Метод анализа конкретных ситуаций примеры ситуаций
Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case-study), дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Ситуация – это соответствующие реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Учебный процесс должен организовываться таким образом, чтобы практически все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Цель обучаемых— проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
1. Подготовка занятия. Прежде всего, необходимо:
· внимательно ознакомиться с ситуацией, попытаться войти в положение группы и каждого из участников;
· определить значение фактора времени при решении ситуации;
· определить очередность действий или последовательность оказания помощи;
· определить приемы, которые необходимо осуществить;
· решить, какие инструменты требуются для решения конкретной задачи, их оптимальное или минимальное количество, и что можно сделать при отсутствии их;
· из нескольких возможных вариантов решений выбрать и обосновать оптимальный вариант;
· рассмотреть, как и с помощью чего участник, оказавшийся в критической ситуации, может выйти из неё без помощи товарищей.
Чтобы подготовить кейс нужно:
1. Определить цель создания кейса, например, обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать кейс по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы. Разработать вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные виды коммуникаций (совещания разного уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная газета, объявления, брифинги и пр.).
2. Идентифицировать соответствующую цели конкретную реальную ситуацию или фирму (сектор экономики).
3. Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.
4. Собрать информацию и данные для кейса, используя различные источники, включая контакты с фирмой.
5. Подготовить первичный вариант представления материала в кейсе. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)
6. Получить разрешение на публикацию кейса, в том случае если информация содержит данные по конкретной фирме.
7. Обсудить кейс, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение кейса.
8. Подготовить методические рекомендации по использованию кейса. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
2. Вступление. Для того чтобы учебный процесс на основе case-study был эффективным, важны два момента: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
· соответствовать четко поставленной цели создания
· иметь соответствующий уровень трудности
· иллюстрировать несколько аспектов дисциплины
· быть актуальным на сегодняшний день
· иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе
· развивать аналитическое мышление
· иметь несколько решений
· использовать междисциплинарные связи
Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.
Существуют 3 возможные стратегии поведения преподавателя в ходе работы с кейсом:
1. Преподаватель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
2. В определенных условиях преподаватель будет сам давать ответ;
3. Преподаватель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать «активную» или «пассивную» роль. Иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие.
3. Основная часть.На практических занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются элементы творческой работы.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
4. Выводы (рефлексия). При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием;
Метод анализа конкретных ситуаций занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. За рубежом он чаще всего называется кейс-метод (keys-случай), или метод инцидента. На начальном этапе использования данный метод сводился к описанию индивидом случая из своей повседневной или профессиональной практики.
Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые в основном из профессиональной практики. Достоинство метода состоит в том, что в процессе анализа и решения конкретной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной профессиональной практикой, т.е. опираются на свой опыт, используют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе обучения. Главное же — обучаемые не только получают нужные теоретические знания, но и учатся применять их на практике.
Метод анализа конкретных ситуаций позволяет решать следующие задачи:
а) обучать участников анализу и алгоритмам решения реальных практических ситуаций, формировать навыки отделения важного от второстепенного, формулировать проблемы;
б) прививать участникам умение взаимодействовать друг с другом;
в) моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы, когда именно коллектив является основой в принятии подавляющей части групповых решений;
г) демонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.
В настоящее время конкретная ситуация- это, как правило, четкое, отредактированное изложение случая из профессиональной практики, используемое в качестве учебной модели в социально-психологическом обучении, или сформулированная в форме ситуации профессиональная задача, имеющая большое значение для подготовки соответствующих специалистов. Она практически всегда включает в себя противоречие (конфликт) с окружающей социальной, производственной или природной средой.
Конкретные ситуации классифицируются также по степени новизны, этапам и иерархическому уровню принятия решения и другим основаниям, например, по определенной специализации (технологические, экономические, управленческие и др.). Отнесение ситуаций к той или иной классификации связано с практикой их рассмотрения и накопления опыта.
По степени новизны выделяются три вида возможных ситуаций.
1. Ситуация известна. Для ее разрешения имеются подобные конкретные образцы. В этом случае метод решения ситуации стандартный.
2. Ситуация частично известна. В этом случае ее необходимо сравнить с другими подобными ситуациями. Подобные ситуации не всегда аналогичны, но в то же время могут иметь единую основу, тогда видоизменив ее, как бы приблизив к рассматриваемой ситуации, можно выбрать оптимальное решение.
