Kilimselsovet.ru

Политические новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Договор политических рисков

Политические риски предприятия: как принять превентивные меры

Политический риск предприятия – это возможные убытки, которые может понести коммерческая организация по причине разного рода изменений политического характера, происходящих в государстве. Это могут быть ситуации, связанные с военными действиями, а также нестабильные политические ситуации.

Внесение поправок и изменений в налоговом законодательстве неизбежно отразятся в той или иной мере на деятельности организации. К политическим рискам относят и многие другие факторы, связанные с политическими процессами, происходящими в стране.

При планировании деятельности предприятия по возможности стоит учитывать политические риски. Для их анализа в развитых странах созданы специальные аналитические центры. Качественный анализ позволит снизить отрицательное влияние политических ситуаций на ведение бизнеса.

Виды политических рисков

Политические риски имеют четыре основных направления:

  1. Национализация. Суть риска сводится к отчуждению собственности или принудительному выкупу в пользу государства.
  2. Трансферт. Данный риск имеет отношение с трудностями конвертирования валюты.
  3. Разрыв контракта. Этот вид риска связан с разрывом контракта, по причине, к примеру, изменений в законодательстве.
  4. Военные действия.

Политические риски имеют разный территориальный диапазон. Они могут происходить на уровне одной отдельно взятой страны. Существуют риски, возникающие на региональном либо же международном уровнях.

Существует несколько причин, которые могут послужить возникновению политических рисков, основные из них:

  1. внесение изменений в таможенной системе на законодательном уровне;
  2. изменения, связанные с деятельностью налоговых органов;
  3. изменения в функционировании экспортного финансирования;
  4. нестабильная политическая ситуация в стране;
  5. риск национализации;
  6. внесение изменений в закон об инвестициях;
  7. риски, связанные с геополитикой;
  8. риски социального характера.

Уровни политических рисков

Измерить степень политического риска с определенной точностью не представляется возможным. И все же, существуют методы и способы измерения данной категории рисков.

Политические риски измеряются на следующих ступенях:

Анализ политического риска на макроуровне заключается в изучении политических отношений какого-либо государства с другими странами. Макроуровень охватывает все экономические субъекты страны.

Изучение рисков на микроуровне сводится к анализу отдельно взятой отрасли или предприятия. Микроуровень включает только определенные предприятия и отрасли.

Изучать и устранять негативные последствия рисков нужно заранее, до вложения инвестиций. Но и после этого деятельность по их анализу не должны приостанавливаться.

Страхование политических рисков

Страхование политических рисков — одна из действенных стратеги от нежелательных воздействий политического характера. Оно включает страховку от риска невыплат со стороны импортеров по причине введения эмбарго на импорт и экспорт, либо от запретов на перевод валютных средств.

Страховой случай в данном случае отражается на прибыли, происходит резкое снижение производительности по причине деятельности государственных органов власти или народных волнений.

Договор включает информацию об особенностях политического и экономического уровня развития, а именно:

  1. степень развития промышленности;
  2. наличие и уровень инфраструктуры;
  3. возможности финансового характера;
  4. уровень функционирования сельского хозяйства;
  5. размер валового продукта;
  6. инфляция;
  7. географическое положение и др.

Страховой договор может заключаться на специфических условиях.

Услуги по страховой деятельности предоставляют, как государственные, так и международные агентства, нередко этим занимаются частные страховые организации.

Процесс страхования ведется по трем основным направлениям:

  1. Страхование имущества от экспроприации и национализации.
  2. Страхование от политических рисков, связанных с необратимостью валютных средств.
  3. Страховка от повреждений, связанных с возникновением военных ситуаций и народных волнений, а также, от политических переворотов и смены правительства.

Страховке полежат:

  1. акции;
  2. ценные бумаги;
  3. инвестиции;
  4. имущественные права;
  5. кредиты и ссуды.

Страховая сумма исчисляется из размера, не превышающего 90 % итоговой стоимости инвестиций. Договор заключается на продолжительный, до нескольких лет, срок.

Влияние политических рисков на деятельность предприятия

После тщательного анализа, следует предпринять меры, которые бы смогли значительно уменьшить отрицательные последствия возможных политических рисков в процессе деятельности предприятия.

Политические риски нередко таят в себе опасность возможных убытков для того или иного предприятия, сокращения их прибыли. Но политический риск далеко не всегда связан с убытками и негативными последствиями, он может иметь и положительное влияние, стимулировать развитие и процветание бизнеса.

В любом случае, политические риски имеют то или иное влияние на деятельность предприятия.

