Формирование омского правительства
Губернатор Леонид Полежаев создал правительство Омской области из 12 министров
Омская область, 23 января 2004, 10:31 — REGNUM Сегодня опубликован и вступил в силу указ омского губернатора Леонида Полежаева о формировании правительства Омской области. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в обладминистрации, в состав нового правительства вошли 12 министров. Возглавил правительство Омской области сам губернатор Леонид Полежаев. Его указом принята отставка первого заместителя губернатора Валентина Третьякова, первого заместителя губернатора Евгения Вдовина, заместителей губернатора: Александра Артемова, Виктора Белевкина, Александра Луппова, Владимира Радула, Александра Стерлягова, Натальи Фроловой, Бориса Цыбы, Сергея Шелпакова, Виктора Шрейдера.
Министерские портфели получили: Виктор Шрейдер — первый заместитель председателя правительства; Александр Артемов — заместитель председателя правительства, руководитель аппарата губернатора; Александр Бутаков — министр государственно-правового развития Омской области, Евгений Вдовин — министр экономики Омской области; Александр Луппов — министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области; Наталья Фролова — министр финансов Омской области; Сергей Шелпаков — министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области; Валерий Никитин — министр образования Омской области; Владимир Радул — министр культуры Омской области; Николай Румянцев — министр здравоохранения Омской области; Александр Стерлягов — министр имущественных отношений Омской области; Валерий Шамов — министр труда и социального развития Омской области.
Как уже сообщал ИА REGNUM, Леонид Полежаев обещал сформировать областное правительство до конца января этого года. О том, кто получит министерские портфели, омский губернатор до последнего молчал. Ранее Леонид Полежаев заявлял, что необходимость кадровых перестановок в администрации Омской области назрела давно, потому в ближайшее время чиновники старше 60-ти лет будут отправлены на пенсию, а на их место придут более молодые и энергичные управленцы. Основной интригой оставалось то, сумеет ли сохранить свой пост один из наиболее влиятельных и опытных омских чиновников — первый вице-губернатор Валентин Третьяков, который уже перешагнул 60- летний рубеж. Недоброжелатели прочили ему отставку сразу после завершения думских в выборов. Однако бессменный соратник Леонида Полежаева и после окончания баталий за места в парламенте по-прежнему оставался в строю. Но в итоге не попал в правительство Омской области.
Первым вице-премьером стал Виктор Шрейдер. До последнего времени он курировал в обладминистрации вопросы ЖКХ и в числе наиболее вероятных вице- премьеров его имя не называлось. До назначения вице-губернатором он был главой Центрального административного округа Омска. После отставки мэра Омска Валерия Рощупкина в 2000 году Виктора Шрейдера называли основным претендентом на пост омского градоначальника. Но в начале 2001 года он предпочел занять место в команде губернатора Леонида Полежаева, а выборы мэра без особых проблем выиграл Евгений Белов. По сути, значительные политические дивиденды принятое три года назад решение принесло Виктору Шрейдеру только сейчас.
«За свои предложения я отвечаю головой». Компанейщиков о новой структуре Правительства Омской области
Заместитель председателя Правительства Омской области и пока ещё руководитель аппарата губернатора Владимир Компанейщиков в интервью программе «Новости. Омск» рассказал о своих карьерных перспективах, заменах в кабинете министров и тяжести чиновничьего портфеля.
— Владимир Борисович, к сегодняшнему дню должно было завершиться формирование кадрового состава Правительства Омской области. Как теперь выглядит региональный кабинет министров?
— Виктор Иванович [Назаров] дал поручение заместителям председателя Правительства дать до 30 числа предложения по соответствующим министерствам, кто должен, на взгляд заместителей председателя Правительства, их возглавлять. Это поручение Виктора Ивановича всеми было выполнено. Действительно, все предложения ему представлены. Виктор Иванович готовит сейчас своё решение по тому, кто конкретно возглавит тот или иной орган исполнительной власти. Думаю, что в понедельник соответствующий проект будет подписан, и распоряжение соответственно будет предано огласке.
— Вы останетесь руководителем аппарата губернатора?
— Виктор Иванович, как вы помните, предложил структуру, в рамках которой все заместители председателя Правительства будут работать, скажем так, на освобождённой основе. На самом деле очень сложно вести руководство крупными блоками, параллельно ещё решая много вопросов технических, кадровых и финансовых по тому или иному органу исполнительной власти. Поэтому я тоже не буду возглавлять аппарат губернатора. Кандидатов на моё место Виктор Иванович рассматривает и тоже примет решение не позднее понедельника.
— Появятся ли среди министров новички?
— Конечно, появятся новые люди в составе Правительства. Ну иначе смысл был бы так долго и тщательно вести консультации по поводу состава Правительства?! В прессе уже есть определённые, как их называют, инсайды. Могу сказать, что определённые неожиданности всё-таки будут. Это решение губернатора, поэтому я не стал бы сейчас заходить в обсуждение персоналий. Да, часть людей, которые названы, войдут в состав Правительства. Могу сказать, что действительно Министерство спорта возглавит Константин Олегович Подбельский. Это было моим предложением, которое Виктор Иванович согласовал.
— Почему Вы предложили кандидатуру Константина Подбельского и отказались от Александра Фабрициуса?
— Я не могу сказать, что я отказался от министра Фабрициуса. Александр Соломонович сделал очень много серьёзных и важных вещей для развития спорта и для поддержки наших спортивных команд. Здесь решение было основано в первую очередь на дальнейших планах по реструктуризации деятельности Правительства, по оптимизации, по, может быть, укрупнению министерств. Здесь мы сошлись во мнении, что Александр Соломонович будет дальше заниматься теми проектами, которые ему более интересны.
— Готовы ли Вы нести ответственность за все кадровые решения социального блока и внутренней политики?
— Естественно, я отвечаю за все те предложения, которые были представлены губернатору. Прекрасно понимаю, что отвечаю головой за всё то, что происходит во внутренней политике. Всегда исходил из того, что команда должна работать на общий результат, а не на свои персональные интересы. Виктор Иванович, думаю, это понимает и ценит.
Основную свою задачу я всё же вижу в сфере внутренней политики, потому что именно внутренняя политика как система достижения компромисса и серьёзных договорённостей по поводу будущего Омской области, по поводу того пути, которым мы должны двигаться, наверное, самое главное. Здесь особых изменений не будет. Виктор Иванович назначил уже Татьяну Владимировну Тренину начальником Главного управления информационной политики. Считаю, что её работа оценена по достоинству не только губернатором, но и, надеюсь, журналистским сообществом. Она старалась строить очень конструктивные и правильные отношения с нашими средствами массовой информации.
Руководителем Главного управления внутренней политики также будет назначен Михаил Михайлович Каракоз. Несмотря на молодость, он действительно тот человек, который способен эффективно и результативно решать задачи построения правильных открытых взаимоотношений не только с парламентскими и непарламентскими партиями, но и с общественными организациями. Я искренне желаю ему дальнейших успехов на том крайне сложном поприще, которое ему по-прежнему предстоит возглавлять.
В социальном блоке, уверяю вас, будут интриги. Не всё до конца там решено. Давайте дождёмся понедельника.
— Михаил Дитятковский останется во главе Министерства труда и социального развития?
— Давайте дождёмся решения губернатора. В этом смысле мы все понимаем, что нужно держать границы компетенции. Предлагают заместители председателя Правительства, но решает губернатор. По законодательству, да и с точки зрения здравого смысла, по-другому быть не может. Губернатор отвечает за всё то, что происходит в регионе. Пойдя на выборы и получив такой высокий результат — 60 % голосов, Виктор Иванович, конечно, понимает, насколько сейчас важно кредит доверия оправдать. Для него, наверное, сейчас самый сложный период. Как он сам сказал в своём бюджетом послании, кадры действительно решают всё. Он ставит перед нами очень серьёзные задачи и крайне высокую планку. Всем нам предстоит меняться.
— Вы рассчитываете на то, что бюджет Омской области останется социальным? Ведь теперь, по сути, спорт, культура и вся социальная политика находятся в одних руках.
