Государственное регулирование рынка
Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка
Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.
Основы финансирования
Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.
Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.
Структура рынка
Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.
Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.
Функции и инструменты рынка
Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.
В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.
На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:
- увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
- перераспределение бюджетных средств;
- снижение циклов торговли;
- экономия обращения;
- поддержка непрерывного процесса воспроизводства.
Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.
Государственное регулирование рынка
Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.
Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент. Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.
Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:
- выполнение только в соответствии с законодательством;
- отсутствие монополии;
- обязательное лицензирование деятельности;
- контроль транзакций посредников;
- защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.
Основные задачи и механизм регулирования
В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:
- Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
- Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).
Регулирование рынка в РФ
Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.
Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:
- ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
- ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.
- Центробанк. Устанавливает правила ведения финансовых транзакций. Контролирует все виды валютных и кредитных операций.
Гарант финансовых инвестиций
Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.
В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.
Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.
Государственное регулирование рынка
Государственное регулирование рынка используется для контроля экономических процессов и их адаптации к рыночной ситуации.
Государственные органы регулируют:
- распределение полученных доходов;
- соотношение предложения и спроса.
Методы регулирования
В прошлом столетии большинство стран мира активно разрабатывали свои собственные методы регулирования рынка. Некоторые из них добились весомых успехов на этом поприще (например, Южная Корея, Германия, Япония), другие же, наоборот, избрали неверные способы, что привело к замедлению темпов роста национального рынка (Бразилия, Индия). В целом, на данный момент существует 2 наиболее эффективных метода регулирования рынка со стороны государства:
- косвенного воздействия. Включает в себя установление норм амортизации, регулирование государственных расходов, объема денежного оборота и государственных инвестиций, модернизацию существующей налоговой системы. Основным механизмом при этом можно считать осуществление грамотной монетарной и фискальной политики. Благодаря такому методу государство может достичь оптимального баланса между спросом и предложением, а также снизить темпы роста цен на рынке;
- прямого воздействия. С его помощью государство воздействует на национальный рынок непосредственно. Основным механизмом при этом выступает правовое регулирование всех взаимоотношений, сложившихся на рынке. Инструментами метода прямого воздействия можно считать устанавливаемые в централизованном порядке цены, лицензирование, осуществление мероприятий в рамках различных программ, направленных на поддержку производителей, практику государственных заказов, разработку различных нормативно-правовых актов.
Методы госрегулирования рынка классифицируют в зависимости от средств влияния на следующие отношения:
- правовые — представляют собой систему законов и других нормативно-правовых актов, с помощью которой регламентируется деятельность различных субъектов хозяйствования;
- административные — с целью защиты общества и окружающей среды регулируют определенные виды хозяйственной деятельности;
- экономические — заключаются в разработке и внедрении в практику мощных материальных стимулов, которые оказывают существенное влияние на поведение хозяйственных субъектов;
- морально-этические — для достижения поставленных целей в сфере регулирования рынка государство обращается к чести, достоинству и другим общечеловеческим качествам предпринимателей и наемных работников.
Закономерности
Реализованное на практике государственное регулирование рынка демонстрирует, что для него характерен ряд любопытных закономерностей:
- Государственное регулирование способствует перенаправлению имеющихся у субъектов хозяйствования материальных ресурсов в наиболее перспективные и рентабельные сферы, что в дальнейшем приводит к общему подъему экономики страны.
- Социализация результатов хозяйственной деятельности практически всегда приводит к ухудшению показателей производительности и «паразитированию» наименее продуктивной части сотрудников.
- Чрезмерная опека определенного сегмента экономики или предприятия всегда приводит к нарушению баланса и в среднесрочной перспективе может привести к возникновению серьезных проблем в инвестиционной и денежно-кредитной политике государства.
- Резкая смена методов госрегулирования в долгосрочной перспективе приводит к негативным последствиям в сфере национальной экономики.
Государственное регулирование рынка.
1. Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны позаконности товарного производства и товарно-денежного обращения.
Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории как:
— стоимость, цена, спрос и предложение, конъюнктура, государственное
Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу которого положено индикативное планирование.
Основные функции рынка:
— обеспечение связи между производителями и потребителями;
— обеспечение пропорциональности в структуре общественного
— признание общественно необходимых затрат труда на производство
— формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и
предложения, как выражение предельной полезности данного товара;
— стимулирование издержек производства;
Рынок выступает в двух формах:
— рынок продавца (рынок производителя) – характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, разгулом спекуляции, развитием инфляции;
— рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производителей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитностью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.
Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого государственного администрирования, то рынок покупателя нормально
функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.
Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего
поражения, которое называется фиаско рынка.
Фиаско рынка — ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов.
Причины фиаско рынка:
— внешние эффекты — это эффекты, которые не находят свое отражение в цене блага;
— возрастание общественного блага;
2. Рыночная система — представляет собой ассоциации свободныхтоваропроизводителей, работающих в условиях экономической свободы и риска,самостоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности,самостоятельно определяющие объемы производства, самостоятельнораспоряжающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых иоплаты труда.
Основные характеристики рыночной системы:
— углубление общественного разделения труда;
— высокая степень развития общественных отношений;
— денежная форма обменных отношений;
— высокий уровень развития частных предприятий;
— высоко развитая технология;
— косвенное, регулирующее воздействия государства.
Основные принципы рынка:
— свобода предпринимательства (заинтересован частный экономический
— свобода профессионального выбора (заинтересованность собственника
— свобода потребительского выбора (выгода потребителя в рамках
предельной полезности товаров и услуг);
— свобода экономических интересов;
— максимизация прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на
внедрения новых технологий, роста производительности труда;
— максимизация доходов владельцев ресурсных факторов производства;
— максимизация выгоды покупателя в процессе потребительского выбора;
— конкуренция как состязательность всех участников рынка;
— система рыночных цен, как стимул, и как координатор рыночного
Наиболее общими элементами рыночной системы является рыночная структура, состоящая из:
— рынок средств производства;
— рынок капиталов, рынок интеллектуального продукта, рынок ценных
— рынок рабочей силы, теневой рынок (криминальный).
— коммерческая, банковская система;
— аукционы, ярмарки, выставки, рекламные агентства, коммерческие
информационные центры, аудиторские компании, холдинги;
— уровень и состояние общественного сознания;
3. Стимулы и принципы экономической системы весьма эффективны, но не идеальны, т.е. имеется:
— неизбежность инфляционных процессов;
— усиление неравенства в распределение доходов;
— сужение сферы общественного блага;
Перечисленные недостатки могут также обусловить фиаско рынка, поэтому в
условиях рынка существует объективная необходимость внешнего регулирующего вмешательства государства в рыночные процессы.
Однако существуют две концепции:
— классическая концепция саморегулирующегося рынка. Однако теория
саморегулирующегося рынка получила приговор в 30-е годы 20 века (мировая депрессия);
— государственное регулирование экономики (теория разработана Д.
Два вида методов:
— прямые (размещение государственных заказов, жесткое установление
цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов);
— косвенные (финансово-кредитные рычаги).
Государство должно осуществлять:
— инновационную политику; ценовую политику; маркетинговая политика;
политика денежных доходов;
— политика формирования фондов; политика изменения структуры
Государственное регулирование рыночной экономики
Необходимость государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Государственное регулирование рыночной экономики по своей сути – это такой комплекс мер, который предпринимает государство, чтобы установить и стабилизировать необходимые экономические процессы. Такое регулирование направлено на три взаимосвязанные стороны рынка: ресурсы, производство и финансы.
Целью государственного регулирования является создание определенных финансовых, административных и правовых механизмов, которые бы позволяли рыночной экономике нормально функционировать, избегая или же минимизируя негативные последствия ее существования.
Государство в экономике страны отвечает за:
- Фискальную политику;
- Регулирование рынка денежных средств и кредитного рынка;
- Регулирование внешнеторговых отношений;
- Регулирование бюджета и распределения доходов.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Государственное регулирование осуществляется через такие инструменты, как: целевые программы, прогнозирование, моделирование ситуаций и пр.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обоснована наличием ряда отрицательных процессов (бедность, преступность), существованием общественных благ (например, образование и здравоохранение), неуклонным стремлением крупных игроков рынка к монополизации и пр.
Функции государства
Основными и необходимыми функциями государства в рыночной экономике являются:
- Создание правовой основы для функционирования бизнеса;
- Борьба с монополиями, поддержание на рынке здоровой конкуренции;
- Распределение доходов с помощью системы налогообложения и субсидий (пенсии, пособия и пр.);
- Финансовое обеспечение науки и технического прогресса;
- Контроль занятости населения, уровня цен, образующихся коммерческих объединений и альянсов;
- Регулирование производства и ценовой доступности общественных благ.
Принципы государственного регулирования рыночной экономики
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Государственное регулирование экономики базируется на следующих непреклонных принципах:
- Предпочтительна рыночная организация экономики;
- Государственные предприятия не должны превалировать над частными, так как у последних имеются меньшие финансовые возможности для такого конкурирования;
- Экономическая политика государства должна быть направлена на экономическое благосостояние страны и социальную стабильность общества;
- Государственное регулирование может быть усилено или ожесточено в целях предотвращения экономического кризиса.
Методы и механизмы государственного регулирования экономики
Основные механизмы регулирования экономики:
- Бюджетно-налоговая политика: предполагает, что ведется необходимая деятельность в области налогообложения и бюджетирования, которая направлена на стабилизацию развития экономики страны, решение негативных социальных эффектов, предотвращение кризисных ситуаций.
- Денежно-кредитная политика: предполагает строгий контроль денежной массы со стороны государства.
Все методы государственного регулирования подразделяются на:
- Прямые (основаны на создании и развитии правовой базы): установление стандартов качества, введение ограничений и запретов;
- Косвенные (стимулирующие к принятию рыночного решения методы): основаны на финансовой и кредитной политике страны; предполагает, например, контроль доходов участников рынка.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь