Капитализация платежей это
Капитализация выплат
Каким образом при ликвидации предприятия производится капитализация платежей, причитающихся потерпевшему в связи с увечьем?
По общему правилу выплата сумм в возмещение вреда производится работодателем, ответственным за вред, или его правопреемником (ст. 42 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.92 N 4214-1; далее — Правила).
Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). В связи с этим Правилами предусмотрена гарантия продолжения выплат и для тех случаев, когда правопреемника не имеется. Поскольку предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят, ст. 32 Правил предусмотрена для таких юридических лиц обязанность капитализировать и внести в органы государственного страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда своему работнику. Аналогично решен указанный вопрос и в части второй ГК РФ (ст. 1093).
Для этого в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ, а также ст. 32 Правил ликвидационный баланс, составляемый при ликвидации предприятия, должен быть утвержден лишь после капитализации сумм, необходимых для выплаты возмещения вреда в будущем, и перечисления их органам государственного страхования. В состав ликвидационной комиссии включается представитель органа государственного страхования.
Иными словами, юридическое лицо, обязанное в силу ст. 64 ГК РФ при ликвидации удовлетворить требования кредиторов, должно в первую очередь установить размер требований граждан, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Определение размера долга как раз и осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей. Капитализация представляет собой подсчет денежных средств на настоящий момент, которые должно было бы выплатить юридическое лицо пострадавшему в будущем до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период для капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. При этом используется размер соответствующих повременных платежей, установленный на дату составления ликвидационного баланса. Указанный порядок, по нашему мнению, правомерно применять ликвидирующимся юридическим лицам, так как нами по аналогии были использованы основные правила, содержащиеся также в п. 1 ст. 107 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В силу статей 32 и 42 Правил (см. комментарий к этим статьям) дальнейшая выплата повременных платежей пострадавшему будет производиться органом, которому внесены или должны были быть внесены капитализированные суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда, т.е. страховой организацией. Если даже капитализированных платежей недостаточно для продолжения возмещения, выплата должна производиться указанными организациями в порядке и по нормам, установленным Правилами. То есть после получения капитализированной суммы и заключения соответствующего договора органы государственного страхования выплачивают указанным лицам суммы в возмещение вреда в том же размере и в те же сроки, какие были обязательны для ликвидированных предприятий, учреждений и организаций.
Ряд сложностей вызывал на практике вопрос о плательщике возмещения вреда, если предприятие — причинитель вреда ликвидировано без правопреемника и капитализация платежей в возмещение вреда не произведена. На первый взгляд, ответ содержится в тексте ст. 32 Правил: в этом случае иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного страхования.
Ранее в таких ситуациях плательщиком выступало государство в лице Госстраха как единственной в то время государственной страховой организации. В сегодняшних условиях деятельностью по государственному страхованию занят целый ряд организаций. Поэтому можно констатировать тот факт, что содержащееся в Правилах решение оказалось неисполнимым, поскольку правовое положение органов страхования претерпело существенные изменения. К сожалению, в законе нет ответа на вопрос, какой конкретно орган государственного страхования должен выступить в качестве плательщика, взяв на себя обязанности государства.
Актуальность вопроса о возмещении вреда при ликвидации предприятия — причинителя вреда без капитализации средств сделала необходимым для Верховного Суда РФ высказать свою позицию.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 24.08.95 при рассмотрении конкретного дела указала на следующее.
Из смысла закона вытекает, что в тех случаях, когда выплата возмещения за счет средств предприятия стала невозможной, государство в лице органов государственного страхования принимает на себя обязанность обеспечить надежную выплату потерпевшим работникам за счет денежных средств, принадлежащих государству.
На основании постановления Правительства РФ от 10.02.92 N 76 «О создании Российской государственной страховой компании» на базе Правления государственного страхования РФ при бывшем Министерстве финансов РСФСР создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) — акционерное общество.
С принятием Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 «О страховании» страхование производится за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов. Причем страхование осуществляется исключительно по договорам о добровольном и обязательном страховании, осуществляемом на основании соответствующих законов (ст. 3). Каких-либо иных источников финансирования, помимо средств, поступивших на основании договоров, законом не предусмотрено.
Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривающего создание и деятельность централизованных фондов, за счет которых осуществлялось финансирование страхования, Законом РФ «О страховании» создание таких фондов не предусмотрено. Государство в качестве гаранта платежеспособности страховщиков не выступает (ст. 27).
Таким образом, Закон РФ «О страховании», на основании которого действуют органы государственной страховой компании, не обеспечивает условий, при которых потерпевшие смогут получать денежные выплаты.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101, органами государственного социального страхования в РФ являются названный Фонд, его центральные и региональные отделения и филиалы отделений.
