Государственное регулирование финансового рынка
Государственное регулирование финансового рынка.
Государственное регулирование финансового рынка состоит в осуществлении государством комплексных мероприятий по упорядочению, контролю, надзору за рынком и предотвращение злоупотреблениям и нарушениям в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:
создания условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;
защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;
контроля за прозрачностью и открытостью рынка;
соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;
предотвращения монополизации и содействия развитию добросовестной конкуренции на финансовом рынке.
Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются разные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка – инвесторов и эмитентов, государственное регулирование может обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. Основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:
принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;
регулирование выпуска и оборота финансовых активов;
регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации про их выпуск, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска и продажи финансовых активов;
регулирование прав и обязанностей участников рынка;
создание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечение контроля за такой деятельностью;
создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке;
контроль за достоверностью информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;
контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п..
С помощью законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и определенной мерой направляет развитие рынка в заданном направлении. К основным направлениям государственного регулирования финансового рынка относится регулирование:
• процедур выпуска и оборота финансовых активов;
• разных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;
• деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);
• деятельности иностранных участников рынка.
Все участники рынка принимают участие в создании информационного обеспечения рынка. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственным органам власти, которые формируют соответствующую законодательную базу и создают надлежащие условия для ее действующего использования.
С понятием информационного обеспечения рынка тесно связано понятие «прозрачности» рынка – чем более полной и достоверной информацией владеют участники рынка, тем «прозрачнее» этот рынок. Сегодня одним из «прозрачных» рынков считают финансовый рынок США, на котором участникам рынка доступна такая информация о финансовых активах и их эмитентах, которую в других странах не вменяют в обязанность делать достоянием гласности.
Тема 13. Государственное регулирование финансового рынка;
- Сущность, функции и принципы регулирования финансового рынка
- Цели финансового регулирования
- Виды регулирования финансового рынка
4. Методы финансового регулирования.
- Сущность, функции и принципы регулирования финансового рынка
Под регулированием финансового рынка понимается упорядочение отношений, возникающих в процессе деятельности на нем всех его участников, а также осуществление операций между ними со стороны организаций, уполномоченных на эти действия, охватывает всех его участников, все виды деятельности и все виды операций.
Оно проводится в целях выполнения требований законов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности каждого профессионального участника финансового рынка по ряду направлений, начиная от регистрации выпуска ценных бумаг и завершая правами органов государственного управления по регулированию финансового рынка.
Зарубежный опыт стран с развитой экономикой показывает, что государство должно выполнять такие основные функции, как:
• разработка концепции развития финансового рынка и программы ее реализации;
• совершенствование и разработка законодательных актов для развития финансового рынка;
• разработка норм функционирования рынка и периодическое их обновление;
• контроль над финансовым состоянием инвестиционных институтов..
Процесс регулирования распространяется как на первичный, так и на вторичный рынки. На первичном задача государственного регулирования заключается в поддержании единых требований при выпуске финансовых инструментов в обращение и их регистрация, На вторичном рынке проводится аттестация профессиональных участников рынка и выдача квалификационных свидетельств, а также выдача лицензий на право осуществления деятельности на финансовом рынке.
- Цели финансового регулирования
Целями регулирования финансового рынка являются:
– поддержание порядка, создание нормальных условий для работы всех участников финансового рынка;
– защита участников от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;
– обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на финансовые инструменты на основе спроса и предложения;
– создание эффективного финансового рынка, имеющего стимулы для предпринимательства и адекватное вознаграждение риска;
– организация новых рынков, поддержка их структур, начинаний и нововведений;
– воздействие на рынок в целях достижения общественных целей
Для эффективного регулирования финансового рынка необходимо руководствоваться следующими принципами:
– разделение подходов в регулировании отношений эмитентов, инвесторов и профессиональных участников;
– максимальное раскрытие информации обо всех;
– оптимальное распределение функций регулирования между государственными и негосударственными органами;
– гласность и разделение полномочий при разработке законодательных и нормативных актов
- Виды регулирования финансового рынка
Регулирование финансового рынка может осуществляться нескольким способами. На практике принято выделять следующие его виды:
1. С точки зрения целей и способов:
2. В зависимости от стороны, осуществляющей регулирование;
– регулирование со стороны профессиональных участников финансового рынка или саморегулирование рынка;
3. В зависимости от методов регулирования:
– прямое, или административное;
косвенное, или экономическое
Внешнее регулирование основывается на выполнении законодательных и нормативных актов страны, обеспечивающих нормальное функционирование всех институтов рынка. Внутреннее регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка собственных нормативных документах: уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях. Кроме того, на макроэкономическом уровне внутренним регулированием для данной страны будет выполнение всех законов и нормативов самого государства, а внешним — выполнение нормативных актов международного характера.
Государственное регулирование — это регулирование отношений, складывающихся на финансовом рынке, уполномоченными органами государственной власти. В частности, в Россиия е его осуществляют Аппарат Президента , Правительство, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Министерство финансов , Государственный комитет по антимонопольной политике, Министерство юстиции и др.
Государственные органы регулирования стремятся к формированию всеми участниками рынка принципа саморегулирования путем передачи ряда полномочий непосредственно им самим. Но в то же время государство оставляет за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции.
В свою очередь государственное регулирование может происходить в виде прямого вмешательства в его функционирование (административное регулирование) либо в виде мер по косвенному воздействию на рынок (экономическое регулирование).
4. Методы финансового регулирования.
Методами прямого регулированияявляются:
— издание нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности субъектов финансового рынка;
— регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
— лицензирование деятельности профессиональных участников, фондовых бирж, а также организаций, осуществляющих котировку и техническое обеспечение торговли финансовыми инструментами, обращающимися на внебиржевом рынке;
— контроль за деятельностью профессиональных участников финансового рынка и применения соответствующих санкций за нарушение законодательства;
— выявление и принятие мер по привлечению к ответственности лиц, нарушающих законодательство на финансовом рынке, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников финансового рынка.
Косвенное регулированиефинансового рынка проводится государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги, к которым относятся налоговая политика; денежная политика; государственные капиталы; государственная собственность и ресурсы; внешнеэкономическая политика, а также внешнеполитическая деятельность.
В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» органы государственного регулирования призваны решать такие задачи, как:
— установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
— регистрация выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
— лицензирование деятельности профессиональных участников финансового рынка;
— создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками финансового рынка;
— запрещение и пресечение деятельности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без лицензий, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников финансового рынка.
В некоторых странах регулирование финансового рынка является преимущественной функцией государства и лишь небольшую часть полномочий передают объединениям профессиональных участников финансового рынка, как, например, во Франции. В других — максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующим организациям, а за государством сохраняются основные контрольные вопросы. Такая система сложилась, например, в Великобритании и Японии.
Саморегулирование — это регулирование финансового рынка со стороны объединений профессиональных участников рынка. Оно призвано защищать интересы участников финансового рынка, и может включать в себя разработку обязательных правил осуществления профессиональной деятельности, профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на финансовом рынке и др.
Общественное регулированиетакже играет немаловажную роль. Оно представляет собой регулирование через общественное мнение.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой регулирование финансового рынка?
2. Каковы основные виды регулирования финансового рынка?
3. В чем заключается государственное регулирование финансового
рынка?
4. В чем заключается саморегулирование финансового рынка?
5. В чем заключается общественное регулирование финансового
рынка?
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Финансовый рынок – система отношений, которая возникает в результате обмена экономических благ с использованием денег как актива-посредника.
Все действия на финансовом рынке неразрывно связаны с большим уровнем риска, а не только с получением прибыли. Для существования рынка в целом очень важна идеально работающая система макропруденциального регулирования бынков и систематизированных небанковских институтов. Резкая необходимость такой системы была выявлена странами группы G 20 в итоге кризиса 2008-2009 года [1]. Чтобы не допускать ошибок в системе, России необходимо вести регулярное слежение за практикой зарубежом, а также разработать, сформировать и внедрить собственные способы макропруденциального регулирования в рамках макропруденциальной политики, которые могли бы соответствовать российской специфике.
Что же включают в себя такие термины как «макропруденциальная политика» и «макропруденциальное регулирование»? Итак, макропруденциальная политика – это целый комплекс мер, направленных на минимизацию риска системного финансового кризиса, в случае которого очень большая часть участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет свою ликвидность без поддержки органа денежно-кредитного регулирования. Введены следующие международные стандарты характеристик макропруденциальной политики:
– обязательность за устойчивость финансовой системы;
– ограничение возможности возникновения системных рисков;
– применение специфического набора инструментов;
– взаимная помощь всех институтов государственной политики.
К пруденциальным требованиям относятся различные нормы, соответствующие специфике участников финансового рынка:
– требования к капиталу;
– нормы резервирования на возможные потери по ссудам, по ценным бумагам;
– лимиты открытой валютной позиции;
– лимиты на маржинальные сделки и т.д.
