Характеристика государственных органов осуществляющих финансовую деятельность
Характеристика государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» изменил структуру Минфина России и предусмотрел создание служб.
Министерство финансов РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:
– аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности;
– добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;
– таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы. В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности.
Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа единства кассы, управления совместно с ЦБ РФ государственным внутренним и внешним долгом.
Главная задача Федеральной налоговой службы заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов.
Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела (взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, распределению денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.).
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет: сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; создание единой информационной системы и ведения федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов полученных преступным путем и др.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет: проведение необходимых исследований для анализирования и проведения экспертиз по вопросам осуществления страхового надзора; разъяснения юридическим и физическим лицам по поводу применения страхового законодательства; предупреждение и ликвидацию последствий нарушения страхового законодательства и др.
Федеральная служба финансово бюджетного надзора полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением валютного законодательства и др.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов).
Особое положение среди федеральных органов, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Общая характеристика деятельности органов власти в сфере финансов.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.
Правительство РФосуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
1. Министерство финансов РФ в соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
2. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой – встраивается особая контролирующая структура – казначейство. Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов – и доходный, и расходный – на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.
Казначейство выполняет следующие функции:
– обеспечивает учет всех доходов бюджета;
– подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;
– осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.
3. Федеральная налоговая служба –единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
4. Центральный банк – государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк – основное звено национальной кредитно-банковской системы. Главная функция центрального банка – эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.
5. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Управление финансами на местном уровне. Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в I 998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 1409 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Характеристика органов осуществляющих финансовую деятельность;
Органы, осуществляющие финансовую деятельность, делятся на 2 группы:
1 – органы общей компетенции:
А) 1 – Президент РФ – бюджетное послание политика на 3 года, 2 – главы субъектов РФ.
Б) Законодательные органы РФ (принимают НПА (рассматривают и утверждают)) и субъектов РФ (счетная палата – органа финансового контроля).
В) Исполнительные органы общей компетенции РФ и субъектов РФ:
— Правительство РФ (разрабатывает план экономического развития), республик и высшие исполнительные органы субъектов (составление проекта бюджета, организация исполнения, составления отчетов).
2 – Органы специальной компетенции:
А) Финансовые органы:
— Министерство финансов РФ.
— Министерство финансов республик в составе РФ.
— Финансирования управления субъектов РФ.
— Службы, осуществляющие контроль в сфере финансов (федеральная налоговая служба, федеральная служба страхового надзора, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба федерального казначейства).
— Министерство экономического развития РФ (федеральное агентство по государственным резервам).
Б) Федеральные службы, напрямую подчиняющиеся правительству РФ:
— Федеральная служба по финансовому рынку.
— Федеральная служба по финансовому мониторингу.
— Федеральная таможенная служба.
В) Органы кредитно-денежного регулирования:
— Кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) Банки имеют более 3 лицензий на осуществление банковских операций, небанковские – до 3х лицензий.
7. Наука финансового права РФ: ее предмет, методы и актуальные проблемы.
Наука финансового права имеет свой предмет, т.е. тот круг явлений, процессов и т.д., которые она исследует.
Предметом науки финансового права является финансовое право как отрасль российского права.
Прежде всего, эта наука изучает финансово-правовые нормы, содержащиеся в различных финансово-правовых актах, на предмет их реальности, гарантированности, эффективности, ясности изложения, соответствия Конституции РФ и т.д. Отмечаются три функции науки финансового права по отношению к финансово-правовым нормам: а) аналитическая, б) критическая, в) конструктивная.
Аналитическая функция состоит в комментировании, классификации финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную и понятную систему. Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксации несоответствия правовой нормы требованиям жизни. Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов1. Во взаимосвязи с финансово-правовыми нормами наука финансового права исследует сущность и содержание различных финансово-правовых институтов, взаимосвязи между ними, а также тенденции их развития.
Методология науки финансового права — это те принципы, а также методы исследования, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата.
Методологическими являются следующие принципы науки финансового права: объективность, познаваемость, детерминизм, развитие, историзм, единство теории и практики.
Помимо принципов, в методологию науки финансового права включаются методы исследования. Методы науки финансового права — это определенные приемы (способы), с помощью которых’ обеспечивается исследование предмета финансового права. Среди
них — формально-догматический; сравнительного правоведения; конкретно-социологического исследования; сравнительно-исторический; метод обращения к другим наукам; метод живого по-
Формально-догматический — это основной метод, используемый как наукой финансового права, так и другими юридическими науками. Суть его состоит в логическом осмыслении всех тех явлений, которые составляют предмет науки финансового права.
В настоящее время российская наука финансового права переживает период активного развития. Это связано прежде всего с изменением экономической ситуации в стране, развитием экономических отношений рыночного типа. Кроме того, актуальность науки финансового права сегодня обусловлена обращением юридической практики, главным образом законодательной, к науке.
Новое время поставило перед наукой финансового права новые задачи. В целом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового права требуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям. Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новых финансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепций исходя из современного финансового законодательства, а также из потребностей разработки новых финансовых законов.
Весьма актуальным и полезным для науки финансового права сегодня явилось бы изучение проблем целевых государственных и местных фондов денежных средств. Пока эти проблемы фундаментально не исследовались наукой финансового права. Между
тем возрастание числа целевых бюджетных фондов на федеральном уровне, неопределенность их правового режима и использования требуют от науки финансового права тщательной научной работы над этими проблемами. В равной мере существуют финансово-правовые проблемы и на уровне государственных и местных внебюджетных фондов. И т.д.
Правовая характеристика органов, осуществляющих финансовую деятельность
В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.
Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на следующие группы:
1) высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью:
- Президент РФ;
- Государственная Дума РФ;
- Правительство РФ.
2) государственные органы специальной компетенции:
3) федеральные органы исполнительной власти (их финансовые департаменты и другие финансовые подразделения);
4) органы государственной власти субъектов РФ;
5) органы местного самоуправления.
Высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью
Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.
Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного, регулирования, денежной эмиссии.
Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ1 разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Государственные органы специальной компетенции
Для государственных органов специальной компетенции финансовая деятельность является основной.
Минфин России относится к числу федеральных ведомств, в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
Основные функции Минфина России:
- составляет проект федерального бюджета;
- утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
- открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
- осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
- запрашивает и получает в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.
Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, особую роль в осуществлении финансовой деятельности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор налогов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.
Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Банке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны.
Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти
Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют другие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.
Органы государственной власти субъектов РФ
Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта РФ, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администрация области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным собранием.
В составе администраций субъектов РФ функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.
Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные):
- устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
- обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов РФ, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;
- составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;
- осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;
- осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
- предоставляют необходимую информацию налоговым органам;
- получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;
- осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.
Характеристика органов осуществляющих финансовую деятельность;
Органы, осуществляющие финансовую деятельность, делятся на 2 группы:
1 – органы общей компетенции:
А) 1 – Президент РФ – бюджетное послание политика на 3 года, 2 – главы субъектов РФ.
Б) Законодательные органы РФ (принимают НПА (рассматривают и утверждают)) и субъектов РФ (счетная палата – органа финансового контроля).
В) Исполнительные органы общей компетенции РФ и субъектов РФ:
— Правительство РФ (разрабатывает план экономического развития), республик и высшие исполнительные органы субъектов (составление проекта бюджета, организация исполнения, составления отчетов).
2 – Органы специальной компетенции:
А) Финансовые органы:
— Министерство финансов РФ.
— Министерство финансов республик в составе РФ.
— Финансирования управления субъектов РФ.
— Службы, осуществляющие контроль в сфере финансов (федеральная налоговая служба, федеральная служба страхового надзора, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба федерального казначейства).
— Министерство экономического развития РФ (федеральное агентство по государственным резервам).
Б) Федеральные службы, напрямую подчиняющиеся правительству РФ:
— Федеральная служба по финансовому рынку.
— Федеральная служба по финансовому мониторингу.
— Федеральная таможенная служба.
В) Органы кредитно-денежного регулирования:
— Кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации) Банки имеют более 3 лицензий на осуществление банковских операций, небанковские – до 3х лицензий.
7. Наука финансового права РФ: ее предмет, методы и актуальные проблемы.
Наука финансового права имеет свой предмет, т.е. тот круг явлений, процессов и т.д., которые она исследует.
Предметом науки финансового права является финансовое право как отрасль российского права.
Прежде всего, эта наука изучает финансово-правовые нормы, содержащиеся в различных финансово-правовых актах, на предмет их реальности, гарантированности, эффективности, ясности изложения, соответствия Конституции РФ и т.д. Отмечаются три функции науки финансового права по отношению к финансово-правовым нормам: а) аналитическая, б) критическая, в) конструктивная.
Аналитическая функция состоит в комментировании, классификации финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную и понятную систему. Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксации несоответствия правовой нормы требованиям жизни. Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов1. Во взаимосвязи с финансово-правовыми нормами наука финансового права исследует сущность и содержание различных финансово-правовых институтов, взаимосвязи между ними, а также тенденции их развития.
Методология науки финансового права — это те принципы, а также методы исследования, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата.
Методологическими являются следующие принципы науки финансового права: объективность, познаваемость, детерминизм, развитие, историзм, единство теории и практики.
Помимо принципов, в методологию науки финансового права включаются методы исследования. Методы науки финансового права — это определенные приемы (способы), с помощью которых’ обеспечивается исследование предмета финансового права. Среди
них — формально-догматический; сравнительного правоведения; конкретно-социологического исследования; сравнительно-исторический; метод обращения к другим наукам; метод живого по-
Формально-догматический — это основной метод, используемый как наукой финансового права, так и другими юридическими науками. Суть его состоит в логическом осмыслении всех тех явлений, которые составляют предмет науки финансового права.
В настоящее время российская наука финансового права переживает период активного развития. Это связано прежде всего с изменением экономической ситуации в стране, развитием экономических отношений рыночного типа. Кроме того, актуальность науки финансового права сегодня обусловлена обращением юридической практики, главным образом законодательной, к науке.
Новое время поставило перед наукой финансового права новые задачи. В целом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового права требуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям. Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новых финансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепций исходя из современного финансового законодательства, а также из потребностей разработки новых финансовых законов.
Весьма актуальным и полезным для науки финансового права сегодня явилось бы изучение проблем целевых государственных и местных фондов денежных средств. Пока эти проблемы фундаментально не исследовались наукой финансового права. Между
тем возрастание числа целевых бюджетных фондов на федеральном уровне, неопределенность их правового режима и использования требуют от науки финансового права тщательной научной работы над этими проблемами. В равной мере существуют финансово-правовые проблемы и на уровне государственных и местных внебюджетных фондов. И т.д.