Фонд социального страхования РФ управляет денежными средствами, которые являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов. Средства Фонда образуются за счет не только страховых взносов, но и ассигнований из республиканского бюджета. Фонд распоряжается государственными денежными средствами для нужд социального страхования.
В связи с этим, по мнению Верховного Суда РФ, именно за счет Фонда социального страхования должна быть гарантирована выплата возмещения в случаях, если соответствующие платежи, взысканные с работодателя, не были капитализированы в установленном законом порядке.
В связи с принятием судами решений о возложении на органы Фонда социального страхования РФ выплат по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в случаях ликвидации предприятия без капитализации платежей в возмещение вреда Фондом социального страхования РФ было составлено письмо от 30.11.95 N 05-454. В письме Фонд возражал против выполнения, по его мнению, не свойственной функции.
Вместе с тем в настоящее время до урегулирования соответствующего вопроса в законодательном порядке, по нашему мнению, для капитализации платежей ликвидирующемуся юридическому лицу следует заключать договор с организациями Росгосстраха, а в случае ликвидации предприятия без капитализации платежей заинтересованному лицу необходимо обращаться с иском к органам Фонда социального страхования РФ.
Капитализация платежей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:46, реферат
Краткое описание
Капитализированные платежи могут выплачиваться исключительно в денежной форме. Не допускается замена капитализированных денежных средств акциями общества, облигациями или иными ценными бумагами, а также имуществом юридического лица — должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 134 Закона “О несостоятельности (банкротстве)” требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсацию морального вреда подлежат удовлетворению должником в первую очередь.
Вложенные файлы: 1 файл
реферат капитал.doc
Прежде чем перейти к самому вопросы необходимо уяснить следующие понятия.
Капитализация денежных средств означает соединение (аккумуляцию) объёма денежных средств для возмещения вреда и передачу их в организацию – плательщика. Под капитализированными платежами понимаются денежные средства в форме повременных платежей, подлежащих выплате гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, до достижения соответствующим гражданином возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.
Капитализированные платежи могут выплачиваться исключительно в денежной форме. Не допускается замена капитализированных денежных средств акциями общества, облигациями или иными ценными бумагами, а также имуществом юридического лица — должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 134 Закона “О несостоятельности (банкротстве)” требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсацию морального вреда подлежат удовлетворению должником в первую очередь.
Право на получение капитализированных сумм повременных выплат принадлежит лицам (гражданам), перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и не являющимся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию.
Несостоятельность (банкротство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.
В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года ).
ВОПРОСЫ КАПИТАЛИЗАЦИИ ПЛАТЕЖЕЙ В ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДАГРАЖДАНИНУ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В судебной практике часто возникают вопросы о порядке
установления в деле о банкротстве требований о выплате
капитализированных платежей и что бы обеспечить единообразный подход к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, постановил дать арбитражным судам разъяснения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Федерального закона от
26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности ( банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) определение размера требований граждан, перед которыми
должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью,
осуществляется путем капитализации соответствующих платежей,
установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Статья 135. Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди
1. Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.
2. С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пун ктом 1 настоящей статьи, прекращается соответствующее обязательство должника.
3. С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.
Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь.
В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются в размере, установленном судебным актом.
При рассмотрении дел о банкротстве должников (организаций и
индивидуальных предпринимателей), являющихся страхователями по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, следует учитывать, что
порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником
капитализированной суммы, предусмотренный пунктом 1 статьи 135 Закона
о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований
граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными
лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от
24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с
последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон об
обязательном страховании) возмещение вреда, причиненного жизни и
здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому
договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным
законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме
всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты
расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом о социальном страховании.
Вместе с тем названный Закон не ограничивает право застрахованных
на возмещение вреда в соответствии с законодательством Российской
Федерации в части, превышающей обеспечение по страхованию.
Таким образом, в деле о банкротстве должника-страхователя по
обязательному социальному страхованию требования лиц, перед которыми
должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в
связи с наступлением страхового случая, могут быть учтены в качестве
требований кредиторов первой очереди только в части, превышающей
обеспечение по страхованию (страховое возмещение вреда), на которое
указанные лица имеют право в соответствии с Законом об обязательном
При этом имеется в виду, что застрахованный и иные лица, имеющие
право на получение страховых выплат (лица, потерявшие кормильца, и
др.), вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение
обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового
случая (пункт 2 статьи 15 Закона об обязательном страховании).
Фонд социального страхования Российской Федерации,
предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию
застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых
выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного
банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в
соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании
определен Правительством Российской Федерации в постановлении от
17.11.2000 N 863 «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального
страхования Российской Федерации капитализированных платежей при
ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
Во исполнение пункта 2 названного постановления Фондом
социального страхования Российской Федерации постановлением от
30.07.2001 N 72 утверждена «Методика расчета размера капитализируемых
платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при
ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей» (далее —
Методика расчета размера капитализируемых платежей), положения которой
учитываются при определении размера капитализированных платежей,
вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации. Для проведения расчета размера капитализируемых платежей
необходима информация о получателе обеспечения по страхованию:
фактический возраст (полных лет) и пол получателя обеспечения по
нуждаемость пострадавшего в обеспечении по страхованию,
установленная учреждением медико-социальной экспертизы;
степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего;
размер среднего месячного заработка пострадавшего;
размер ежемесячной страховой выплаты, назначенной и
А так применяются установленные законом коэффициенты.
Соответствующее требование Фонда социального страхования
Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об
обязательном страховании, не является требованием гражданина-кредитора
первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно
квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласия
гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального
страхования Российской Федерации не требуется.
Капитализационные платежи
Наша организация ликвидируется. ФСС насчитало суммы капитализационных платежей. Можем ли мы выплатить эти суммы напрямую людям получившим увечья, а они откажутся от получения пенсии по утере трудоспособности.
Добрый день! Нет не можете. В соответствии со ст. 64 ГК РФ требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей. В первую очередь такие выплаты касаются Фонда социального страхования. При ликвидации предприятия ФСС РФ автоматически производит сложение (капитализацию) повременных платежей по работникам по которым организация производит выплаты по вреду причиненному жизни и здоровью в результате несчастного случая на производстве, профессиональным заболеваниям и проч.
Согласно ст. 23 ФЗ «об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Постановлению Правительства РФ №863 от 17.11.2000г. «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц-страхователей по обязательному социальному страхованию», ликвидирующаяся организация обязана внести ФСС РФ капитализированные платежи. Выплаты должны производится до момента смерти работника, а этот момент в соответствии с Постановлением составляет 70 лет. Такого вида пенсии — как по утрате трудоспособности не существует. Может быть назначена пенсия по инвалидности 1.2,3 группы и она здесь ни при чём.
Согласно ст. 1085 ГК РФ объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором.
Но ведь по закону о банкротстве , а также судебной практике , гражданин может получить сумму капитализационных платежей самостоятельно на руки и в части полученных платежей утрачивает право требования с ФСС суммы пенсии начисленной ему по инвалидности ?
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 апреля 2010 г. N 136
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ БАНКРОТСТВЕ
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с капитализацией платежей при банкротстве, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
1. В связи с внесением Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663 изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», в силу которых Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в числе прочих требований по выплате капитализированных платежей, арбитражным судам следует иметь в виду, что после вступления в силу этих изменений требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
Такое требование является обязательным платежом и относится к третьей очереди; оно предоставляет право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
Ранее принятые судебные акты о включении в реестр требований кредиторов указанных требований как по заявлениям Фонда социального страхования Российской Федерации, так и Федеральной налоговой службы не подлежат пересмотру.
По предъявленным Фондом социального страхования Российской Федерации рассматриваемым или установленным требованиям замена его на Федеральную налоговую службу осуществляется по заявлению Фонда социального страхования Российской Федерации или Федеральной налоговой службы определением арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, выносимым судьей единолично.
2. Арбитражным судам следует иметь в виду, что в ходе конкурсного производства (вплоть до его завершения) арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, обязан разъяснять всем гражданам, перед которыми должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющим право на страховые выплаты, положения пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве о наличии у них права дать согласие на переход к Российской Федерации своего права требования к должнику и о последствиях данного согласия в виде перехода обязанности по выплате повременных платежей к Российской Федерации.
Данное согласие дается гражданином в форме заявления арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. О таком согласии указывается в определении суда, которое может быть вынесено без привлечения лиц, участвующих в деле; это определение принимается судьей единолично и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Соответствующее обязательство должника переходит к Российской Федерации в полном объеме, включая неуплаченные платежи за периоды до такого перехода.
Определение арбитражного суда о переходе обязанности к Российской Федерации дополнительно направляется арбитражным судом в суд общей юрисдикции, ранее принявший судебный акт о взыскании соответствующих платежей с должника в пользу гражданина.
При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что взыскание гражданином присужденных платежей с Российской Федерации осуществляется судами общей юрисдикции в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством.
3. Положения статьи 135 Закона о банкротстве распространяются на требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, независимо от даты их возникновения, в том числе на требования, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве.
По текущим требованиям такого рода в конкурсном производстве производятся ежемесячные платежи в очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Капитализация будущих платежей по названным требованиям производится после завершения расчетов по текущим платежам одновременно с капитализацией платежей по требованиям первой очереди, включенным в реестр требований кредиторов.
Капитализация платежей при банкротстве
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. N 136 «О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве»
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с капитализацией платежей при банкротстве, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
1. В связи с внесением постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663 изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», в силу которых Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в числе прочих требований по выплате капитализированных платежей, арбитражным судам следует иметь в виду, что после вступления в силу этих изменений требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом.
Такое требование является обязательным платежом и относится к третьей очереди; оно предоставляет право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
Ранее принятые судебные акты о включении в реестр требований кредиторов указанных требований как по заявлениям Фонда социального страхования Российской Федерации, так и Федеральной налоговой службы не подлежат пересмотру.
По предъявленным Фондом социального страхования Российской Федерации рассматриваемым или установленным требованиям замена его на Федеральную налоговую службу осуществляется по заявлению Фонда социального страхования Российской Федерации или Федеральной налоговой службы определением арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, выносимым судьей единолично.
2. Арбитражным судам следует иметь в виду, что в ходе конкурсного производства (вплоть до его завершения) арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, обязан разъяснять всем гражданам, перед которыми должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющим право на страховые выплаты, положения пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве о наличии у них права дать согласие на переход к Российской Федерации своего права требования к должнику и о последствиях данного согласия в виде перехода обязанности по выплате повременных платежей к Российской Федерации.
Данное согласие дается гражданином в форме заявления арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. О таком согласии указывается в определении суда, которое может быть вынесено без привлечения лиц, участвующих в деле; это определение принимается судьей единолично и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Соответствующее обязательство должника переходит к Российской Федерации в полном объеме, включая неуплаченные платежи за периоды до такого перехода.
Определение арбитражного суда о переходе обязанности к Российской Федерации дополнительно направляется арбитражным судом в суд общей юрисдикции, ранее принявший судебный акт о взыскании соответствующих платежей с должника в пользу гражданина.
При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что взыскание гражданином присужденных платежей с Российской Федерации осуществляется судами общей юрисдикции в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством.
3. Положения статьи 135 Закона о банкротстве распространяются на требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, независимо от даты их возникновения, в том числе на требования, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве.
По текущим требованиям такого рода в конкурсном производстве производятся ежемесячные платежи в очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Капитализация будущих платежей по названным требованиям производится после завершения расчетов по текущим платежам одновременно с капитализацией платежей по требованиям первой очереди, включенным в реестр требований кредиторов.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 30 июля 1998 года №123-XIV
О капитализации повременных платежей
(В редакции Законов Республики Молдова от 22.12.2005 г. №342-XVI, 28.07.2016 г. №201, 05.05.2017 г. №80)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:
капитализация повременных платежей — накопление денежных средств и отделение их от остального имущества должника в целях осуществления впоследствии платежей в пользу бенефициара;
должник — юридическое лицо или предприятие с правами физического лица, которое обязано осуществлять повременные платежи в пользу бенефициара;
бенефициар — гражданин, имеющий, согласно закону, право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или в связи со смертью кормильца;
фонд — Национальная касса социального страхования;
третье лицо — физическое или юридическое лицо (кроме Национальной кассы социального страхования), с которым бенефициар заключил соглашение о передаче долга.
Статья 2. Предмет правового регулирования
Предметом правового регулирования настоящего закона являются социальные отношения, связанные с повременными платежами, которые должник обязан осуществить посредством капитализации последних в пользу бенефициара в связи с ликвидацией должника, если по его обязательствам нет правопреемников.
Статья 3. Правовые основы капитализации повременных платежей
(1) Капитализация повременных платежей осуществляется в связи с ликвидацией должника в случаях, когда у него нет правопреемников по обязательствам.
(2) Капитализация повременных платежей осуществляется в порядке, предусмотренном для передачи долга по обязательству, и оформляется соглашением, подписанным должником, с одной стороны, и фондом или третьим лицом, которое действует в интересах бенефициара, с другой стороны.
(3) Соглашение о передаче долга по обязательству осуществления повременных платежей заключается только с согласия бенефициара.
(4) В соглашении должны быть указаны фамилия и имя (наименование), место жительства или место нахождения сторон, в том числе бенефициара, размер ежемесячных повременных платежей в пользу бенефициара и подлежащая капитализации сумма, срок перечисления средств на счет фонда или третьему лицу, а также другие условия по соглашению сторон.
Статья 4. Основание для обращения по поводу капитализации повременных платежей
Основанием для обращения по поводу капитализации повременных платежей являются:
а) решение о ликвидации должника, принятое органом, имеющим на это полномочия;
b) решение судебной инстанции о признании должника неплатежеспособным и открытии конкурсного производства.
Статья 5. Инициатива капитализации повременных платежей
Инициатива капитализации повременных платежей может исходить от бенефициара, фонда, третьего лица или должника.
Статья 6. Процедуры, предшествующие капитализации повременных платежей
(1) При ликвидации должника по основаниям, указанным в статье 4, должник или судебная инстанция в 10-дневный срок извещает бенефициара и фонд об обязательствах должника по возмещению ущерба бенефициару.