Пример

В качестве примера влияния политической ситуации на ведение бизнеса, хотелось бы привести следующую ситуацию, которая имела место в 70-х годах. Тогда компания с мировым именем B.F.Goodrich открыла шинный завод на территории Ирана. Правительство оказало поддержку двум конкурентам компании, в результате чего прибыль компании сократилась, фирма понесла грандиозные убытки.

Нестабильные ситуации наоборот могут послужить развитию бизнеса. Так было в Анголе в 1975 году, когда там шла гражданская война. Компания Guff Oil получила разрешение на ведение бизнеса от правительства на достаточно выгодных условиях. Этому событию поспособствовала военная ситуация. Фирма Dow Chemical смогла возвратиться на чилийский рынок, когда в стране рухнул прежний политический строй. Но процент таких ситуаций не так уж высок.

Читайте так же:
Страховой риск это

Политическая стабильность и политический риск

Политическая стабильность характеризуется устойчивым политическим состоянием в стране, которое предусматривает стабильный уровень развития общества, преобладающий порядок в системе связей и отношений, рост благосостояния. Политическая жизнь в таком обществе максимально защищена от дезорганизующих действий, хорошо прослеживается связь между политической и экономической стабильностью.

Политическая нестабильность выражается в недовольстве общественности существующим политическим строем. Политические риски могут заключаться в смене политического управления, вооруженной борьбы с существующим политическим строем и проч.

Уровень политической стабильности определяет уровень политического риска. Политическая стабильность позволяет эффективно развиваться и функционировать, без влияния отрицательных разрушающих факторов. Проблема политической стабильности имеет прямое отношение с понятием «политический риск» и позволяет в той или иной мере проанализировать его уровень.

Видеконсультация

На видео ниже подробный доклад о рисках, с которыми может столкнуться руководство компании, а также о методах защиты, — от Вячеслава Панкратьева.

Политические риски

Политические риски представляют собой возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики.

Возникновение политических рисков связано с возможными изменениями в курсе правительства государства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида рисков особенно важен в странах с нестабильным законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть в процессе ведения бизнеса.

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Например, известный банкир Ротшильд для успешного осуществления своей деятельности организовал систему информации о политических событиях, которая позволяла ему получать сообщения о них на несколько дней раньше, чем получало правительство.

Понятие «политический риск» впервые появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г., после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме — книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О важности учета влияния политического риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США. Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политические риски, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете и Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Политические риски можно подразделить на четыре основные группы:

• риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;

• риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;

• риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

• риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко — от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с конвертацией местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество — например, принудительно длинная очередь на конвертацию.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства.

Последний из группы политических рисков — это риск военных действий и гражданских беспорядков,в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

По географической сфере воздействия политические риски условно можно также подразделить на национальные, региональные и мировые. Под национальным политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающую влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Региональные политические риски возникают вследствие нестабильности политической обстановки в определенном регионе, объединяющем группу стран. В частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также нерационального вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Читайте так же:
Оценка степени риска включает

Учет мирового политического риска важен в предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.

На политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности.

Страхование инвестиций от политических рисков

Страхование инвестиций от политических рисков осуществляется для страховой защиты иностранных инвестиций. Страховщиками здесь являются чаще всего государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. Ведущую роль в таком страховании играют агентства, являющиеся дочерними страховыми организациями правительств соответствующих государств.

Данные агентства предоставляют гарантии национальным инвесторам, осуществляющим инвестиции в зарубежные страны, при этом средства на покрытие возможных убытков от проведения страхования выделяются из государственного бюджета. Агентства, в частности, устанавливают условия страхования, размеры страховых сумм и тарифных ставок, ведут статистический учет проводимых операций, осуществляют экспертизу объектов и субъектов страхования, располагают данными об инвесторах, подрядчиках, пользователях инвестируемых средств.

Нередко условием заключения агентством договора страхования с конкретным инвестором является наличие двустороннего межправительственного соглашения о содействии капиталовложениям между страной инвестора и страной, принимающей инвестиции. Так, например, только после подписания такого соглашения между США и Россией в 1992 г. американская Корпорация частных зарубежных инвестиций получила возможность участвовать в страховании некоммерческих рисков инвесторов США, осуществляющих их инвестиции в экономику России. Среди ведущих мировых агентств следует назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (США), «Гермес» (Германия), Департамент экспорта, импорта и торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии, Департамент экспортных кредитных гарантий Министерства экономики и промышленности Великобритании, «Кофас» (Франция). Еще одним страховшиком при осуществлении страхования инвестиций от политических рисков является Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. по инициативе Мирового банка. МИГА является акционерным обществом, акционерами которого выступают более 100 государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют в Мировом банке.