— Перетягивание одеяла на себя во всех сферах — это не то, чем стоит заниматься. Когда Виктор Иванович предложил мне взять на себя ещё и социальную сферу, то я сразу сказал, что это очень непростой круг обязанностей. Возможно, есть люди, которые гораздо лучше, чем я, могут с этим справиться. В конечном итоге всё равно решать губернатору. Моя задача — исполнять его решения. Считаю, что неверно бюджет Омской области называть социальным. Всё-таки главная функция любого регионального правительства — развитие, и развитие экономическое, потому что не будет увеличения налогов — мы не справимся с решением никаких социальных задач. Баланс между развитием и удержанием ситуации в социальной сфере — отдельная и очень непростая задача. Виктор Иванович в рамках выборной кампании говорил избирателям о том, что мы будем сохранять объём социальных обязательств, который сложился в последнее время. Эти обязательства исполняются. С другой стороны, мы понимаем, что сохранять ситуацию в формате удержания тех, может быть, не очень эффективных решений и систем в социальной сфере неправильно. Сейчас федеральное Правительство, да и мы, смотрим в сторону частно-государственного партнёрства в сфере социального обслуживания населения. Практика показывает, что бизнес очень часто гораздо эффективней государства в области поддержки социально незащищённых категорий населения. Конечно, мы этот тренд будем продолжать. Невозможно дальше только за счёт бюджета оказывать качественные услуги.
— Все ли предложенные Вами кандидатуры поддержал Виктор Назаров?
— Виктор Иванович получил от меня соответствующее письменное представление сегодня. Не знаю ещё до конца, какое решение он примет. Губернатор принимает решение самостоятельно. Могу сказать, что в любом случае это будет эффективная команда и те люди, которые придут решать не локальные проблемы, а системно развивать социальную, экономическую, политическую и любые другие составляющие ситуации в Омской области. Виктор Иванович ставил задачу подбирать тех людей, которые способны по своим профессиональным и деловым качествам решать задачи в крайне непростой ситуации, которая складывается в регионе. В первую очередь именно с наполнением бюджета. Есть много хороших практик, которые можно заимствовать, но без наличия человека, который способен их реализовать, ничего не получится. Любой самый красивый проект разбивается о самую главную проблему — кто это будет делать? Мне кажется, что сейчас соберутся люди, которые заинтересованы в том, чтобы сделать в первую очередь, а не говорить об этом.
Мы все должны меняться. Есть такая фраза, которую сказал один известный человек: «Парадокс лидера заключается в том, что люди хотят изменений, но не хотят меняться». Вот я хочу меняться. Хочу максимально соответствовать тем критериям, которые ставит передо мной губернатор. Хочу максимально соответствовать по своим профессиональным качествам той сфере, которая мне будет поручена.
У омского правительства не будет своего дома
О процессе формирования правительства и его структур
Если говорить о самом правительстве, то оно уже сформировано. Все назначения уже состоялись. Кроме назначения министра нефтехимической промышленности. Я думаю, в ближайшее время это произойдет. Другое дело, насколько быстро пройдут структурные изменения. Решение данного вопроса требует времени. Во-первых, в части соблюдения законодательства, и прежде всего трудового. Ведь предстоят серьезные сокращения численности ранее действующего аппарата исполнительной власти. А здесь есть юридический механизм, предусматривающий определенный срок.
Кроме того, понадобится время и на внесение самих изменений в структуру исполнительной власти. На сегодняшний день действует рабочая группа, я ее возглавляю, которая как раз и рассматривает, какие структурные изменения должны быть произведены. Губернатором поставлена задача: в течение двух недель закончить работу по определению идеологии создания структуры правительства.
Предполагается, что заседания правительства будут проводиться не реже одного раза в неделю. Если на заседаниях будут приниматься какие-то решения, то их обязательно будет подписывать председатель омского правительства. И тех долгих согласований уже не будет. Вместе с тем по Уставу Омской области губернатор по-прежнему имеет право издавать свои указы. Постановления правительства и указы губернатора вполне могут пересекаться. Точно они не будут пересекаться по вопросам, касающимся работы с Законодательным собранием. Право выхода на Законодательное собрание есть только у губернатора.
Функции первого заместителя
Раньше было два первых заместителя губернатора. Один курировал финансово-экономический блок, второй — социальный. Сегодня понятие курирования уже ушло в историю. Сейчас речь идет о непосредственном влиянии, управлении теми процессами, которые происходят. Функции первого заместителя председателя правительства не распространяются на какую-то отдельную сферу управления, а замыкают все сферы управления.
Планы на 2004 год
На первом заседании правительства рассматривался план действия на 2004 год. Этот план охватывает все направления: и социальные, и экономические и другие. Губернатор поставил задачу, в частности, по определению источников финансирования планируемых мероприятий. У нас три источника: федеральный, областной и муниципальный бюджеты. Сейчас мы работаем над тем, чтобы конкретизировать задачи, поставленные на 2004 год, определиться с финансированием. Если говорить о федеральных источниках, то порядка 10 программ, действующих на сегодняшний день, предполагают участие федерального бюджета. Это и программа по реформе ЖКХ, и по строительству и тому подобное.
Губернатором нам дана неделя на доработку плана действий на 2004 год. Выделить приоритетные направления — сложная задача, так как, на мой взгляд, все направления важны. Поэтому я не стану сейчас выделять отдельно взятое направление. Их все надо развивать, поскольку проблемы есть во всех отраслях.
О самостоятельности действий министров
Если говориться о прямой ответственности министров, то должно быть и прямое влияние. Иначе процессами управлять будет сложно. Поэтому предусматривается самостоятельность действий министров. Начиная от формирования самой структуры управлении. Никаких ограничений не будет в части набора отделов, служб и тому подобного. Фиксируются только два показателя: численность госслужащих и фонд оплаты труда. Все остальное, что происходит внутри, министр решает самостоятельно. Мы считаем, что мелочная опека к хорошему не приведет. Что касается решения отраслевых проблем, то будет определяться объем финансирования. А предложения по использованию этого объема будут зависеть от министров, от его служб. И влияния со стороны аппарата правительства на то, куда, на какой объект направить министру средства, не будет.
Зачем нужно министерство нефтехимической промышленности
На мой взгляд, есть несколько причин, по которым было решено создать такое министерство. Во-первых, нефтехимическая промышленность региона очень активно развивается. У нас есть промышленная добыча нефти. Кроме того, наш нефтехимический комплекс, который сейчас называется Сибнефть, по мощности был второй в Союзе. Особого внимания требуют технологические вопросы. Во-вторых, много надо сделать по развитию газового комплекса. А вопросы регулирования этим комплексом тоже будут входить в ведение министерства нефтехимической промышленности. На сегодня три района области — Тевризский, Знаменский и Тарский обеспечиваются газом, добытым на Тевризском месторождении. Мощности нам надо развивать и дальше, потому что на сегодняшний день имеется их небольшой дефицит. Необходимо активнее переходить на локальные и индивидуальные источники газопотребления.
Взаимоотношения с городом
За последние несколько лет наши взаимоотношения с городом приобрели позитивное развитие. Конечно же, и правительство будет работать в этом же направлении. И не только с Омском, но и с другими муниципалитетами. Кроме того, поскольку принят закон о местном самоуправлении, то мы в рамках этого закона ведем большую подготовительную работу. Разработан проект Указа губернатора, направленный на реализацию этого закона. Будет много вопросов, которые придется решать и областной власти, и Законодательному собранию. Все это приведет к более тесному сотрудничеству со всеми муниципалитетами.
О влиянии факта создания Правительства на структуру городской власти
По логике, возможно, и муниципальные структуры претерпят какие-то изменения. Первое — это прерогатива муниципалитета решать вопросы своих структурных изменений. Второе. Я думаю, когда завершится переход на новые формы управления в области, конечно, даже чисто технически муниципалитеты, на мой взгляд, придут к решению о необходимости изменения в той или иной мере муниципальных структур. И это будут объективные процессы.
О долгах Омска по ЕСН
Областной бюджет взял на себя обязательства по выплате текущей зарплаты и всех платежей народному образованию Омска. Это очень серьезная нагрузка на областной бюджет. Долги, имеющиеся у города по выплате единого социального налога, — это долги городского бюджета. Нормативы, которые были определены городскому бюджету в предыдущие годы, предполагали выплату ЕСН. Администрация города, к сожалению, не осуществляла эти выплаты. Погашение названных долгов — это функция городского бюджета. Если бы на заседании правительства поставили вопрос о погашении этих долгов областным бюджетом, то я бы ответил именно так, как уже сказал.
