Kilimselsovet.ru

Политические новости
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование в условиях рынка предполагает

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Государственное регулирование рыночной экономики

Необходимость государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Государственное регулирование рыночной экономики по своей сути – это такой комплекс мер, который предпринимает государство, чтобы установить и стабилизировать необходимые экономические процессы. Такое регулирование направлено на три взаимосвязанные стороны рынка: ресурсы, производство и финансы.

Читайте так же:
Особенности современного мирового рынка

Целью государственного регулирования является создание определенных финансовых, административных и правовых механизмов, которые бы позволяли рыночной экономике нормально функционировать, избегая или же минимизируя негативные последствия ее существования.

Государство в экономике страны отвечает за:

  • Фискальную политику;
  • Регулирование рынка денежных средств и кредитного рынка;
  • Регулирование внешнеторговых отношений;
  • Регулирование бюджета и распределения доходов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Государственное регулирование осуществляется через такие инструменты, как: целевые программы, прогнозирование, моделирование ситуаций и пр.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обоснована наличием ряда отрицательных процессов (бедность, преступность), существованием общественных благ (например, образование и здравоохранение), неуклонным стремлением крупных игроков рынка к монополизации и пр.

Функции государства

Основными и необходимыми функциями государства в рыночной экономике являются:

  • Создание правовой основы для функционирования бизнеса;
  • Борьба с монополиями, поддержание на рынке здоровой конкуренции;
  • Распределение доходов с помощью системы налогообложения и субсидий (пенсии, пособия и пр.);
  • Финансовое обеспечение науки и технического прогресса;
  • Контроль занятости населения, уровня цен, образующихся коммерческих объединений и альянсов;
  • Регулирование производства и ценовой доступности общественных благ.

Принципы государственного регулирования рыночной экономики

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Государственное регулирование экономики базируется на следующих непреклонных принципах:

  • Предпочтительна рыночная организация экономики;
  • Государственные предприятия не должны превалировать над частными, так как у последних имеются меньшие финансовые возможности для такого конкурирования;
  • Экономическая политика государства должна быть направлена на экономическое благосостояние страны и социальную стабильность общества;
  • Государственное регулирование может быть усилено или ожесточено в целях предотвращения экономического кризиса.

Методы и механизмы государственного регулирования экономики

Основные механизмы регулирования экономики:

  • Бюджетно-налоговая политика: предполагает, что ведется необходимая деятельность в области налогообложения и бюджетирования, которая направлена на стабилизацию развития экономики страны, решение негативных социальных эффектов, предотвращение кризисных ситуаций.
  • Денежно-кредитная политика: предполагает строгий контроль денежной массы со стороны государства.

Все методы государственного регулирования подразделяются на:

  • Прямые (основаны на создании и развитии правовой базы): установление стандартов качества, введение ограничений и запретов;
  • Косвенные (стимулирующие к принятию рыночного решения методы): основаны на финансовой и кредитной политике страны; предполагает, например, контроль доходов участников рынка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государственное регулирование экономики в условиях рынка (важно повторить до ЕГЭ)

Актуальна ли тема для повторения?

Новый вопрос от читателя:

Думаю, что тема актуальная, так как часто встречается в заданиях второй части, например, № 21-24 (анализ текста). В досрочном ЕГЭ 2019 в варианте 101 было задание № 28 (составить развёрнутый план).

Нужна целая серия статей?

Просьба навела меня на размышления о том, что эта тема объёмная. Состоит из нескольких вопросов и микро-тем: законодательное регулирование рыночной экономики; финансово-экономическая политика государства в условиях рынка; внешние эффекты и общественные блага.

Нужна ли серия статей по этой теме?

Решать Вам. Напишите в комментариях. Какие вопросы вызывают затруднения? Какие микро-темы раскрыть дополнительно?

Что включает в себя государственное регулирование?

Включает в себя три основные позиции:

Все они направлены на поддержание высоких темпов развития экономики и призваны обеспечить её эффективность в быстро изменяющихся условиях.

Запомните: для рыночной экономики важнее всего экономические и правовые меры регулирования, а для командной правовые и административные .

Что такое косвенное влияние на рынок?

Рынок саморегулирующийся механизм, поэтому (в теории) не нуждается во вмешательстве со стороны государства.

