Источники финансовых ресурсов на уровне государства
Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста
Сущность финансов, их роль в социально-экономическом развитии государства
Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений.
Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Финансы — это совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.
Эти экономические отношения осуществляются:
· по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;
· для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;
· в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.
Характерными признаками финансов являются:
1. Распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;
2. Односторонний характер движения денежных средств создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
3. Финансы носят денежный характер.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста
Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, которые находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления и используются на реализацию целей их хозяйственной деятельности.
Финансовые ресурсы государства образуются преимущественно за счет взимания налогов и сборов. Поступлений от использования или продажи государственного имущества, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования, использования резервных или страховых фондов, добровольных взносов юр. и физ лиц; сбережения населения в форме прироста вкладов в коммерческих банках.
Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются доходы бюджетов, которые включают:
· налоговые доходы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, земельный налог и др.)
· неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, штрафы, гос.пошлина и т.п.)
· безвозмездные и безвозвратные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.дотации, субсидии, субвенции)
Источники формирования ФР: стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.
Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.
Виды ФР — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи, средства, направляемые на благотворительность, средства, направляемые в банки в качестве вкладов, Инвестиции ,Доходы от внешней торговли и т.д
Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.).В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса национального производства.
Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.
Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:
— содержание гос. аппарата,
— оплата государственных запасов,
— финансирование бюджетных организаций,
— расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные дотации, субсидии, субвенции,
— взносы во всемирные организации,
— оказание помощи иностранным государствам,
— затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и др.
Государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации, при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.
Местные ресурсы образуют относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов.
Пути увеличения финансовых ресурсов:
1. Внешние займы — привлечение финансовых ресурсов других государств.
2. Своеобразный источник финансовых ресурсов — денежная эмиссия. (Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы)
Резервы увеличения финансовых ресурсов: увеличение их реального объема и рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам. Что свидетельствует о не рациональном распределение ФР.
Финансовые ресурсы и их источники.
Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы.
Источниками финансовых ресурсов выступают:
1) на уровне хозяйствующих субъектов:
— продажа ценных бумаг, дивиденды по ценным бумагам;
— банковский кредит, проценты;
2) на уровне населения:
— заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы;
-доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций;
— социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии;
3) на уровне государства, органов местного самоуправления:
— доходы от государственных и муниципальных предприятий;
-доходы от приватизации государственного и муниципального имущества;
— доходы от внешнеэкономической деятельности;
— государственный и муниципальный кредит;
— эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Функции и принципы финансов.
Функции финансов.
Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главная функция финансов — распределительная. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.
Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов федерации), местный (на уровне органов местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.
Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.
Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране.
В целом распределительная функция финансов позволяет:
1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
2)осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым — воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов — регулирующей.
Регулирующая функция финансов проявляется на всех уровнях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.
Принципы финансов.
Существуют следующие принципы финансов:
Диверсификация – (разный-делать) — расширение ассортимента, изменение вида производимой продукции, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получение экономической выгоды, предотвращение банкротства. Диверсификация производства – распределение вкладываемых в экономику или кредитуемых денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.
Принцип единствафинансов основан на том, что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, форм финансовой документации и отчетности, порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, организации расчетов и платежей, формировании затрат и финансовых результатов, применение санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.
Принцип сбалансированности означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования за счет поступления и доходов, в том числе собственных, заемных средств банков и привлеченных средств коммерческих кредитов.
Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем запланированных расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заемных средств. Важно, чтобы произведенные заимствования не превышали возможностей бюджета или внебюджетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга.
Сбалансированность финансов проявляется в полном и своевременном выполнении денежных обязательств и погашении задолженности. Разбалансированность финансов выражается в росте просроченной задолженности и обязательств, приводящих к банкротству и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).
Принцип целевой направленности.
Цели предпринимательской деятельности:
Извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Цели государственных финансов:
Перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.
Принцип диверсификации источников финансирования и вложения ресурсов проявляется двояко:
в инвестировании денег из различных источников в разные объекты и имущество;
в создании многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельности.
Она позволяет снизить риск банкротства и повышает конкурентоспособность, но сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Наиболее распространена диверсификация вложений в ценные бумаги.
Принцип стратегической ориентированности финансов означает, что для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное финансирование производства, сферы услуг, включая не только покрытие текущих затрат, но и вложения инвестиционного характера на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
Источники формирования финансовых ресурсов государства
Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.
Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования. Являются одним из основных факторов производства, именуемым денежным капиталом.
Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.
Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.
Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.
Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.
Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.
Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.
Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).
Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.
Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.
Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов. Т.о. основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.
В тетради
Государственный займ и его роль в экономике
Государственные заимствования РФ– это займы и кредиты, которые привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по ним возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Можно рассматривать роль государственного долга с позиции полезности использования механизма государственного долга в рыночной экономике.
Самой главной выгодой для государства, обосновывающего полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга – в процентах от ВВП (за определенный период времени, как правило, экономический цикл).
Размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема государственного долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. Положительное влияния государственного долга на экономику заключается еще в том, что, выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными.
Финансовые ресурсы;
В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, называется финансовыми ресурсами.
Основными признаками финансовых ресурсов являются:
— финансовые ресурсы существуют только в денежной форме;
— финансовые ресурсы используются на цели расширенного производства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
Источниками финансовых ресурсов выступают:
— на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий)- выручка от реализации продукции, работ и услуг; выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.), амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты по депозитам, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами, бюджетные средства;
— на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, социальные выплаты, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит;
— на уровне государства – валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.
Объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и национального дохода. Чем выше ВВП, а, следовательно, национальный доход, тем выше налоговые отчисления хозяйствующих субъектов.
Субъектами финансовых ресурсов выступают:
1. предприятия, организации, компании, т.е. юридические лица, владеющие финансовыми ресурсами;
3. государство в форме бюджетных и внебюджетных фондов.
Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше у них возможностей для формирования финансовых ресурсов, что в свою очередь, обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству.
Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:
1. Децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятии идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов — для потребления, отдыха, приобретения товаров длительного пользования.
Источники финансовых ресурсов на микроуровне:
— источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка, которая дает возможность формировать ресурсы предприятия); внешняя экономическая деятельность предприятия; имущество предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно реализовать);
— средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении): зарплата (выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия);
— привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке — рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; средства, полученные предприятием путем продажи акций и облигаций;
— источники средств в порядке их перераспределения: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).
Видами финансовых ресурсов на микроуровне будут выступать:
— прибыль от реализации товаров (работ и услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные фонды и иные фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет и т.д.
2. Централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне и включающие доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Источники финансовых ресурсов на макроуровне:
— ВВП (первая группа финансовых источников);
— доходы от внешнеэкономической деятельности;
— привлеченные (заемные) ресурсы.
Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне:
— неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от приватизации имущества или сдачи его в аренду, доходы от внешнеэкономической деятельности, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов);
— безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.).
Для достижения устойчивого экономического роста необходимо использование различных инструментов регулирования финансовых ресурсов на макро – и микроуровнях .
Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Выделяют следующие формы регулирования:
Саморегулирование характеризуется методами, которые вырабатывают сами участники производственных отношений. Основными методами саморегулирования в системе финансовых отношений является:
1. Самофинансирование — способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет собственных средств, а при их недостатке за счет эмиссии акций и облигаций.
2. Кредитование — способ формирования финансовых ресурсов, при котором расходы субъектов хозяйствования покрываются за счет ссуд банка, предоставляемых на основе срочности, платности, возвратности.
Однако рыночный механизм саморегулирования не всегда эффективен, и зачастую приводит к игнорированию интересов отдельных групп населения, субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому он дополняется государственным регулированием.
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают:
— отраслевая структура экономики;
— территориальные экономические пропорции;
— социальная структура общества.
Методами государственного финансового регулированияотраслевых пропорций являются:
— налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
— амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
— различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
— льготное кредитование и страхование (более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов).
Методами финансового регулирования территориальных пропорций выступают:
— механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы);
— финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований;
— изменение состава налогов, взимаемых на территории.
Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются:
— использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость;
— льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами;
— различные социальные выплаты и льготы.
К инструментам государственного финансового регулирования экономики относят:
— административные (лицензирование, квотирование, контроль над ценами);
— государственно-правовые (законодательная система)
— прямое экономическое регулирование (государственные закупки, целевое финансирование, субсидирование, льготные кредиты);
— косвенное экономическое регулирование (налоги, кредитно-денежная система, таможенно-тарифное регулирование).
Таким образом, роль финансов в общественном воспроизводстве выражается следующими критериями:
1. Влияние финансов на экономику происходит благодаря действию двух функций: распределительной и контрольной. Благодаря этому финансы являются рычагом управления экономикой.
2. С помощью финансов образуются денежные фонды в распоряжении субъектов хозяйствования, устанавливаются варианты наиболее эффективных вложений. Денежные средства распределяются в соответствие с приоритетами.
3. Влияние финансов выражается в количественной и качественной формах. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние проявляется в выборе направления и формирования воздействия финансов на материальные интересы участников воспроизводства.
4. Финансы участвуют в кругообороте фондов и оказывают влияние на производство, социальные проблемы и на государственное управление и оборону. Финансы обеспечивают потребности воспроизводства, расширяя его или сворачивая. Важными являются бюджетные стимулы, к которым относятся бюджетное финансирование (субсидии, субвенции, разрешение на ускоренную амортизацию), налоговые льготы (снижение налоговых ставок и введение льгот).
3.1. Понятие государственных финансовых ресурсов и источники их формирования
Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.
Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются Государством и субъектами хозяйствования.
Понятие «финансовые ресурсы» в РСФСР было введено при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.
В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.
Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.
Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.
Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.
Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.
Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.
Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.
Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т. д.).
Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.
Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.
Целесообразно включить в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов.
Таким образом, финансовые ресурсы государства — это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
Финансовые фонды — составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство.
Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т.е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.