О Викторе ДЕМЧЕНКО
Снятие ДЕМЧЕНКО с должности главы администрации Центрального административного округа я не считаю увольнением. Это на самом деле не является увольнением ни по форме, ни по содержанию, ни по закону. Он переведен в аппарат городской администрации. Ему поручен очень серьезный участок — департамент стратегического развития. Ранее такой самостоятельной структуры не было. Функции стратегического развития частично выполняла служба Александра СТЕРЛЯГОВА. Сейчас принято совершенно обоснованное решение о выделении этого сектора в отдельную структуру. Что касается кадрового состава: почему именно ДЕМЧЕНКО? Трудно сказать. Но я не считаю это назначение понижением в должности. Другое дело — насколько сможет Виктор Михайлович решить эту большую задачу.
С новым главой Центрального округа я уже встречался, так как мне не безразлична судьба округа. Ведь я проработал в администрации ЦАО 20 лет. Мы договорились с новым руководителем о взаимодействии. На первых порах, конечно, надо будет помогать.
Об упразднении комитета по поддержке предпринимательства
Те функции, которые комитет по предпринимательству пытался исполнять, к сожалению, были не эффективны в части исполнения. Если и принято решение об упразднении комитета, то это не значит, что данное направление выпадет из поля влияния и действий омского правительства. Наоборот, то, что связано с предпринимателями, станет одним из приоритетных направлений развития. Поскольку в настоящее время во многих странах предпринимательство является одним из основных источников дохода бюджетов. Кроме того, малый и средний бизнес — это рабочие места. Вопросы развития и поддержки предпринимательства будут в ведении министерства экономики.
О системе заказа для нужд области
Механизм заказа для нужд области, конечно, должен быть. И он в той или иной мере используется в областных структурах. Например, в главном правовом управлении все заказы оформляются только через конкурсы. Более того, на сегодняшний день принято решение о том, что все заказы в рамках омского правительства, созданных министерств будут проводиться только через конкурсы.
Сергей ЕВСЕЕНКО работал, работает и, я думаю, будет работать в системе областной власти. РЕПИН — то же самое. Виктор БЕЛЕВКИН работать будет, но, скажем так, не в составе омского правительства. Возможно, в одном из федеральных подразделений, расположенных на территории области. По своей специальности.
Дома правительства не будет
Пока вообще даже не планируется, что у правительства будет свой дом, где разместятся его структурные подразделения. Здание надо строить. А на это нужны деньги, и не малые. В то же время определенные перемещения будут. Ведь, во-первых, после сокращения аппарата, естественно, освободятся конкретные кабинеты. Во-вторых, многие подразделения сейчас расположены в разных концах города. Но теперь в связи с их объединением в одно министерство наша рабочая группа решает вопросы о том, где разместить то или иное министерство. Например, предполагается переезд комитета финансов и контроля из здания возле библиотеки им. Пушкина в здание по ул. Красногвардейской, 42. По той причине, что в составе комитета финансов будет и казначейство.
В Омской области изменили структуру правительства
Власти Омской области решили обновить структуру регионального правительства. Министерствам изменят полномочия, часть главных управлений объединят. По словам главы региона Александра Буркова, новая структура станет более мобильной.
— Это поможет нам более эффективно выполнять задачи, поставленные президентом РФ, национальные проекты, майские указы. Правильно расставить приоритеты в развитии Омской области, — пояснил губернатор Александр Бурков. — Мы постарались уйти от суперведомств с большим количеством разноплановых функций, размытой ответственностью. Изменение структуры правительства позволит нам также сэкономить бюджетные средства.
Уже известно, что в региональном правительстве появится пять министерств, структура которых станет более логичной. Например, министерству строительства и ЖКК добавят полномочий в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
— Структура будет создана по аналогии с федеральным ведомством, чтобы было легче работать с государственной структурой, — пояснил Бурков.
Коммунальную сферу передадут отдельному министерству, которое также будет отвечать за энергетику. Министерство промышленности, связи и инновационных технологий избавят от транспортных полномочий и добавят новых. В результате появится структура, которая будет курировать промышленность, связь, цифровые технологии, а также научно-техническую деятельность.
— Правительство должно патронировать науку, оказывать поддержку ученым и продвигать их разработки в реальный сектор экономики, — подчеркнул необходимость реорганизации Александр Бурков.
Два главных управления: внутренней и информационной политики — сольются, и станут новым министерством. Аналогичным образом будет создано еще одно, которое объединит главное управление региональной безопасности и, частично, функции главного управления внутренней политики.
— У министерства будет более широкий диапазон деятельности, — считает Бурков. — Помимо вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций оно займется профилактикой борьбы с экстремизмом и экономическими преступлениями.
Остальные министерства — образования; культуры; сельского хозяйства и продовольствия; экономики; природных ресурсов и экологии; здравоохранения; имущественных отношений; по делам молодежи, физической культуры и спорта; труда и социального развития; финансов продолжат работать в прежнем формате.
Преобразования в структуре областного правительства планируется завершить к 31 марта.
На этой неделе губернатор Омской области освободил от занимаемых должностей пятерых заместителей и одного министра. Зампредами с сохранением постов назначены Татьяна Дернова (министр образования), Владимир Куприянов (министр труда и социального развития), Антон Заев (министр строительства и ЖКК). Зампредом по внутренней политике — Михаил Каракоз. Дмитрий Вьюшков возглавил минздрав. Евгений Козлов назначен исполняющим обязанности министра имущественных отношений.
Омское Правительство
Омское Правительство
Омское правительство (также известно как Правительство Колчака, Колчаковское правительство, исторически достоверный вариант «Российское правительство») — высший орган государственной власти, образованный в результате переворота 18 ноября 1918 года в Омске, во главе с Верховным Правителем Государства Российского Александром Васильевичем Колчаком.
Содержание
Состав Правительства
Омское Правительство было составлено из Верховного Правителя, Совета Министров и Совета Верховного Правителя. Также в правительство входило Чрезвычайное Государственное Экономическое Совещание, которое позднее было преобразовано в Государственное Экономическое Совещание. Для координации деятельности на Парижской мирной конференции 1919—1920 годов делегаций Русского политического совещания 17 декабря 1918 года при Омском правительстве было создано особое подготовительное совещание. При Колчаке был восстановлен Правительствующий Сенат (высшая судебная инстанция). Департамент милиции и государственной охраны, официально включенный в состав Министерства Внутренних дел фактически был самостоятельной структурой. Руководство идеологической работой было возложено на Центральный осведомительный отдел при Главном штабе и Отдел печати при канцелярии Совета Министров. состояло в основном из бывших членов делового (Всероссийского) Совета Министров Уфимской директории, содействовавших перевороту Колчака. Объединяло сибирских областников кадетского направления, кадетов, народных социалистов и др.
Постоянные органы Правительства
Верховный правитель России
Верховный Правитель России как глава государства сосредоточил в своих руках все ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную. Он обладал неограниченной властью. Он являлся высшей руководящей инстанцией. Любой законодательный акт становился действующим лишь после подписи Верховным Правителем. Также Верховный Правитель являлся одновременно и Верховным Главнокомандующим.
Власть Верховного Правителя рассматривалась как исключительно временная, до победы над большевиками.
Совет Министров
При Колчаке Совмин был наделен чрезвычайно широкими полномочиями. Это был орган не только исполнительной, но и законодательной власти. Совет Министров рассматривал проекты указов и законов до утверждения их Верховным Правителем. В Совет Министров входили:
Совет Верховного Правителя
Совет Верховного Правителя — формально — консультативный орган при правительстве Верховного правителя, фактически — орган принятия основных политических решений, законодательно оформлявшихся указами Верховного правителя, Советом Министров. Он был учрежден приказом Колчака от 21 ноября 1918 года. В его состав входили:
- Вологодский П. В.
- Гаттенбергер А. Н. (с мая 1919 его сменил Пепеляев В. Н.)
- Михайлов И. А.
- Тельберг Г. Г.
- Сукин И. И. (до него — Ключников Ю. В.)
- Любое лицо (возможно и несколько) по личному усмотрению Верховного Правителя
Результатом создания Совета Верховного Правителя стало то, что Совет министров оказался отрешен от политики. Совет Министров утратил многие свои исполнительные функции, сосредоточившись почти исключительно на законодательной деятельности. Так, однако, продолжалось недолго.
Центральное место в Совете Верховного Правителя занял министр финансов И. А. Михайлов. Он был одним из самых влиятельных членов правительства, популярность его, однако, была невысока. Под давлением общественности 16 августа 1919 года Михайлов был отправлен в отставку. После этого Совет Верховного Правителя стал собираться крайне нерегулярно, а его значение практически сошло на нет. После падения Омска ни разу не собирался.
Временные органы Правительства
Чрезвычайное Государственное экономическое совещание
Через несколько дней после переворота последний государственный контролер царского правительства, С.Г.Федосьев подал Колчаку записку об учреждении Чрезвычайного Государственного Экономического совещания. По первоначальному проекту предполагалось преобладание в нём представителей от торговли и промышленности. Совет Министров расширил представительство от кооперации. В таком виде указ был утвержден Верховным Правителем 22 ноября 1918 [2] . Первоначально был практически исключительно бюрократической организацией с задачей разработки экстренных мероприятий в области финансов, снабжения армии и восстановления торгово-промышленного аппарата, потенциально мог стать представительным органом, что и случилось 2 мая 1919, когда ЧГЭС было преобразовано в Государственное Экономическое совещание. В состав ЧГЭС входили:
- Председатель ЧГЭС — Федосьев С. Г.
- Министр финансов
- Военный министр
- Министр продовольствия и снабжения
- Министр торговли и промышленности
- Министр путей сообщения
- Государственный контролер
- 3 представителя правлений частных и кооперативных банков
- 5 представителей Всероссийского Совета Съездов торговли и промышленности
- 3 представителя Совета Кооперативных Съездов
Государственное экономического совещание
Государственное экономическое совещание (ГЭС) — представительный орган разрабатывавший экстренные мероприятия в области финансов, снабжения армии и восстановления торгово-промышленного аппарата. Был создан указом Верховного Правителя от 2 мая 1919. Торжественное открытие состоялось 19 июня 1919 года в Омске. Включал в свой состав 60 членов — министров, представителей от банков, кооперативов, земских собраний и городских дум, а также от Сибирского, Уральского, Оренбургского и Забайкальского казачьих войск. Председателем данного органа был Г. К. Гинс. После взятия Омска красными ГЭС переехало в Иркутск, где после 8 декабря заседания были возобновлены.
Все проекты Чрезвычайного государственного экономического совещания и Государственного экономического совещания могли начать воплощаться в жизнь только после утверждения их Верховным Правителем.
Особое Подготовительное Совещание
Конец правительства
Накануне падения Омска, утром 10 ноября 1919 года Совет Министров выехал в Иркутск по Транссибирской железной дороге. Здесь оно оказалось оторванным от армии и от Верховного Правителя. 14 ноября пал Омск, фронт разваливался. Подавленный неудачами, Вологодский подал в отставку, которая была принята 21 ноября. Сформировать новое правительство было поручено Пепеляеву, который вскоре уехал из Иркутска к Колчаку. По всей Сибири начались массовые восстания, белые неумолимо отступали на восток. В этой обстановке 21 декабря 1919 года в Черемхове вспыхнуло рабочее восстание, 24-го поддержанное в самом Иркутске. Руководство над Правительством взял на себя Управляющий Министерством Внутренних Дел А. А. Червен-Водали. 28-го он вместе с военным министром М. В. Ханжиным и временно управляющим министерством путей сообщения А. М. Ларионовым образовал оперативный орган государственного управления — так называемую «троекторию». Из-за пассивности чехословаков, объявивших о своём нейтралитете, «троектория», не имевшая должного количества войск под рукой, была вынуждена пойти на переговоры с лидерами антиколчаковского восстания. Осознавая близость своего краха, Адмирал Колчак 4 января 1920 года подписал указ об отречении, согласно которому следующим Верховным Правителем России должен был стать генерал Деникин, власть на Востоке России переходила к атаману Семенову. 5 января власть над Иркутском оказалась в руках эсеро-меньшевистского Политцентра. Российское правительство было низложено.
Премьер-министр В. Н. Пепеляев был расстрелян вместе с А. В. Колчаком 7 февраля 1920.