3. Неизвестная ситуация. Такая ситуация, которая не встречалась в практической деятельности, ее нельзя сравнить с каким-либо образцом даже с помощью определенной модификации. Следовательно, необходим поиск нового метода решения.
По полноте выдаваемой информации можно выделить три варианта конкретных ситуаций: с развернутым, частичным и минимальным объемом выдаваемой информации. Объем получаемой обучаемыми информации обусловливается решаемыми на занятии дидактическими и воспитательными задачами, уровнем подготовки обучаемых, развитостью у них творческого мышления.
В зависимости от дидактических целей и особенностей содержания изучаемого материала метод анализа конкретных ситуаций может применяться в следующих вариантах:
1) анализ конкретной ситуации как ее оценка. Обучаемым дается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, следствия ситуации и принятых мер или действий должностных лиц. Чаще всего для анализа обучаемым предлагается описание конкретного случая (неожиданные для руководителя поступки сотрудника, конфликтная ситуация во время консультирования психологом клиента) и соответствующие меры со стороны действующих лиц. Обучаемые должны на основе всестороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант квалифицированной деятельности специалистов;
2) анализ конкретной ситуации как выработка алгоритма решения профессиональной задачи. Конкретная ситуация представляется обучаемым в виде проблемной ситуации-задачи, которая возникла или стоит перед профессиональной практикой.
В учебном процессе важно использовать реальные ситуации и задачи, с которыми обучаемым приходится встречаться или придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности, однако недостаточность знаний и умений не позволяет эффективно их разрешать. Опыт показывает, что надуманные ситуации не воспринимаются обучаемыми.
Чаще всего обучаемым письменно или устно дается описание событий с последующим заданием. Вместе с тем диапазон способов предъявления ситуации может быть намного шире в зависимости от наличия фонда накопленных глатериалов и возможностей технических средств обучения. В частности, могут быть применены следующие приемы и способы:
• видеозапись определенного реального события (эпизоды индивидуальных бесед, фрагменты учебных занятий и др.);
• киноэпизоды художественных и документальных фильмов;
• магнитофонная запись интервью, беседы, доклада и т.д.;
• фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отражающие состояние какого-либо факта, процесса из различных исторических или современных событий;
• «досье ситуации» — различные документы, отчеты, докладные записки, инструкции, проекты и т.п.;
• выступление на занятии авторитетного специалиста, участника определенного события.
Примерная методикапроведения 2-часового практического занятия с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы.
Первый этап (10-15 мин): вступительная часть, введение в изучаемую проблему. Ведущий обосновывает актуальность темы, раскрывает ее сложность, степень решения в теории и на практике; указывает связь проблемы с профессиональной деятельностью обучаемых; формулирует цели и задачи занятия.
Ведущий знакомит с организационными особенностями занятий, зачитывает конкретные ситуации. Как правило, учебная группа делится на несколько рабочих (учебных) подгрупп по 5-7 человек каждая. Он определяет задачи для подгрупп (изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения), устанавливает время и режим самостоятельной работы.
Второй этап (30-35 мин): групповая работа над ситуацией. Ведущий наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие вопросы, дает рекомендации.
Третий этап (25-30 мин): групповая дискуссия. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы: излагают общее мнение о событии, обосновывают предлагаемую альтернативу решения, отвечают на поставленные вопросы. После выступлений представителей подгрупп начинается общая дискуссия: обсуждение точек зрения и решений; оценка результатов анализа; формирование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения; выбор наилучшего решения для данной ситуации.
При рассмотрении новой ситуации обучаемыми могут быть предложены несколько вариантов ее разрешения, и все они могут оказаться правильными, так как к достижению цели можно прийти разными путями, но в этом случае необходимо отметить тот путь, который наиболее оптимален и эффективен. Здесь проявляется творческий подход обучаемых к выбору разумных решений.
При анализе наиболее сложных ситуаций следует обратить внимание, что основная задача — не выявление подобных ситуаций, не отработка готовых рецептов, а выработка оптимальных и новых подходов по разрешению подобного рода ситуаций.