Задачей МИГА является поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал. В основу предлагаемой МИГА системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МИГА (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). При этом обязательным условием для заключения договора является членство в МИГА как страны, в которой расположен инвестор, так и страны, принимающей инвестиции. Наконец, страховая защита имущественных интересов инвесторов при осуществлении иностранных инвестиций предоставляется и некоторыми частными страховыми компаниями, например корпорацией «Ллойд», страховой компанией AIG (США).

Объектом страхования инвестиций от политических рисков, как правило, могут быть следующие виды инвестиций:

а) акции, другие ценные бумаги и права участия;

б) прямые инвестиции (например, связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства и т.д.);

в) Права собственности (например, на недвижимость, на имущество, ввозимое инвестором для использования в своей деятельности без учреждения дочерней компании, на добычу полезных ископаемых);

г) имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.;

д) ссуды и кредиты. Страховыми рисками являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а также народных масс.

При определении конкретного их перечня в договоре учитываются политическое и экономическое положение страны, принимающей инвестиции, ее потенциальные финансовые возможности, уровень развития экономики, величина валового внутреннего продукта, объемы внутренней и внешней задолженности государства и ее структура, своевременность погашения займов, степень инфляции, конкретный объект и субъект страхования, сумма инвестиций, географическое местонахождение объекта инвестиций, срок страхования и т.д.

При этом вышеуказанные факторы могут повлиять не только на объем страхового обеспечения, но и в целом на экономическую целесообразность и возможность страхования.

В зависимости от перечисленных факторов страхование может проводиться на случай наступления следующих событий:

1) изменения в законодательстве, которые могли бы препятствовать инвесторам осуществлять деятельность согласно ранее обусловленной программе;

2) принятие нормативных актов, которые препятствовали бы инвесторам использовать вложенный капитал и возможный доход от него для последующего инвестирования или его перевода в страну инвестора;

3) национализация предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов или экспроприация их активов;

4) лишение предприятий — объектов инвестирования прав владения землей;

5) принятие законодательства, позволяющего полностью или частично конфисковывать продукцию предприятия, в которое вложен застрахованный капитал;

6) принятие законодательства, которое ухудшало бы финансовое или любое другое положение иностранных инвесторов по сравнению с тем, каким оно было в начале инвестирования;

7) принятие нормативных актов, ущемляющих право инвесторов входить в руководящие органы предприятий, в которые инвесторы вложили соответствующие средства;

8) военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора. После выплаты страхового возмещения к страховщику на основе принципа суброгации переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая.

Читайте так же:
Метод сценариев при оценке рисков

Договоры страхования заключаются, как правило, на срок от 12 до 20 лет. Размер страховой суммы обычно составляет от 50 млн до 150 млн долл., но не более 90% общей величины застрахованных инвестиций. Тарифные ставки находятся в диапазоне от 0,3 до 3% от страховой суммы.

В России первые щаги в области страхования инвестиций от политических рисков были предприняты в 1990-е годы Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор). Для этого была создана специальная страховая организация, предоставляющая гарантии иностранным инвесторам от политических рисков (Российское агентство по страхованию инвестиций).

Routes to finance

Важность страхования политических рисков для Украины? (Апрель 2020).

Table of Contents:

Как следует из названия, страхование от политических рисков защищает бизнес от потерь, вызванных политическими событиями, такими как война и экспроприация. Это покрытие важно, если ваш бизнес работает на развивающемся рынке.

Поощряет иностранные инвестиции

Политическое страхование рисков (PRI) охватывает потерю или повреждение физических активов, вызванных социальными или политическими нарушениями. Это позволяет компаниям работать в странах, которые склонны к политическим потрясениям.

Если PRI не существует, компаниям придется отказаться от некоторых перспективных возможностей для бизнеса, потому что инвесторы считают их слишком рискованными.

Например, предположим, что у вас есть импортный бизнес, расположенный в Соединенных Штатах. Ваша компания может снизить свои транспортные расходы за счет создания судоходного объекта в стране X. К сожалению, ни один из инвесторов не будет финансировать этот проект. Страна X не испытывала серьезных политических проблем. Однако его сосед, страна Y, пострадал от государственных переворотов и социальных волнений. В результате недавнего государственного переворота правительство захватило активы некоторых предприятий, принадлежащих иностранным компаниям. Ваши инвесторы опасаются, что проблемы в стране Y будут распространяться на страну X. Они не хотят, чтобы какие-либо средства, которые они предоставляют, были конфискованы незаконным правительством.