При правильном построении макропруденциального регулирования очень важен мировой опыт. Он показывает, что унификация и централизация регулирования позволяют решить такие проблемы, как споры между различными регулирующими органами, низкая эффективность наблюдения над финансовыми группами, недостаточная открытость регулирования и надзора.
Регулирование рынка – это упорядочение действий всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.
Координация рынка охватывает: всех эмитентов, все виды деятельности, все виды операций.
Правовую основу функционирования финансового рынка составляют Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и соответствующие положения Гражданского кодекса РФ. Этапы регистрации и лицензирования, а также проверка деятельности посредников на финансовом рынке регламентируют Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об инвестиционных фондах», «О негосударственных пенсионных фондах» [2].
Процесс государственного регулирования включает в себя такие пункты, как:
1. Законодательная деятельность вместе с принятием нормативно-правовых документов, суть которых — регулирование процессов функционирования рынка.
2. Проведение лицензирования и наблюдения за деятельностью профессиональных участников, а также финансовых посредников рынка ЦБ.
3. Соблюдение антимонопольного законодательства.
4. Защита законных интересов и законных прав инвесторов, эмитентов и кредиторов.
Между несколькими министерствами и рядом ведомств разделены такие функции российского финансового рынка, как регулирующие и надзорные. В период с 1996 по 2004 г. основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, формально являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), что было прописано в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». Реально функции по регулированию и наблюдению за деятельностью финансовых посредников на финансовом рынке исполняли: по кредитным организациям — Банк России; по страховым организациям и отдельным профессиональным участникам рынка — Министерство финансов РФ, по негосударственным пенсионным фондам — Министерство труда РФ. В 2004 г. в результате административной реформы возникла новая система регулирования деятельности институтов финансового рынка [3].
На 2018 год государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляется следующими структурами:
1. Финансовая Служба по финансовым рынкам – это упраздненный федеральный орган, осуществляющий следующие функции:
– государственная регистрация ЦБ и выпуск отчетов по итогам выпуска ценных бумаг;
– обеспечение соблюдения законодательства РФ относительно снабжения информацией участников рынка ЦБ;
— управление участниками финансового рынка и осуществление надзора за ними.
2. Инспекция Негосударственного Пенсионного Фонда — акционерного общества, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение – Федеральной Службы по труду и занятости:
– мониторинг финансового состояния НПФ;
– разработка и принятие методических документов и нормативно-правовых актов, позволяющих заниматься регулированием деятельности НПФ.
3. Центробанк – одна из форм денежных властей, включающая следующие функции:
– утверждение правил по организации проведения расчетов и банковских операций, совершаемых на территории РФ;
– проведение лицензирования кредитных организаций;
– надзор за деятельностью различных кредитных организаций;
– регистрация ЦБ кредитных организаций;
– осуществление надзора и регулирования проведения валютных операций.
4. Федеральная Служба страхового надзора Министерства Финансов Российской Федерации:
– выдача страховым компаниям лицензий;
– мониторинг финансового состояния страховщиков;
– ведение методов и норм страховой деятельности.
Саморегулируемые организации имеют на российском рынке очень важное значение. ФСФР имеет разрешение на осуществление деятельности, как саморегулируемой организации следующим основным организациям: Национальной организации участников фондового рынка (НАУФОР), Национальной фондовой ассоциации (НФА), Профессиональной ассоциации регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) и некоторым другим. Статус саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг позволяет этим организациям работать над разработкой отдельных стандартов и правил своей деятельности.
О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В этом Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком [4].
Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.
По данным Центрального Банка за 2017 год количество кредитных и некредитных организаций, имеющих лицензию профессионального участника ранка ценных бумаг с начала на конец года уменьшилось на 68 единиц, эта информация наглядно представлена в таблице 1.
Основными причинами отзыва лицензий могли бы быть:
— собственная инициатива компаний;
— отзыв лицензии на осуществление банковских операций;
— низкая рентабельность бизнеса – основная причина.
Деятельность некоторых совместных компаний предполагает использование активов и прочих ресурсов участников, а не учреждение корпорации, товарищества или другой компании, или финансовой структуры, отдельной от самих участников. Каждый участник использует свои собственные основные средства и создает свои собственные запасы. Он также несет свои собственные расходы и обязательства, а также получает свое собственное финансирование, которое представляет собой его собственные обязательства. Деятельность совместной компании может осуществляться наемными работниками участника параллельно аналогичной деятельности его самого. Соглашение об учреждении совместной компании обычно предусматривает механизм, с помощью которого доходы от продаж совместного продукта и любые расходы, понесенные совместно, делятся между участниками.
Таблица 1 – Количество кредитных и некредитных организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг
Лекция 3. Государственное регулирование финансового рынка
Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:
· всех участников финансовых операций;
· все виды деятельности;
· все виды операций на финансовом рынке.
— государственное регулирование рынка, осуществляемое государствен-ными органами;
— регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование рынка;
— общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.
Цели регулирования финансового рынка:
* поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
* защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
* обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
* создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
* в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
* воздействие на рынок с целью достижения общественных целей.
Процесс регулирования финансового рынка включает три стадии (Рис. 10.3.)
Рис. 10.3. Регулирования финансового рынка
Основными принципами регулирования РЦБ являются:
— разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;
— выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);
— обеспечение конкуренции между участниками рынка;
— обеспечение гласности нормотворчества;
— соблюдение принципов преемственности российской системы регулиро-вания финансового рынка и учет опыта мирового рынка.
Регулирование финансового рынка осуществляется в форме государственного регулирования и саморегулирования (Рис. 10.4.).
Рис. 10.4. Механизмы регулирования финансового рынка
Государственное регулирование осуществляется в форме прямого регулирования и сводится к следующему:
— идеологическая и законодательная функции (разработка концепция развития рынка, программ ее реализации, управление, формирование нормативного сопровождения);
— концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели социально-экономического развития;
— установление правил функционирования финансового рынка (требований к участникам операционных и учетных стандартов);
— контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
— создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
— формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
— предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).
Структуру органов государственного регулирования финансового рынка составляют:
1) Высшие органы государственной власти:
2) Специальные институты финансового регулирования:
* Министерство финансов РФ регистрирует выпуск ценных бумаг корпораций, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаги и регулирует их обращение;
* Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям;
* Антимонопольный комитет устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением;
* Департамент страхового надзора регулирует деятельности на финансовом рынке страховых компаний и страхование финансовых активов.
Косвенное или экономическое управление финансового рынка осуществляется через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы, государственную собственность и ресурсы.
Основные направления косвенного регулирования:
* контроль за денежной массой в обращении и объемами предоставлен-ных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
* изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
* гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора);
* внешнеэкономическая политика (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения) и
* внешнеполитическая деятельность – это развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия.
Саморегулирование, в наиболее общем понимании, это способность системы самостоятельно реагировать на воздействие внешней среды.
Механизм саморегулирования финансового рынка включает два аспекта:
— рыночное саморегулирование – это самонастройка процессов финансового рынка под влиянием действия закона стоимости, закона цен, спроса и предложения;
— административное саморегулирование посредство формирования саморегулирующих организаций.
Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками финансового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, что выражается в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка являются организаторы биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.
Профессиональные участники финансового рынка — это юридические лица, в том числе кредитные организации, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют различные виды деятельности, вступая в определенные экономические отношения по поводу обращения финансовых активов. К ним относятся:
· Организаторы финансового рынка (биржи);
Видами профессиональной деятельности на фондовом рынке являются:
-деятельность по управлению ценными бумагами;
-деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
— деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
-деятельность по организации торговли ценными бумагами.
Разновидностью организатора профессиональной деятельности является фондовая биржа. Согласно действующему российскому законодательству фондовая биржа организует куплю-продажу ценных бумаг, ее задачами является:
1. Предоставление места для рынка, т. е. места, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа.
2. Выявление равновесной биржевой цены.
3. Аккумулирование временно свободных денежных средств и способствование передаче прав собственности.
4. Обеспечение гласности, открытости биржевых торгов.
5. Создание механизма для беспрепятственного разрешения споров.
6. Обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Выполнение данной функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Это достигается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые прошли листинг, т. е. соответствуют предъявляемым требованиям. Эти требования фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.
7. Разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.
Выполнение функции достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые прошли листинг.
Листинг – это предпродажная проверка качества и надежности ценных бумаг, предлагаемых для включения в котировальный лист на фондовой бирже. Требования для проверки ценных бумаг фондовая биржа вправе устанавливать самостоятельно.
В российской практике оценка качества ценных бумаг базируется на:
• рейтинговой оценке ценных бумаг;
• расчете ключевых, стандартных в международной практике показателей качества ценных бумаг.
Расчет ключевых показателей качества увязывает оценку бизнеса эмитента и рыночную стоимость его ценных бумаг (например, курсы ценных бумаг могут сопоставляться с прибыльностью эмитентов и выплаченными дивидендами, количеством продукции, производимой эмитентом (сырья, нефти и т.д.) на единицу рыночной стоимости ценной бумаги).
В конечном итоге, саморегулирование финансового рынка направленно на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и эстетических норм для его участников, их ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций.
Государственное регулирование финансового рынка и обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг на 2016 г.
экономические науки
- Запольских Юлия Альфредовна , кандидат наук, доцент, доцент
- Башкирский Государственный Аграрный Университет
- Тухватуллина Аделина Фаргатовна , студент
- Башкирский государственный аграрный университет
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
- ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
- УЧАСТНИКИ РЫНКА
- РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
Похожие материалы
Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.
В Российской Федерации регулирование финансового рынка в большей степени обеспечивает государство, и, в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.
По данным ЦБ, в первом квартале 2016 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг — до 832 организаций на конец периода (875 на начало года). При этом количество профучастников некредитных финансовых организаций (профучастники-НФО) за первые три месяца 2016 года снизилось на 5,2%, до 475. Количество кредитных организаций, имеющих лицензию профучастников (профучастники-КО), на конец квартала составило 357 (-4,5% к началу года) (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика количества организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (ед.).
Всего за первый квартал 2016 года было аннулировано 150 лицензий. Основными причинами отзыва лицензий стали: собственная инициатива компаний (55 лицензий), нарушения (49 лицензий), отзыв лицензии на осуществление банковских операций (40 лицензий). По другим причинам было отозвано 6 лицензий. При этом одной из главных причин добровольного прекращения деятельности может считаться низкая рентабельность бизнеса. Сокращение количества участников приводит к увеличению концентрации в отрасли: количество компаний, совместно контролирующих 80% активов профучастников-НФО, сократилось до 31 организации (6,5% от общего количества компаний) (рисунок 2).
За первые три месяца 2016 года произошел ряд изменений в нормативном регулировании, регулирующем деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, установлен порядок приостановления и возобновления Банком России действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, порядок принятия Банком России решений об аннулировании лицензии и исчерпывающий перечень документов, прилагаемых лицензиатом к письменному заявлению об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, а также порядок их оформления.
Рисунок 2. Количество лицензий по видам деятельности на конец первого квартала 2016г. (ед.)
Кроме того, вступили в силу подзаконные нормативно-правовые акты, отменяющие некоторые правовые акты в части квалификационных экзаменов, порядка лицензирования и саморегулируемых организаций. Подобная деятельность регулятора направлена на совершенствование нормативно-правовой базы, что позволит повысить прозрачность рынка.
Во втором квартале 2016 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг – на 4,1%, до 798 компаний. На конец квартала действовало 457 некредитных финансовых организаций (профучастников-НФО) и 341 кредитная организация (профучастника-КО) с лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг (рисунок 3).
За период с апреля по июнь включительно у профессиональных участников рынка ценных бумаг было аннулировано 112 лицензий. Низкая рентабельность бизнеса и ужесточение регулирования остаются основными причинами ухода компаний с рынка: среди причин отзыва лицензий на долю собственных заявлений приходится 40,2% (45 лицензий).
Рисунок 3. Динамика количества организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг (ед.)
Чуть более трети лицензий (36,6%) аннулированы в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций. В 20,5% случаев (23 лицензии) причиной отзыва стали нарушения. Еще 2,7% лицензий отозвано по иным причинам. В то же время концентрация сегмента осталась на уровне января-марта 2016 года: 80% активов профучастников-НФО контролирует 30 организаций, что составляет 6,6% от их совокупного количества (31 компания или 6,5% в первом квартале 2016 года).
В целях дальнейшего совершенствования регулирования в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг во II квартале 2016 года был принят ряд нормативных актов Банка России. В частности, утверждены требования к организации системы учета документов, относящихся к ведению депозитарного учета, а также связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги. В рамках нормативной деятельности регулятора Банком России разработаны методические рекомендации по определению предельных размеров позиций клиентов при совершении некоторых видов сделок. Эти рекомендации предназначены для участников торгов, предоставляющих клиентам возможность заключения сделок с иностранной валютой на организованных торгах, и клиринговых организаций, осуществляющих клиринг по итогам организованных торгов иностранной валютой.
Список литературы
- Государственное регулирование финансового рынка [Электронный ресурс] / Сайт ЮнайтедТрейдерс. – 9 янв. – 2014. – Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/2766-gosudarstvennoe-regulirovanie-finansovogo-rynka.html
- Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за I квартал 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального Банка РФ. – 2016. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_secur_070716.pdf
- Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг за II квартал 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального Банка РФ. – 2016. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_secur_16Q2.pdf
- Постановление Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [Электронный ресурс ] / Официальный сайт Правительства РФ. – 2011. – Режим доступа: http://government.ru/archive/
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.