Четвертый этап (15-20 мин): заключительная часть занятия. Ведущий в заключительном слове оценивает общий результат коллективной работы группы, позиции подгрупп при анализе, выделяет правильные или ошибочные решения, обосновывает оптимальный подход к решению подобных ситуаций, рекомендует дополнительную литературу по проблеме.
При использовании метода анализа конкретных ситуаций рекомендуется применять следующий алгоритм работы обучаемых в подгруппах:
— анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формулировки;
— выработка альтернатив, т.е. различных «способов действия в данной ситуации;
— разработка критериев решения проблемы, требований к содержанию альтернатив и их обоснованию;
— при выборе лучшего решения опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов по их осуществлению.
В практике проведения занятий методом анализа конкретных ситуаций необходимо придерживаться следующих правил для участников рабочих групп:
— все участники отвечают за работу в целом, а не за ту часть, которую выполняет каждый. Все, что наработано группой, причисляется к заслугам группы в целом;
— каждый участник групповой работы лишается авторского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на оценку достигнутых им лично результатов в работе. Каждый участник должен ощущать свою принадлежность к команде и ответственность за то, какой он вносит вклад в общее дело;
— тот, кто работает в группе, должен без предрассудков и высокомерия учитывать мнения других членов группы. Работа в команде предполагает стремление к сотрудничеству и готовность поступиться своими собственными позициями.
Анализ конкретной ситуации как средство активизации обучающихся
методическая разработка на тему
Активные методы обучения позволяют формировать знания, профессиональ-ную компетентность путем вовлечения обучаемых в активную учебную познавательную деятельность, создают наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала каждого участника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ конкретной ситуации как средство активизации обучающихся на примере изучения МДК 03.02. Участие в подготовке и проведении подрядных торгов по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Активные методы обучения позволяют формировать знания, профессиональную компетентность путем вовлечения обучаемых в активную учебную познавательную деятельность, создают наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала каждого участника.
Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые в основном из профессиональной практики.
Выделяют следующие признаки метода:
1. Коллективная выработка решения.
2. Многоальтернативность решения.
3. Единая цель при выработке решения.
4. Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся.
5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
При анализе проблемных ситуаций, возникающих по ходу занятия, необходимо:
чтобы участники активно и интенсивно общались друг с другом, обмениваясь учебной информацией, за счёт чего происходит расширение объёма знаний, повышение компетентности;
создавать доброжелательные отношения между участниками, служащие средством и условием повышения эффективности обучения;
создавать условия для возникновения эмоционального заражения, когда эмоциональные состояния каждого участника, взаимно отражаясь, усиливаются, и приводят к эмоциональной насыщенности группового обсуждения, усилению активности участников.
При использовании метода анализа конкретных ситуаций рекомендуется применять следующий алгоритм работы обучаемых в подгруппах:
— анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формулировки;
— выработка альтернатив, т.е. различных способов действия в данной ситуации;
— разработка критериев решения проблемы, требований к содержанию альтернатив и их обоснованию.
Ожидаемый результат метода анализа конкретных ситуаций — развитие профессиональных компетенций, а также развитие эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения.
Пример проведения занятия методом анализа конкретных ситуаций.
Тема практического занятия: Чтение чертежей различных марок, спецификаций, составление сметной документации для комплектации тендерной документации.
Цели занятия: формирование общих и профессиональных компетенций:
ПК 3.5. Принимать участие в подготовке и проведении подрядных торгов.
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Методика проведения занятия: Анализ конкретной ситуации.
обучающие – сформировать умения по подсчету объемов и сметной стоимости работ, составления документации для подрядных торгов;
развивающие – развивать познавательный интерес к будущей профессиональной деятельности, развивать коммуникативные умения, мышление.
воспитательные – воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность.
1. Организационный момент-2 мин.
2. Тема занятия-2 мин.
3. Мотивации учащихся к деятельности на уроке -3 мин.
4. Актуализация знаний -3 мин.
5. Формирование практических умений -73 мин, в т.ч.:
Получение задания -3 мин.
Подсчет объемов работ — 20 мин.
Составление дефектной ведомости -10 мин.
Составление локальной сметы-33 мин.
Выбор представителя от группы -3 мин.
Оперативное совещание 4 мин.
6. Рефлексия и обратная связь -4 мин.
7. Домашнее задание-3 мин
Организационный момент: приветствие, психологическая установка на привлечение учащихся, проверка посещаемости и подготовленности к занятию, сообщение цели занятия.
Тема занятия: Чтение чертежей различных марок, спецификаций, составление сметной документации для комплектации тендерной документации.
Мотивации учащихся к деятельности на уроке:
Мы с вами хорошо поработали на прошлом занятии при изучении правил составления сметной документации. Сегодня мы будем применять полученные знания при решении проблемных задач. Без умения читать сметную документацию ни один прораб или мастер не сможет успешно трудиться. Выбор подрядчика осуществляется только при помощи тендерных торгов, поэтому возможность подготовить документацию для подрядных торгов -залог успешной профессиональной деятельности.
-Каким способом выбирают подрядную организацию?
-Какими документами определяют стоимость строительства?
-На основании каких объемов работ составляют смету?
Формирование практических умений:
Поздравляю вас с первым рабочим днем в сметном отделе. Сегодня к нам обратился представитель заказчика с просьбой оказать услуги.
Описание сути проблемы : в больнице на текущий ремонт помещений выделено 350 тыс. руб. Необходимо подобрать оптимальный вариант использования выделенных средств и разработать документацию для участия в подрядных торгах по выбору подрядной организации.
Указание на проблемную ситуацию : Помещения нуждаются в срочном ремонте. Что мы можем сделать на выделенные средства? Как повлияет набор работ на стоимость ремонта? Сколько помещений мы сможем отремонтировать? Вашему сметному отделу предстоит решить задачу — на основании чертежа и фотографий помещений просчитать несколько вариантов их ремонта, составить дефектные ведомости, определить сметную стоимость работ. На основании анализа полученных результатов выбрать наиболее оптимальный вариант ремонта в пределах выделенной суммы.
Выполнение задания: Учащиеся разбиваются на 5 проектных групп. Помещения для ремонта выбираются для всех проектных групп одни и те же — №9, 10, 11 согласно чертежу. Но варианты ремонта в каждой группе разные:
Варианты задания для 1 проектной группы:
Полы- керамогранит, стены –масляная окраска с расчисткой старой краски, потолок –масляная окраска с расчисткой старой краски, двери –заменить, окна –новые.
Варианты задания для 2 проектной группы:
Полы- керамогранит, стены –облицовка керамической плиткой, потолок –масляная окраска с расчисткой старой краски, двери –заменить, окна –новые.
Варианты задания для 3 проектной группы:
Полы- линолеум, стены – облицовка керамической плиткой на высоту 2,1 м, потолок –подшивка гипсокартонном с последующей окраской, двери –заменить, окна –новые.
Варианты задания для 4 проектной группы:
Полы — линолеум, стены – масляная окраска по новой штукатурке, потолок –Армстронг, двери –заменить, окна –новые.
Варианты задания для 5 проектной группы:
Полы — линолеум, стены – масляная окраска с расчисткой старой краски, устройство фартука из керамической плитки вокруг раковины, потолок – масляная окраска с расчисткой старой краски, двери – заменить, окна – новые.
Для решения возникшей проблемы каждая проектная группа должна:
1.Подсчитать объемы предлагаемых видов работ.
2.Составить дефектную ведомость.
3.Рассчитать локальную смету по образцу №4.
4.Выбрать представителя от каждой проектной группы для доклада о результатах расчетов.
5.Провести оперативное совещание и после обсуждения полученных данных принять окончательный вариант ремонта.
Рефлексия (устная) ( Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем, самооценку и самообследование учащихся.) :
Все смогли прочитать чертежи и разобраться с размерами помещений?
Какие проблемы возникли при подсчете объемов работ?
Что не получалось при составлении смет?
Сможете в своей профессиональной деятельности повторить подобные расчеты?
Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая в группах?
Что положительного вы получили на уроке? Что не понравилось?
Задачами нашего занятия было применение ранее полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Достигли мы с вами поставленных целей занятия?
Обратная связь ( Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность )
На занятии вами была проделана огромная работа. Прочитаны чертежи, подсчитаны объемы работ, составлены сметы, сделан анализ и подведены итоги работ. Труд был коллективный. Сначала вы работали на результат своей проектной группы. Поэтому оценки учащихся одной проектной группы будут одинаковыми, но результат будет оглашен на следующем занятии после проверки дефектных ведомостей и смет.
Сегодня мы с вами в сметном отделе составили документацию для заказчика. Но уже появились подрядчики, желающие принять участие в аукционе. По просьбе подрядных организаций вам необходимо провести мониторинг цен на основные материалы по устройству полов. Ответьте на вопрос подрядчиков — до какой величины можно снижать стоимость указанных материалов.
Современные инженерно-технические системы и системы управления отличает высокая сложность, технологичность, многофакторность и возрастающая интенсивность обработки информации. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) эффективен для подготовки специалиста к работе в различных условиях.
В основе метода анализа конкретной ситуации лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят проблемный характер.
Главное — обучаемые не только получают нужные теоретические знания, но и учатся применять их на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка.
Тезисы доклада: «Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка».
Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе.
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Метод относится к не.
Представлен опыт работы по применению в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций, как одного из эффективных активных методов обучения.
Метод анализа конкретных ситуаций примеры ситуаций
Метод «Анализ конкретных ситуаций»*
индивидуально-коллективная учебная деятельность, направленная на формирования опыта деятельности в определённой сфере – профессиональной или социальной
Анализ конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших её и для оптимального и оперативного её разрешения
Ведущие научные идеи
Конкретные ситуации существуют реально в разнообразных сферах деятельности. Их возникновение связано с проявлением производственных проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников
Только практические действия позволяют приобретать опыт. Решение практических ситуаций позволит выпускнику быстрее включиться в профессиональную среду.
При решении КС реализуются принципы:
1) проблемности – связана с наличием проблемы в представленной ситуации. Это создаёт предпосылку к продуктивному мышлению, поскольку решающий её погружается в состояние интеллектуального затруднения, что, в свою очередь, приводит к психологической проблемной ситуации – как найти выход из создавшегося положения;
2) моделирование профессиональных ситуаций и их решений – своеобразная имитация производственных событий, в которых участники исполняют роли. Несмотря на то, что ситуация учебная, но чувства, которые обучающийся переживает, – реальные. То есть, отрабатываются реальные умения, необходимые для профессиональной деятельности;
3) коллективно-индивидуальная деятельность – в процессе принятия решений задействуются различные виды взаимодействия;
4) диалогичность общения – подразумевается обмен мнениями, информацией, позициями, решениями, опытом, идеями, эмоциями и др. Данный процесс порождается их потребностью в совместной деятельности, взаимопонимании, взаимопомощи, то есть вырабатывается стереотип отношений, формируются коммуникативные свойства личности,
Информация для применения метода
- 1)Стандартная (типичная) – одинаковые источники причины, одинаковые решения
- 2)Критическая – нетипичные/неожиданные, деструктивные, требующие неординарных решений
- 3)Экстремальные (уникальные) – нет аналогов, сложные для оперативного решения, деструктивные
- 4)Конфликтные – противоборство людей, идей и интересов, конструктивные/деструктивные, уникальные решения
- По учебной функции:
— ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью этой проблемы можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения;
— ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно – не правильно» и предложить своё адекватное решение;
— ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в учебное занятие;
— ситуация-тренинг – прототипы банка стандартных или иных ситуаций (зависит от поставленных целей). Тренинг проводится как по описанию ситуаций, так и по их решению.
По способу представления:
— Классическая ситуация – может быть взята из литературы, практики. Может быть искусственно сконструирована (рассказ о…). Должна быть описана по всем канонам ситуации. Чёткость изложения. В конце вопрос не ставится. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.
— Живая ситуация – берётся из жизни ближайшего окружения (возможна знакомая ситуация), но никому не известно принятое решение. Решение нужно найти, а ситуацию нужно описать в той последовательности, как она происходила в жизни. Можно использовать приём «разыгрывания ролей», чтобы поставить участников «на место» персонажей.
— Разбор корреспонденции – имеется ввиду, действительно входящая и исходящая корреспонденция или какие-то иные документы. Цель – выработать умение вдумчиво читать, выявлять главное и второстепенное и прогнозировать решения.
— Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту – выработка умения действовать в соответствии с нормативными документами. Для этого предлагается ситуация и сам нормативный документ, а также вырабатывается решение, сообразуясь с нормативом
Конструирование конкретной ситуации.
1) Анализ реальных ситуаций в профессиональной деятельности (будущей) – трудовые функций и к ним ситуации, которые могут возникнуть при их выполнении.