Читайте так же:
Потенциальная доля рынка

Но так как рынок интересуется только теми вопросами, которые приносят прибыль, то остаётся много нерешённых проблем. Они могут привести к социальной напряженности и даже к революционным взрывам. Для предотвращения таких последствий государство и осуществляет косвенное влияние на рыночную экономику.

Что такое монетарная политика?

Монетарную политику называют ещё денежно-кредитной. Думаю, что второе название раскрывает суть и направление деятельности государства:

За осуществление монетарной политики отвечает Центральный банк (ЦБ).

Монетарную политику называют гибкой, так как она довольно быстро подстраивается под изменения на рынке:

ЦБ внимательно следит за состоянием экономики и балансирует с помощью увеличения или снижения процентных ставок, а также путём покупки или продажи государственных ценных бумаг.

Что такое фискальная политика?

Под фискальной политикой понимают бюджетно-налоговую деятельность, так как она включает в себя два элемента: государственные расходы и налоги.

Эти изменения происходят медленно, так как связаны с корректировкой законодательства.

В зависимости от цели производится стимулирующая или сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Механизм осуществления фискальной политики связан с увеличением или снижением государственных расходов и ставок налогов.

Как это работает?

Внимательно рассмотрите таблицу 1. Стрелочки показываю подъём (↑) или падение (↓) темпов экономического развития.

Выполните задание по таблице: составьте рассказ, самостоятельно выстраивая логическую цепочку:

Если производство развивается и увеличивает свои показатели, то безработица снижается.

Смотрите на положение стрелок в таблице и закончите предложение:

Получилось? Напишите в комментариях.

В зависимости от ситуации, которая складывается на рынке государство реагирует посредством экономических мер, осуществляя фискальную и монетарную политику.

Государственное регулирование экономики: цели и методы

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Читайте так же:
Рынок земли и земельная рента кратко

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения. Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Государственное регулирование рыночной экономики и право

Дата публикации: 25.04.2015 2015-04-25

Статья просмотрена: 1547 раз

Библиографическое описание:

Бережнова, К. И. Государственное регулирование рыночной экономики и право / К. И. Бережнова, Тхи Хань Хуиен Хо. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 821-823. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17863/ (дата обращения: 09.04.2020).

Читайте так же:
Рынок земли земельная рента цена земли

1) Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.

Одной из главных функций государства является необходимость создания и развития устойчивых экономических отношений. В условиях рыночной экономики такие отношения могут достигаться, при поддержании стабильности конечных экономических показателей и предельных показателей экономического роста на заданном уровне. Наиболее актуальной проблемой рыночной экономики является ограниченность производства общественных товаров. Создание правовой базы, как регулятора производства товаров и услуг, будет наиболее эффективным особенно в настоящее время, когда российская экономика только переходит к рыночному типу.

Рыночная экономика является непостоянной и иногда непредсказуемой и поэтому очень важно, государству распределить обязанности и взять на себя часть обязательств по регулированию рынка, ведь не только государство влияет на экономику, но и экономика влияет на государство. Государство должно выступать инициатором создания благоприятных условий функционирования предпринимательской деятельности, в первую очередь обеспечивать рынок необходимой информацией, создавать условия для развития свободной конкуренции, а также перераспределять материальные блага и устранять негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей.

Выделяют несколько видов государственного регулирования. В зависимости от степени воздействия государственных структур на сегменты рынка и отношения в различных отраслях народного хозяйства можно выделить три уровня влияния государства: минимальный, средний, максимальный. В зависимости от территории применения средств воздействия можно выделить такие уровни как: федеральный, уровень субъекта Федерации, уровень автономной области и уровень автономных округов.

В реалиях настоящего времени можно заявить, что в РФ отсутствует надлежащая правовая основа государственного регулирования экономики. Как показывает практика, законы в основном направлены на регулирование отдельных сфер хозяйственной деятельности, а чтобы грамотно осуществлять экономическую деятельность, необходимо также не в последнюю очередь обращать внимание на такие понятия как ценообразование и планирование. Чтобы привести механизм в действие нужно, прежде всего, разработать основной законодательный акт, в котором заключить определяющие основы государственного регулирования.

Власть должна осуществляться целостно по всем направлениям, путем правового взаимодействия трех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованный контроль экономической деятельности.

