Государственная финансовая политика
Государственная финансовая политика
Финансовая политика – это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:
1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.
Финансовая политика государства включает следующие элементы:
• политика в области государственного (муниципального) долга;
• политика в области международных финансов. Под бюджетной политикой понимают деятельность органов государственной власти по определению приоритетных целей и задач формирования и использования государственного бюджета, а также управления государственным долгом. Формирование бюджетной политики на предстоящие годы зависит от достигнутого уровня социально–экономического развития государства. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, другими законодательными актами, устанавливающими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс. По сути, бюджетная политика очень тесно переплетается с налоговой политикой. Основные меры налоговой политики РФ отражаются в изменениях и дополнениях, вносимых в Налоговый кодекс РФ. Эти меры должны способствовать выполнению обязательств объема бюджетных доходов, созданию благоприятных условий для модернизации экономики, осуществлению инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда, создавать стимулы для инвестиций граждан и организаций в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.Согласно ценовой политике государство не вмешивается в область ценообразования предприятий. Однако существуют естественные монополии, тарифы которых регулирует государства, а также продукты первой необходимости. Денежно–кредитная политика (ДКП) является составной частью финансовой политики государства, главная стратегическая задача кото-рой снижение инфляции. Ключевая задача инвестиционной политики заключается в мобилизации внебюджетных источников инвестиционного финансирования, за счет которых обеспечивается значительная часть про-изводственных инвестиций. Страховая политика РФ направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию основных задач: формирование законодательной базы рынка страховых услуг; развитие обязательных и добровольных видов страхования; Валютная политика – совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.Политика в сфере государственного долганаправлена на укрепление позиции РФ как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет, оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэкономику.
3. Современная система управления государственными финансами.Под управлениемпонимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения определенных результатов. В качестве объектов управления финансами выделяют различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления выступают те, кто управляет, воздействуя на объект управления. отдельные субъекты управления воздействуют на соответствующий вид финансовых отношений:1) органы государственной власти и управления – на государственные финансы, органы местного самоуправления – на муниципальные финансы;2) хозяйствующие субъекты – на финансы предприятий и организаций (коммерческих и некоммерческих, в том числе бюджетных учреждений и негосударственных общественных объединений, фондов);3) домохозяйства (неюридические лица) – на денежные доходы работающих членов и неработающих, но получающих пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов.
Методы управления финансами – это то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денеж-ных средств. Применительно к управлению финансами методами являются финансовое планирование и финансовый контроль. Органы государственной власти, принимая управленческие решения, могут оказывать влияние на все сферы экономической жизни страны. Выделяют непосредственное и опосредованное государствен-ное управление финансами. К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:1формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;2государственное регулирование цен естественных монополий;3.защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивая стабильное функционирование расчетно–платежных от-ношений в финансовой сфере;4проведение эффективной таможенной политики;5содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков. методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:1.лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг; – финансового датирования и субсидирования производства и реализации отдельных товаров и услуг;2 применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;3проведения системы мер социальных гарантий и финансовой за-щиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;4установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;5 применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством, принимаемым высшими законодательными органами.
Цели управления – это состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц, бездефицитность бюджета, снижение государственного долга, обеспечение устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.
В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, организация, стимулирование, контроль и информационное обеспечение. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь. Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Он осуществляется, главным образом, на стадии оперативного управления и призван обеспечить полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, целевое использование этих средств, своевременное их доведение до получателя.
Discovered
О финансах и не только…
Финансовая политика
Финансовая политика (Financial Policy) — совокупность мероприятий и целенаправленных действий по использованию финансовых отношений для достижения поставленной цели. Содержание финансовой политики заключается в:
- разработке общей концепции финансовой политики, определении ее основных направлений, целей и задач;
- разработке соответствующего целям и задачам финансового механизма;
- управлении финансовой деятельностью;
- организации мониторинга и контроля.
Задачи финансовой политики:
- обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;
- законодательное определение правил и условий их рационального распределения и использования;
- организация регулирования и стимулирования финансовых отношений;
- создание эффективной системы управления финансами.
Финансовая политика как совокупность целенаправленных действий по использованию финансовых инструментов и стимулов может быть реализована на различных уровнях: мировом, национальном, региональном, и на уровне отдельной компании.
Финансовая политика — государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. В рамках реализации финансовой политики государство определяет стратегические и тактические цели и задачи использования финансовых отношений. Целями финансовой политики государства могут быть:
- политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики;
- экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне;
- социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
Финансовая политика является частью общей экономической политики государства. Важнейшими составляющими финансовой политики государства являются: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, ценовая и инвестиционная политика. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества, а финансовая политика компании — на оценке уровня реализации стратегических целей компании.
Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом и является одной из составных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие государственного сектора в промышленности, энергетике, строительстве и других отраслях, имеющих структурообразующее значение, а также и в сельском хозяйстве.
Финансовая политика направлена на развитие фундаментальной науки, образования и искусства, здравоохранения, национального спорта, поддержание и развитие национальной обороны, обслуживание государственного долга, международной, а также правоохранительной деятельности, обеспечение внутренней безопасности государства. В контексте финансовой политики предусматриваются приоритеты в социальной политике, влияющие на социально-экономическое положение в стране.
Целевая направленность финансовой политики определяет источники формирования государственного бюджета. Наряду с традиционными источниками, такими, как прямые и косвенные налоги, таможенные пошлины, взносы в государственные внебюджетные фонды, используются неналоговые поступления – доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, во внешней и внутренней торговле.
При превышении расходов над доходами государственного бюджета финансовая политика предусматривает способы урегулирования дефицита. В рыночной экономике для финансирования государственного долга в рамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечественных и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственными инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политики намечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частных инвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
Финансовая политика взаимосвязана с кредитно-денежной политикой и предполагает разработку и использование высокоэффективных финансовых инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности, способствующих развитию национального финансового рынка и его связи с мировыми финансовыми рынками.
Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов. Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:
- оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
- максимизация прибыли;
- достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.).
Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.
Финансовая политика банка является совокупностью мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций и достижению поставленной цели. Эта политика основывается на учете финансовой политики государства и реализуется путем разработки банком финансовой стратегии и адекватного финансового механизма. Целью финансовой политики банка являются:
- обеспечение стабильных условий для ведения финансовой деятельности, связанной с изменением размера и структуры собственного и заемного капитала банка;
- повышение прибыльности и увеличение доходов акционеров;
- увеличение стоимости банка;
- обеспечение эффективного управления финансовыми рисками.
Государственная финансовая политика;
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций.
Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства страны и обеспечение стабильности в обществе возложены на Правительство РФ, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Далее идет стандартная работа законодательной власти по принятию и утверждению законов, необходимых для реализации финансовой политики.
Деятельность государственных органов власти по разработке и реализации финансовой политики предполагает:
· разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач;
· создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
· управление финансовой деятельностью государства и других субъектов финансовых отношений.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Целями финансовой политикиможно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.
Решение фискальных задач государства связано с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов.
Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов.
Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.
К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий.
В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и используется для достижения целей экономического развития.
Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом. Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.
Финансовый механизм имеет сложную структуру, который включает в себя:
— финансовые инструменты (различные рычаги финансового воздействия и финансовые стимулы);
— виды информационно-правового обеспечения финансовой деятельности.
К финансовым методам относятся:
· методы разработки финансовых планов (балансовый, нормативный, экстраполяции, математического моделирования);
· методы финансового обеспечения (бюджетное финансирование, коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирование, смешанное финансирование);
· методы финансового регулирования (рыночные и директивные).
В группу финансовых инструментов попадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении.
Основными видами информационно-правового обеспечения финансового управления являются:
· правовое обеспечение – Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и письма Министерств и ведомств РФ, устав юридического лица;
· нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, нормы, методические указания и другая документация;
· информационное обеспечение – информация о финансовой устойчивости, о платежеспособности, о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении дел на кредитном, фондовом, валютном, товарном рынках, о коммерческой деятельности своих партнеров и конкурентов, об уровне инфляции, о результатах развития общественного производства, о доходах и расходах госбюджета и другая достоверная информация.
Финансовый механизм как совокупность организационно-экономических отношений зависим от системы социально-экономических отношений и от типа финансовой политики. В зависимости от типа финансовой политики выделяют два типа хозяйственного механизма:
· директивный финансовый механизм, охватывает сферу финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, и бюджетного процесса, финансовое планирование);
· регулирующий финансовый механизм определяет правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (использование финансовых ресурсов на частных предприятиях).
Современная финансовая политика России направлена на создание условий для роста благосостояния граждан, сокращения масштабов бедности, поддержания устойчивых темпов экономического роста на базе повышения качества человеческого капитала, развития конкуренции и повышения эффективности государственного управления.
Основные социально-экономические реформы направлены на повышение качества жизни граждан через проведение реформ в образовании, здравоохранении, в жилищно-коммунальной сфере, в системе АПК, малого предпринимательства, через реализацию национальных проектов, целевых программ.
Современная финансовая политика включает в себя следующие составные части:
Налоговая политика – основа фискальной политики любого государства. Современная налоговая политика выражается в следующих направлениях:
· определении оптимального налогового порога (при изъятии более 30% чистого дохода экономический рост останавливается);
· сокращении налогового бремени;
· использовании в качестве основной налоговой базы прямых налогов, а не легко собираемых косвенных налогов;
· совершенствовании налогового законодательства;
· обеспечении простоты, открытости и эффективности налоговой системы.
Фискальная политика дополняется таможенной и ценовой политикой. Таможенная политика оказывает прямое воздействие на цену товаров и услуг через таможенные сборы и пошлины, чем обеспечивает более льготные условия отечественным производителям и способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Ценовая политика сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги (напр., железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей налоговыми не являются, но по своему действию ничем от налоговых платежей не отличаются. За их счет возрастают цены на товары и услуги, а государство получает повышенный доход как собственник.
В целом фискальная политика любого государства направлена на оптимизацию системы налогообложения (и ценообразования) и стимулирование общественного воспроизводства с целью пополнения доходов государственного бюджета.
Бюджетная политика направлена на оптимизацию системы бюджетных и межбюджетных отношений и сводится к следующему:
· определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
· установлению соотношения между доходными и расходными статьями;
· определению основных путей покрытия бюджетного дефицита, если он предусмотрен бюджетной политикой;
· оптимизации структуры расходной части бюджета;
· переходу от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.
· последовательном сокращении расходов на обслуживание государственного долга;
· по распределению расходов между бюджетами разных уровней.
Особое место в структуре финансовой политики занимает денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика включает:
· эмиссионную политику – определение показателя денежной массы и ее агрегатов и, исходя из этого, предложение необходимого количества денег в оборот;
· политику стабилизации национальной валюты;
· постепенное снижение уровня инфляции;
· определение условий функционирования ссудного капитала.
Современная социальная политика включает:
· разработку механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения;
· реализацию пенсионной реформы;
· упорядочение системы социальных льгот и выплат;
· повышение заработной платы работников бюджетной сферы;
· регулирование вынужденной миграции.
Очень важной составляющей финансовой политики в настоящее время является инвестиционная политика, которая предполагает:
· повышение роли бюджета в развитии экономики РФ;
· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
· развитие ипотечного кредитования;
· привлечение прямых иностранных инвестиций.
Составляющие государственной финансовой политики
Сущность финансовой политики
Государственная финансовая политика – это совокупность мероприятий, касающихся использования финансовых инструментов для реализации функций государства.
Финансовая политика – это составная часть экономической политики страны, в которой конкретизированы основные направления развития производства, определены объемы финансовых ресурсов, а также направления их использования, разработан механизм стимулирования и регулирования социально-экономических процессов с помощью финансовых методов.
Между тем, финансовая политика представляет собой относительно самостоятельную сферу деятельности государства, которая обладает конкретным содержанием, своими целями, задачами, объектами, формами и методами регулирования.
Государственная финансовая политика состоит из широкого комплекса мероприятий по разработке общей концепции, определению ключевых направлений, созданию адекватного финансового механизма, управлению финансовой деятельностью страны и других экономических субъектов.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основой финансовой политики является определение стратегических направлений, с помощью которых можно проследить среднесрочную и долгосрочную перспективу использования финансовых ресурсов. Вместе с этим государство определяет текущие и тактические цели политики, однако, первые находятся под воздействием стратегических целей.
Важным аспектом финансовой политики выступает формирование финансового механизма, с помощью которого осуществляется государственная деятельность в финансовой сфере.
Под финансовым механизмом понимается система установленных правительством страны видов, форм и методов организации отношений, касающихся финансов.
Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, он изменяется в процессе решения тактических задач, именно поэтому можно наблюдать скорейшие изменения в финансовом механизме при переменах в экономической и социальной ситуации.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Выделим важнейшие задачи финансовой политики:
- Обеспечение условий, которые позволят сформировать максимально возможные финансовые ресурсы;
- Рациональное распределение финансовых ресурсов и их использование;
- Организация регулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов в стране;
- Разработка оптимального финансового механизма, его развитие вместе с изменяющимися целями.
Результаты финансовой политики во многом зависят от качественного механизма обсуждения и реализации интересов всех слоев населения и имеющихся у страны объективных возможностей применения различных факторов воздействия на финансовую политику.
Основные компоненты финансовой политики
Государственная политика в области финансов во многом зависит от степени развития финансовой системы страны и самостоятельности отдельных звеньев.
Элементы финансовой политики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные составляющие политики в области финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бюджетная политика предполагает определение источников формирования доходной части бюджета, приоритетных направлений расходования бюджета, допустимых границ бюджетной разбалансированности, источников финансирования дефицита, принципов отношений звеньев бюджетной системы.
В рамках налоговой политики определяется состав налогов, размеры ставок, санкций и льгот по каждому разновидности. Налоговая политика выстраивается на основании согласованности интересов страны и налогоплательщиков.
Денежно-кредитная политика позволяет:
- Обеспечить устойчивость денежного обращения с помощью управления эмиссией, регулирования инфляции, а также курса национальной валюты;
- Обеспечить своевременность и бесперебойность расчетов в хозяйственной деятельности с помощью регламентации и регулирования банковского механизма;
- Управлять финансовым рынком при помощи регламентации эмиссии и размещения ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных.
В рамках ценовой политики осуществляется регулирование тарифов и цен на монопольную продукцию.
Цель инвестиционной политики – это повышение значимости бюджета в развитии государства, создание благоприятных условий для инвестирования, развитие кредитования, привлечение зарубежных инвестиций.
При осуществлении социальной политики разрабатываются механизмы компенсации доходов малообеспеченных слоев населения, упорядочивается система социальных льгот, регулируется вынужденная миграция и т.д.
Все большую значимость приобретает международная политика в области финансов, основу которой составляет управление кредитными и валютно-финансовыми отношениями на международной арене. Такая политика направлена в большинстве случаев на развитие и наращивание производственных сил в стране.
Финансовая политика России
Финансовая политика в РФ в 21 веке противоположна кейнсианской теории, которой придерживаются многие высокоразвитые страны, гибко сочетающие ее рекомендации и принципиальные положения рыночной либерализации и монетаризма.
На сегодняшний день в России реализуется политика по сокращению финансового потенциала страны, а все перспективы роста экономики возлагаются на частный бизнес. Значение финансовой политики в социальном и экономическом развитии нашей страны трудно недооценить. Степень ее рациональности оказывает прямое воздействие на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и другие отрасли.
К ресурсам финансовой политики РФ относятся:
- Развитые производительные силы, т.е. люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, обладают определенными знаниями и могут участвовать в производственном процессе, а также основные фонды предприятий;
- Собственный финансовый капитал;
- Развитая финансовая инфраструктура.
Все эти три составляющие при взаимодействии образуют ключевые финансовые потоки.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Государственные финансы и финансовая политика государства
Государственные финансы как экономическая категория
Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды государства.
Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.
Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые и составляют государственные финансы.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет
Предпосылки образования государственных финансов:
- Денежное хозяйство
- Использование в экономике развитых форм денег
- Создание системы формирования общественных потребностей
- Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности
В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.
В любой стране общественные, в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.
Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).
Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.
Государственные финансы и финансовая политика
Государственные финансы — важнейший элемент финансовой системы. Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% ВВП развитых стран.
Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.
Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.
Как и финансы в целом, государственные финансы выполняют распределительную и контрольную функции.
Финансы как система общественных отношений достаточно динамичны. Законодательно могут вноситься изменения и в процесс формирования доходов, и в статьи расходов. Могут меняться межбюджетные отношения. Такие изменения вносятся в целях проведения той или иной финансовой политики.
Финансовая политика государства
Финансовая политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей, декларируемых органами государственной власти в сфере финансов.
Иногда финансовую политику трактуют в широком смысле, объединяя в это понятие бюджетную, денежно-кредитную, инвестиционную политику. Иногда исследователи выделяют собственно финансовую политику и денежно-кредитную политику, затрагивающую вопросы денежного регулирования и прежде всего обеспечения денежного предложения.
Разграничение финансовой и денежной политики связано с тем, что осуществляемые в их рамках меры проводятся двумя формально независимыми государственными учреждениями — Министерством финансов и Центральным банком. Принципиально различен инструментарий (набор методов) той и другой политики. Кроме того, результаты проведения финансовой и денежной политики могут противоречить друг другу.
В рыночных условиях финансовая и денежная политика является основным элементом макроэкономической политики.
В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. Денежные системы стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.
В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.
В финансовой политике можно выделить два аспекта: чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.
Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.
В узком смысле слова финансовая политика государства — это политика, проводимая государством в отношении доходов, расходов, а также государственного долга.
Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).
Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.
Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.
Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики
Структура финансовой и денежной политики:
- Денежная политика центрального банка
- Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
- Политика доходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
- Налоговая политика
- Политика в сфере собственности
- Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
- Инвестиционная политика
- Социальная политика
- Политика в сфере управления
- Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
- Политика доходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения качества жизни населения. Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.
Приоритетные задачи финансовой политики:
- формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
- снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
- планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
- достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
- создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.