2) Описание конкретной ситуации:
— используются только достоверные факты и события без искажения
— информацию необходимо представлять в динамике реального события
— описание проводится последовательно и логично, акцентируя приоритеты: сначала – данные о событии (когда, где, при каких обстоятельствах, оппоненты-участники), затем выявляется сама проблема и иносказательно сообщается о том, что произойдёт, если эту ситуацию не решить
— при описании ситуации целесообразно не раскрывать причинно-следственных связей
— кроме текста может быть использована дополнительная визуальная информация
— описание КС не ограничено объёмом и излагается в прошедшем времени
— структура описания КС однотипна
3) Оформление КС
Тема. Цели. Целевая аудитория. Время, необходимое для работы с КС. Автор-разработчик. Год разработки.
технология развития личности профессионала: творческое и критическое мышление, умение анализировать, принимать решение, сотрудничать в трудовом коллективе и др.
Методически не грамотное использование КС снижает эффект
Необходимость создания банка КС, его обновление в соответствии с требованием актуальности
Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием;
Метод анализа конкретных ситуаций занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. За рубежом он чаще всего называется кейс-метод (keys-случай), или метод инцидента. На начальном этапе использования данный метод сводился к описанию индивидом случая из своей повседневной или профессиональной практики.
Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые в основном из профессиональной практики. Достоинство метода состоит в том, что в процессе анализа и решения конкретной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной профессиональной практикой, т.е. опираются на свой опыт, используют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе обучения. Главное же — обучаемые не только получают нужные теоретические знания, но и учатся применять их на практике.
Метод анализа конкретных ситуаций позволяет решать следующие задачи:
а) обучать участников анализу и алгоритмам решения реальных практических ситуаций, формировать навыки отделения важного от второстепенного, формулировать проблемы;
б) прививать участникам умение взаимодействовать друг с другом;
в) моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы, когда именно коллектив является основой в принятии подавляющей части групповых решений;
г) демонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.
В настоящее время конкретная ситуация- это, как правило, четкое, отредактированное изложение случая из профессиональной практики, используемое в качестве учебной модели в социально-психологическом обучении, или сформулированная в форме ситуации профессиональная задача, имеющая большое значение для подготовки соответствующих специалистов. Она практически всегда включает в себя противоречие (конфликт) с окружающей социальной, производственной или природной средой.
Конкретные ситуации классифицируются также по степени новизны, этапам и иерархическому уровню принятия решения и другим основаниям, например, по определенной специализации (технологические, экономические, управленческие и др.). Отнесение ситуаций к той или иной классификации связано с практикой их рассмотрения и накопления опыта.
По степени новизны выделяются три вида возможных ситуаций.
1. Ситуация известна. Для ее разрешения имеются подобные конкретные образцы. В этом случае метод решения ситуации стандартный.
2. Ситуация частично известна. В этом случае ее необходимо сравнить с другими подобными ситуациями. Подобные ситуации не всегда аналогичны, но в то же время могут иметь единую основу, тогда видоизменив ее, как бы приблизив к рассматриваемой ситуации, можно выбрать оптимальное решение.
3. Неизвестная ситуация. Такая ситуация, которая не встречалась в практической деятельности, ее нельзя сравнить с каким-либо образцом даже с помощью определенной модификации. Следовательно, необходим поиск нового метода решения.
По полноте выдаваемой информации можно выделить три варианта конкретных ситуаций: с развернутым, частичным и минимальным объемом выдаваемой информации. Объем получаемой обучаемыми информации обусловливается решаемыми на занятии дидактическими и воспитательными задачами, уровнем подготовки обучаемых, развитостью у них творческого мышления.
В зависимости от дидактических целей и особенностей содержания изучаемого материала метод анализа конкретных ситуаций может применяться в следующих вариантах:
1) анализ конкретной ситуации как ее оценка. Обучаемым дается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, следствия ситуации и принятых мер или действий должностных лиц. Чаще всего для анализа обучаемым предлагается описание конкретного случая (неожиданные для руководителя поступки сотрудника, конфликтная ситуация во время консультирования психологом клиента) и соответствующие меры со стороны действующих лиц. Обучаемые должны на основе всестороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант квалифицированной деятельности специалистов;
2) анализ конкретной ситуации как выработка алгоритма решения профессиональной задачи. Конкретная ситуация представляется обучаемым в виде проблемной ситуации-задачи, которая возникла или стоит перед профессиональной практикой.
В учебном процессе важно использовать реальные ситуации и задачи, с которыми обучаемым приходится встречаться или придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности, однако недостаточность знаний и умений не позволяет эффективно их разрешать. Опыт показывает, что надуманные ситуации не воспринимаются обучаемыми.
Чаще всего обучаемым письменно или устно дается описание событий с последующим заданием. Вместе с тем диапазон способов предъявления ситуации может быть намного шире в зависимости от наличия фонда накопленных глатериалов и возможностей технических средств обучения. В частности, могут быть применены следующие приемы и способы:
• видеозапись определенного реального события (эпизоды индивидуальных бесед, фрагменты учебных занятий и др.);
• киноэпизоды художественных и документальных фильмов;
• магнитофонная запись интервью, беседы, доклада и т.д.;
• фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отражающие состояние какого-либо факта, процесса из различных исторических или современных событий;
• «досье ситуации» — различные документы, отчеты, докладные записки, инструкции, проекты и т.п.;
• выступление на занятии авторитетного специалиста, участника определенного события.
Примерная методикапроведения 2-часового практического занятия с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы.
Первый этап (10-15 мин): вступительная часть, введение в изучаемую проблему. Ведущий обосновывает актуальность темы, раскрывает ее сложность, степень решения в теории и на практике; указывает связь проблемы с профессиональной деятельностью обучаемых; формулирует цели и задачи занятия.
Ведущий знакомит с организационными особенностями занятий, зачитывает конкретные ситуации. Как правило, учебная группа делится на несколько рабочих (учебных) подгрупп по 5-7 человек каждая. Он определяет задачи для подгрупп (изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения), устанавливает время и режим самостоятельной работы.
Второй этап (30-35 мин): групповая работа над ситуацией. Ведущий наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие вопросы, дает рекомендации.
Третий этап (25-30 мин): групповая дискуссия. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы: излагают общее мнение о событии, обосновывают предлагаемую альтернативу решения, отвечают на поставленные вопросы. После выступлений представителей подгрупп начинается общая дискуссия: обсуждение точек зрения и решений; оценка результатов анализа; формирование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения; выбор наилучшего решения для данной ситуации.
При рассмотрении новой ситуации обучаемыми могут быть предложены несколько вариантов ее разрешения, и все они могут оказаться правильными, так как к достижению цели можно прийти разными путями, но в этом случае необходимо отметить тот путь, который наиболее оптимален и эффективен. Здесь проявляется творческий подход обучаемых к выбору разумных решений.
При анализе наиболее сложных ситуаций следует обратить внимание, что основная задача — не выявление подобных ситуаций, не отработка готовых рецептов, а выработка оптимальных и новых подходов по разрешению подобного рода ситуаций.
Четвертый этап (15-20 мин): заключительная часть занятия. Ведущий в заключительном слове оценивает общий результат коллективной работы группы, позиции подгрупп при анализе, выделяет правильные или ошибочные решения, обосновывает оптимальный подход к решению подобных ситуаций, рекомендует дополнительную литературу по проблеме.
При использовании метода анализа конкретных ситуаций рекомендуется применять следующий алгоритм работы обучаемых в подгруппах:
— анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, ее ясной, четкой, краткой формулировки;
— выработка альтернатив, т.е. различных «способов действия в данной ситуации;
— разработка критериев решения проблемы, требований к содержанию альтернатив и их обоснованию;
— при выборе лучшего решения опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов по их осуществлению.
В практике проведения занятий методом анализа конкретных ситуаций необходимо придерживаться следующих правил для участников рабочих групп:
— все участники отвечают за работу в целом, а не за ту часть, которую выполняет каждый. Все, что наработано группой, причисляется к заслугам группы в целом;
— каждый участник групповой работы лишается авторского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на оценку достигнутых им лично результатов в работе. Каждый участник должен ощущать свою принадлежность к команде и ответственность за то, какой он вносит вклад в общее дело;
— тот, кто работает в группе, должен без предрассудков и высокомерия учитывать мнения других членов группы. Работа в команде предполагает стремление к сотрудничеству и готовность поступиться своими собственными позициями.