Особое внимание следует уделить государственному сектору экономики, с помощью которого возможно активное воздействие на рынок. Необходимо учитывать неоднородность структуры государственного сектора и отражать это в правовой основе.

1) Средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.

В ст. 8, 34 Конституции РФ заложены принципы государственного правового регулирования предпринимательской деятельности.

Хотелось бы начать с методов государственного регулирования, поскольку именно они будут определять в дальнейшем средства и формы. Итак, методы государственного регулирования бывают двух видов: прямые и косвенные. Прямой метод государственного регулирования заключается в непосредственном применении властного воздействия на регулируемые отношения и на поведение субъектов. Косвенный метод, наоборот, основан на опосредованном воздействии на регулируемые отношения и осуществляется путем создания условий, влияющих на мотивацию создания должного поведения.

По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить три основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика), а также среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

Одними из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности являются прогнозирование и планирование.

Данные средства регулирования предпринимательской деятельности относятся к межотраслевым и тесно связаны как с административным, так и с налоговым и бюджетным регулированием. Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства.

Читайте так же:
Анализ рынка и отрасли

Прогнозирование является предпосылкой для планирования. Плановость в проведении регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства означает мероприятия по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными программами развития экономики.

3. Система требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности.

Требования отражают социально значимые интересы общества и государства, таким образом, мы можем классифицировать требования в зависимости от интересов, отражаемых в них.

Выделяют требования, которые касаются адресата:

— обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности;

— обязательные только для юридических лиц;

— обязательные только для определенной категории юридических лиц;

— обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности;

В зависимости от субъекта, предъявляющего требования выделяют требования:

— установленные государством(РФ, субъектами РФ)

— органами местного самоуправления

Требования различают по характеру предъявляемых интересов:

В зависимости от развития предпринимательской деятельности и стадии её становления можно выделить такие требования как

1) Требования легитимации лиц в качестве предпринимателей, легитимации соответствующих видов деятельности.

2) Требования, предъявляемые на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности, т. е. сразу же после регистрации, получения лицензии.

3) Требования, предъявляемые в процессе дальнейшего осуществления, расширения предпринимательской деятельности.

4) Право и обеспечение интересов государства, общества и граждан в условиях рыночной экономики.

Государство должно охранять публичные и частные интересы граждан. В зависимости от этих интересов выстраивать грамотную экономическую стратегию, осуществляя экономическую функцию по таким приоритетным направлениям как:

— формирование государственного бюджета;

— обеспечение безопасности и обороны страны;

— защита окружающей среды;

— защита от монополизма;

— соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Далеко не все направления помимо этого списка вошли в юридическую литературу, нам кажется целесообразным подойти к проблеме с научной точки зрения и определить критерии для классификации при формировании основных направлений государственного регулирования, чтобы исключить ущемление интересов и учесть все особенности российской экономической жизни.

5) Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

Несмотря на все положительные черты рыночной экономики, она все-таки не способна в полной мере регулировать все социально-экономические процессы и действовать в интересах всего общества или конкретного гражданина. Частный бизнес вкладывает деньги в основном только в отрасли и проекты, приносящие высокую прибыль, но существуют также и другие жизненно-необходимые отрасли для государства и граждан, которые просто игнорируются предпринимателями.

Чтобы избежать социальной напряженности, спада производства, а также инфляции государство своевременно должно выполнять функции, которые на него возлагаются, ключевыми из которых являются:

1) Создание правовой основы.

2) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности.

3) Стабилизация экономики.

4) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.

5) Защита конкуренции.

6) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Подводя итог, следует сделать вывод, что проблема создания эффективного механизма государственного контроля в сфере предпринимательской̆ деятельности представляет собой важную задачу государства, поскольку своевременное грамотное вмешательство государства в экономику и качественное исполнение надлежащих функций может существенно сказаться на благосостоянии нации.

1. Бурмистрова Т. В., Мартыненко Г. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: антимонопольная практика // Право и экономика, 2003, № 7–8.

2. Лебедева Е. И. Предпринимательское право: Учебник. — М.: Высшая школа, 2004.

3. Мартыненко Г., Мартыненко И. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Государство и экономика, 2004, № 9.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector