Kilimselsovet.ru

Политические новости
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники финансовых ресурсов на уровне государства

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста

Сущность финансов, их роль в социально-экономическом развитии государства

Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений.

Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Эти экономические отношения осуществляются:

· по поводу перераспределения дохода общества в пользу од­ного из них;

· для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;

· в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

Характерными признаками финансов являются:

1. Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. Односторонний характер движения денежных средств создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

3. Финансы носят денежный характер.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления и используются на реализацию целей их хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы государства образуются преимущественно за счет взимания налогов и сборов. Поступлений от использования или продажи государственного имущества, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных или страховых фондов, добровольных взносов юр. и физ лиц; сбережения населения в форме прироста вкладов в коммерческих банках.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются доходы бюджетов, которые включают:

· налоговые доходы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, земельный налог и др.)

· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, штрафы, гос.пошлина и т.п.)

· безвозмездные и безвозвратные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.дотации, субсидии, субвенции)

Источники формирования ФР: стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды ФР — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи, средства, направляемые на благотворительность, средства, направляемые в банки в качестве вкладов, Инвестиции ,Доходы от внешней торговли и т.д

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.).В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отве­чающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­ным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономи­ческого развития и появляется потребность в обеспечении сбалан­сированности материальных и финансовых потоков.

Читайте так же:
Понятие финансов государства

Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:

— содержание гос. аппарата,

— оплата государственных запасов,

— финансирование бюджетных организаций,

— расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные дотации, субсидии, субвенции,

— взносы во всемирные организации,

— оказание помощи иностранным государствам,

— затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др.

Государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации, при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.

Местные ресурсы образуют относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов.

Пути увеличения финансовых ресурсов:

1. Внешние займы — привлечение финансовых ресурсов других государств.

2. Своеобразный источник финансовых ресурсов — денежная эмиссия. (Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы)

Резервы увеличения финансовых ресурсов: увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам. Что свидетельствует о не рациональном распределение ФР.

Финансовые ресурсы и их источники.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряже­нии населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ре­сурсы.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

1) на уровне хозяйствующих субъектов:

— продажа ценных бумаг, дивиденды по ценным бумагам;

— банковский кредит, проценты;

2) на уровне населения:

— заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы;

-доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций;

— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии;

3) на уровне государства, органов местного самоуправления:

— доходы от государственных и муниципальных предприятий;

-доходы от приватизации государственного и муниципального имущества;

— доходы от внешнеэкономической деятельности;

— государственный и муниципальный кредит;

— эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Функции и принципы финансов.

Функции финансов.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главная функция финансов — распределительная. Распределительный процесс, осу­ществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Фи­нансы обслуживают разные этапы распределения совокупного об­щественного продукта, участвуя как в первичном его распределе­нии, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов федерации), местный (на уровне органов местного са­моуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотрас­левое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют ре­шающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.

Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изы­мает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и на­правляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс пе­рераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политиче­ских сил в стране.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления;

2)осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так­же перераспределение между производственной и непроизводствен­ной сферами и социальными группами;

3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контроль­ная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финан­сов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из харак­тера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресур­сов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозмож­но оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция финансов осуществляется не сти­хийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым — воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей.

Читайте так же:
Государственное социальное страхование источники финансирования

Регулирующая функция финансов проявляется на всех уров­нях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Принципы финансов.

Существуют следующие принципы финансов:

Диверсификация – (разный-делать) — расширение ассортимента, изменение вида производимой продукции, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получение экономической выгоды, предотвращение банкротства. Диверсификация производства – распределение вкладываемых в экономику или кредитуемых денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.

Принцип единствафинансов основан на том, что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, форм финансовой документации и отчетности, порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, организации расчетов и платежей, формировании затрат и финансовых результатов, применение санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.

Принцип сбалансированности означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования за счет поступления и доходов, в том числе собственных, заемных средств банков и привлеченных средств коммерческих кредитов.

Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем запланированных расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заемных средств. Важно, чтобы произведенные заимствования не превышали возможностей бюджета или внебюджетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга.

Сбалансированность финансов проявляется в полном и своевременном выполнении денежных обязательств и погашении задолженности. Разбалансированность финансов выражается в росте просроченной задолженности и обязательств, приводящих к банкротству и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).

Принцип целевой направленности.

Цели предпринимательской деятельности:

Извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Цели государственных финансов:

Перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

Принцип диверсификации источников финансирования и вложения ресурсов проявляется двояко:

в инвестировании денег из различных источников в разные объекты и имущество;

в создании многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельности.

Она позволяет снизить риск банкротства и повышает конкурентоспособность, но сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Наиболее распространена диверсификация вложений в ценные бумаги.

Принцип стратегической ориентированности финансов означает, что для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное финансирование производства, сферы услуг, включая не только покрытие текущих затрат, но и вложения инвестиционного характера на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

Источники формирования финансовых ресурсов государства

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования. Являются одним из основных факторов производства, именуемым денежным капиталом.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

Читайте так же:
Независимый негосударственный финансовый контроль

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов. Т.о. основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

В тетради

Государственный займ и его роль в экономике

Государственные заимствования РФ– это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Можно рассматривать роль государственного долга с позиции полезности использования механизма государственного долга в рыночной экономике.

Самой главной выгодой для государства, обосновывающего полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга – в процентах от ВВП (за определенный период времени, как правило, экономический цикл).

Размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема государственного долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. Положительное влияния государственного долга на экономику заключается еще в том, что, выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными.

Финансовые ресурсы;

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, называется финансовыми ресурсами.

Основными признаками финансовых ресурсов являются:

— финансовые ресурсы существуют только в денежной форме;

— финансовые ресурсы используются на цели расширенного производства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

— на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий)- выручка от реализации продукции, работ и услуг; выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.), амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты по депозитам, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами, бюджетные средства;

— на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, социальные выплаты, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит;

— на уровне государства – валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и национального дохода. Чем выше ВВП, а, следовательно, национальный доход, тем выше налоговые отчисления хозяйствующих субъектов.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

1. предприятия, организации, компании, т.е. юридические лица, владею­щие финансовыми ресурсами;

3. государство в форме бюджетных и внебюджетных фондов.

Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше у них возможностей для формирования финансовых ресурсов, что в свою очередь, обеспечивает увеличение поступле­ний финансовых ресурсов государству.

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

1. Децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятии идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов — для потребления, отдыха, приобретения товаров длительного пользования.

Читайте так же:
Состав финансовых ресурсов государства

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

— источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка, которая дает воз­можность формировать ресурсы предприятия); внешняя экономическая деятельность предприятия; имущество предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно реализовать);

— средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это сред­ства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоря­жении): зарплата (выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия);

— привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предпри­ятием на финансовом рынке — рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; средства, полученные предприятием путем продажи акций и облигаций;

— источники средств в порядке их перераспределения: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

Видами финансовых ресурсов на микроуровне будут выступать:

— прибыль от реализации товаров (работ и услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные фонды и иные фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет и т.д.

2. Централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне и включающие доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

— ВВП (первая группа финансовых источников);

— доходы от внешнеэкономической деятельности;

— привлеченные (заемные) ресурсы.

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:

— неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от приватизации имущества или сдачи его в аренду, доходы от внешнеэкономической деятельности, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов);

— безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.).

Для достижения устойчивого экономического роста необходимо использование различных инструментов регулирования финансовых ресурсов на макро – и микроуровнях .

Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Выделяют следующие формы регулирования:

Саморегулирование характеризуется методами, которые вырабатывают сами участники производственных отношений. Основными методами саморегулирования в системе финансовых отношений является:

1. Самофинансирование — способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет собственных средств, а при их недостатке за счет эмиссии акций и облигаций.

2. Кредитование — способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет ссуд банка, предоставляемых на основе срочности, платности, возвратности.

Однако рыночный механизм саморегулирования не всегда эффективен, и зачастую приводит к игнорированию интересов отдельных групп населения, субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому он дополняется государственным регулированием.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают:

— отраслевая структура экономики;

— территориальные экономические пропорции;

— социальная структура общества.

Методами государственного финансового регулированияотраслевых пропорций являются:

— налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

— амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

— различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

— льготное кредитование и страхование (более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов).

Методами финансового регулирования территориальных пропорций выступают:

— механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы);

— финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований;

— изменение состава налогов, взимаемых на территории.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются:

— использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость;

— льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами;

— различные социальные выплаты и льготы.

К инструментам государственного финансового регулирования экономики относят:

— административные (лицензирование, квотирование, контроль над ценами);

— государственно-правовые (законодательная система)

— прямое экономическое регулирование (государственные закупки, целевое финансирование, субсидирование, льготные кредиты);

— косвенное экономическое регулирование (налоги, кредитно-денежная система, таможенно-тарифное регулирование).

Таким образом, роль финансов в общественном воспроизводстве выражается следующими критериями:

Читайте так же:
Государственные финансы ссср

1. Влияние финансов на экономику происходит благодаря действию двух функций: распределительной и контрольной. Благодаря этому финансы являются рычагом управления экономикой.

2. С помощью финансов образуются денежные фонды в распоряжении субъектов хозяйствования, устанавливаются варианты наиболее эффективных вложений. Денежные средства распределяются в соответствие с приоритетами.

3. Влияние финансов выражается в количественной и качественной формах. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние проявляется в выборе направления и формирования воздействия финансов на материальные интересы участников воспроизводства.

4. Финансы участвуют в кругообороте фондов и оказывают влияние на производство, социальные проблемы и на государственное управление и оборону. Финансы обеспечивают потребности воспроизводства, расширяя его или сворачивая. Важными являются бюджетные стимулы, к которым относятся бюджетное финансирование (субсидии, субвенции, разрешение на ускоренную амортизацию), налоговые льготы (снижение налоговых ставок и введение льгот).

3.1. Понятие государственных финансовых ресурсов и источники их формирования

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования.

Понятие «финансовые ресурсы» в РСФСР было введено при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов.

Таким образом, финансовые ресурсы государства — это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды — составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство.

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т.е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector