также одинаковыми математическими методами. В то же время есть между ними и отличия, которые обусловливают их выбор в конкретных ситуациях принятия решений. В частности, основными специфическими особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направлений, являются:
– наличие, средств для организации процессов целе-образования, структуризации и анализа целей (другие системные направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рассматривает объекты как системы с активными элементами, способные и стремящиеся к целеобразованию, а затем уже и к достижению сформированных целей);
– разработка и использование методики, в которой определены этапы, подэтапы системного анализа и методы их выполнения, причем в методике сочетаются как формальные методы и модели, так и методы, основанные на интуиции специалистов, помогающие использовать их знания, что обусловливает особую привлекательность системного анализа для решения экономических проблем.
2.1.2. Методы системного анализа
Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем [234].
Метод «мозговой атаки»
Методы данного типа преследуют основную цель – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Основная гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются по меньшей мере несколько хороших. При проведении обсуждений по исследуемой проблеме применяются следующие правила:
1) сформулировать проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт;
2) не объявлять идею ложной и не прекращать исследование ни одной идеи;
3) поддерживать идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной;
4) оказывать поддержку и поощрение, чтобы освободить участников обсуждения от скованности.
При всей кажущейся простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.
Метод экспертных оценок
Основа этих методов – различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых коэффициентов по высказываемым экспертами оценкам и приведение противоречивых оценок к некоторой средней величине. Данная группа методов находит широкое применение в социально-экономических исследованиях.
Метод «Делъфи»
Первоначально метод «Дельфи» был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен был помочь снизить влияние психологических факторов и повысить объективность оценок экспертов. Затем метод стал использоваться самостоятельно. Его основа – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура и
Методология системного анализа
Укрупнённо можно выделить следующие основные этапы системного анализа.
1. Постановка задачи
2. Структуризация системы.
3. построение и исследование модели.
Так как не все перечисленные этапы имеют формальный аппарат, на современном уровне системный анализ не является строгим научным методом. Некоторые этапы и задачи выполняются на основе логики, инженерного опыта и интуиции.
Методология системного анализа включает следующие основные процедуры:
1. Постановка задачи системного анализа. Задача системного анализа состоит в проведении необходимого анализа неопределённостей, ограничений и формулировки оптимизационной задачи поиска экстремума целевой функции вида Здесь x – элемент некоторого нормированного пространства G, определяемого природой модели G принадлежит E, где E – множество, которое может иметь сколь угодно сложную природу, определяемой структурой модели и особенностями исследуемой системы.
2. Изучение структуры системы. Изучение структуры системы включает анализ компонентов системы и выявление взаимосвязей между отдельными элементами.
3. Сбор данных о функционировании системы, исследовании информационных потоков. На этом этапе определяют числовые значения внутренних и внешних параметров системы в режиме её функционирования. Внутренние параметры системы – это параметры элементов, из которых состоит система. Внешние параметры – это параметры внешней среды, оказывающие влияние на функционирование системы.
4. Построение модели системы.
5. Проверка адекватности модели, анализ неопределённости и чувствительности. Проверка адекватности модели заключается в доказательстве факта, что точность результатов, полученных на модели будет не хуже точности расчётов, произведённых на основании экспериментальных данных. При анализе неопределённости модели выделяют следующие источники неопределённостей: источники обусловленные неполнотой моделей, неадекватностью моделей и неопределённостью исходных параметров.При анализе чувствительности моделей к изменению входных параметров устанавливается степень зависимости выходных параметров от входных. Если установлено, что изменение ряда параметров приводит к незначительным изменениям выходных характеристик сравнимых с точностью проведения расчётов на модели, то такие входные параметры можно исключить из модели, и тем самым упростить её.
6. Исследование ресурсных возможностей модели. Модель должна быть обеспечена в достаточном объёме энергетическими, материальными, временными и информационными ресурсами. В качестве материальных ресурсов в случае решения задач путём моделирования на ЭВМ выступает объём памяти и машинное время. При нехватке этих материальных ресурсов для решения задачи необходимо проводить декомпозицию модели системы на совокупность связанных моделей меньшей размерности. Что касается информационных ресурсов, то качество и полнота информации представленной в модели обеспечивает принятие обоснованных решений и является гарантией успешного управления.
7. Определение целей системного анализа. Определить цель системного анализа – означает ответить на вопрос, что надо сделать для снятия проблемы. Проблема представляет собой разницу между существующей и желаемой ситуацией.
8. Формирование критериев. Критерий – это способ сравнения альтернатив. Решение может состоять не обязательно в поиске более адекватного критерия, оно может выражаться в использовании нескольких критериев, описывающих одну цель по-разному и дополняющих друг друга. Основные критерии наиболее часто встречающиеся в анализе сложных технических систем следующие:
· Экономические критерии. Это прибыль, рентабельность себестоимость.
· Технико-экономические. Это производительность, надёжность, долговечность.
Технологические. Выход продукта, качество.
9. Генерирование альтернатив. Генерирование альтернатив, то есть идей о возможных способах достижения цели является творческим процессом. Основные способы генерации альтернатив:
· Поиск альтернатив в патентной и журнальной литературе.
· Привлечение нескольких экспертов, имеющих разную подготовку и опыт.
· Увеличение числа альтернатив за счёт их сочетания.
· Генерирование альтернатив, рассчитанных на различные интервалы времени: долгосрочные, краткосрочные и экстренные.
· Методы, используемые в системном анализе при проведении работы по формированию множества альтернатив, подразделяются на следующие группы:
· Методы коллективной генерации идей или методы мозгового штурма.
· Разработка сценариев. Сценарии альтернативы – это логически обоснованные модели поведения проблемной системы в будущем, которые после принятия решения можно рассматривать как прогноз изменения состояния системы. При составлении сценариев проводят анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие системы, анализируют высказывания ведущих специалистов в научных публикациях по рассматриваемой тематике.
· Морфологические методы. Основная идея морфологических методов состоит в систематическом переборе всех мыслимых вариантов решения проблемы или развития системы путём комбинирования выделенных элементов или их признаков. Системный аналитик определяет все мыслимые параметры, от которых может зависеть решение проблемы и представляет их в виде матриц строк. Затем в этой матрице определяются все возможные сочетания параметров, по одному из каждой строки. Полученные таким образом варианты подвергаются оценке и анализу с целью выбора наилучшего варианта решения проблемной ситуации.
· Деловые игры. В том числе имитационное моделирование реальных ситуаций.
· Методы экспертного анализа. Суть этих методов состоит в подборе группы экспертов, являющихся специалистами в рассматриваемой области знаний, перед ними формулируется задача, например, изложить своё мнение о проблеме, требующей решения, предложить пути развития системы, обосновать траекторию изменения состояния системы в будущем и тому подобное. После получения ответов появляется коллективное мнение о решаемой проблеме. В результате обработки экспертных ответов получают наиболее вероятный прогноз по развитию системы.
· Методы типа «дерево целей». Эти методы подразумевают использование иерархической структуры, полученной путём разделения общей цели на подцели а их, в свою очередь, на более детальные составляющие.
10. Реализация выбора и принятие решений. Многокритериальные задачи создают сложности формирования целевой функции и приводят к множеству возможных решений. Задачей принятия решений называют сочетание где W-множество вариантов решения задачи, а
– принцип оптимальности, то есть правило предпочтения вариантов. Задачи принятия решений классифицируют по наличию информации о множестве W и принципе оптимальности
. Если W и
неизвестны, возникает общая задача принятия решения, это наиболее сложная задача, поскольку данные для получения Wok определяются в процессе её решения. Задачу с известным
называют задачей выбора, а задачу с известными W и
– задачей оптимизации. Подходы к решению многокритериальных задач известны. Это сведение многокритериальной задачи к однокритериальной, поиск альтернативы с заданными свойствами и нахождение пареттовского множества альтернатив.
11. Внедрение результатов анализа. Конечный результат анализа будет зависеть не только от того, насколько теоретически обоснованы методы, применяемые при проведении анализа, но и от того, насколько грамотно и качественно реализованы полученные рекомендации.
Методология системного анализа это
Системный анализ представляет собой важный объект методологических исследований и одно из наиболее бурно развивающихся научных направлений. Ему посвящено множество монографий и статей. Наиболее известные его исследовател: В. Г. Афанасьев, Л. Бер-таланфи, И. В. Блауберг, А. А. Богданов, В. М. Глушков, Т. Гоббс, О. Конт, В. А. Карташов, С. А. Кузьмин, Ю. Г. Марков, Р. Мертон, М. Месарович, Т. Парсонс, Л. А. Петрушенко, В. Н. Садовский, М. И. Сетров, Г. Спенсер, В. Н. Спицнадель, Я. Такахара, В. С. Тюх-тин, А. И. Уемов, У. Черчмен, Э. Г., Юдин и др.
Популярность системного анализа ныне столь велика, что можно перефразировать известный афоризм выдающихся физиков Уильяма Томсона и Эрнеста Резерфорда относительно науки, которую можно разделить на физику и собирание марок. Действительно, среди всех методов анализа системный — настоящий король, а все другие методы можно с уверенностью отнести к его невыразительной прислуге.
Вместе с тем всякий раз, когда ставится вопрос о технологиях системного анализа, сразу же возникают непреодолимые трудности, связанные с тем, что устоявшихся интеллектуальных технологий системного анализа в практике нет. Имеется только некоторый опыт применения системного подхода в различных странах. Таким образом, налицо проблемная ситуация, характеризующаяся постоянно нарастающей потребностью технологического освоения системного анализа, которое разработано весьма недостаточно.
Ситуация усугубляется не только тем, что не разработаны интеллектуальные технологии системного анализа, но и тем, что нет однозначности в понимании самого системного анализа. Это несмотря на то что уже 90 лет прошло со времени выхода в свет основополагающего труда в области теории систем — «Тектологии» А. А. Богданова, и почти полстолетия насчитывает история развития системных идей.
Достаточно рельефно выделяются несколько вариантов понимания сущности системного анализа:
- Отождествление технологии системного анализа с технологией научного исследования. При этом для самого системного анализа в этой технологии практически не находится места.
- Сведение системного анализа к системному конструированию. По сути системно-аналитическая деятельность отождествляется с системотехнической деятельностью.
- Очень узкое понимание системного анализа, сведение его к одной из его составляющих, например к структурно-функциональному анализу.
- Отождествление системного анализа системным подходом в аналитической деятельности.
- Понимание системного анализа как исследования системных закономерностей.
- В узком смысле под системным анализом довольно часто понимают совокупность математических методов исследования систем.
- Сведение системного анализа к совокупности методологических средств, которые используются для подготовки, обоснования и осуществления решений по сложным проблемам.
В этом случае то, что называют системным анализом, представляет собой недостаточно интегрированный массив методов и приемов системной деятельности. В табл. 31 дана характеристика основных видов системной деятельности, среди которых фактически теряется системный анализ.