Вы можете сделать свой проект более привлекательным для инвесторов, покупая страхование от политических рисков. Это покрытие возмещает вашей фирме убытки, вызванные экспроприацией, повреждением или уничтожением ее активов должностными лицами страны X.

Это устранит основной риск для инвесторов и побудит их инвестировать в ваш проект.

Уникальные функции

PRI отличается от других видов коммерческого страхования несколькими способами. Во-первых, политика политического риска адаптируется к конкретному проекту. Страховщик рассмотрит объем вашей деятельности, страну, в которой вы планируете действовать, и риски ведения там бизнеса.

Затем он разработает политику для удовлетворения ваших потребностей. Во-вторых, политика политического риска применяется в долгосрочной перспективе. Единая политика может охватывать 15-летний период. В-третьих, политика может быть не отменена, то есть они не могут быть отменены страховщиком. Наконец, цена и доступность PRI могут очень быстро измениться в ответ на политические события. Если вы занимаетесь бизнесом в развивающейся стране, вы должны приобрести PRI до того, как возникнут проблемы .

Почему вам это может понадобиться

Страхование политических рисков защищает вашу фирму от рисков, которые не покрываются стандартной политикой коммерческой недвижимости. Примерами являются действия правительства и война. Эти опасности исключены в большинстве политик собственности. Исключение правительственных действий относится к убыткам, вызванным изъятием или уничтожением имущества по распоряжению государственного органа.Исключение войны устраняет охват войны, в том числе необъявленную или гражданскую войну, воинственные действия военной силы, восстание, мятеж, революцию и узурпированную власть.

Еще одна причина, по которой вам может понадобиться PRI, заключается в том, что большинство политик коммерческой недвижимости не покрывают убытки, которые происходят в зарубежных странах. Территория покрытия в типичной политике собственности — это Соединенные Штаты и Канада. Политическое страхование рисков предназначено для применения за пределами США.

Что он покрывает?

Ниже перечислены некоторые риски, которые могут быть охвачены политикой политического риска. Конкретные риски, связанные с отдельной политикой, зависят от характера проекта, страны эксплуатации и существующих там опасностей. Обратите внимание, что некоторые страховщики могут покрывать риски, которые другие не будут делать.

  • Экспроприация , Конфискация или национализация Означает принятие или преобразование частной собственности или инвестиций правительством принимающей страны. Например, в 2012 году аргентинское правительство захватило 51% акций нефтяной компании YPF. До экспроприации компания принадлежала мажоритарной собственности испанской компании.
  • Политическое насилие Включает в себя войну (объявленную или нет), революцию, восстание, гражданские беспорядки, беспорядки и терроризм. Например, политические протесты в Бангкоке нанесли значительный ущерб собственности, принадлежащей расположенным там предприятиям.
  • Неконвертируемость валюты Риск того, что местная валюта не может быть обменена на другую валюту, например доллары США. Например, правительственные ограничения не позволяют фирме U. S., работающей в Нигерии, превращать продажи в нары (местную валюту) в доллары США.
  • Ограничения на импорт / экспорт Запреты, санкции или действия со стороны правительства, которые препятствуют потоку продуктов в стране или за ее пределами. Примером может служить санкция, введенная Россией в 2014 году, которая запретила импорт продовольствия из западных стран, в том числе в США.
  • Нарушение контракта Отказ местного правительства выполнить обещания, которые он заключил по контракту. Также распространяется на неспособность правительства выплатить страхователю арбитражное решение.
Читайте так же:
Причины возникновения социальных рисков

Где купить

Страхование политических рисков доступно от нескольких крупных страховщиков, включая AIG, ACE, Цюрих и Ллойд из Лондона. Если вы заинтересованы в получении покрытия политического риска, свяжитесь с вашим агентом или брокером.

Другим источником PRI является Корпорация частных инвестиций за рубежом (OPIC). OPIC является государственным учреждением по финансированию развития США. Одна из его целей — помочь компаниям работать в некоторых частях мира, которые предлагают возможности роста, но могут быть политически неустойчивыми. Чтобы помочь выполнить эту задачу, OPIC предлагает страхование политических рисков. Владельцы бизнеса могут подать заявку на покрытие, отправив заполненную заявку. Приложения доступны на веб-сайте OPIC.

Риски, связанные с заключением договоров, как один из видов рисков в предпринимательстве

Дата публикации: 12.09.2015 2015-09-12

Статья просмотрена: 3345 раз

Библиографическое описание:

Черкесов, О. Д. Риски, связанные с заключением договоров, как один из видов рисков в предпринимательстве / О. Д. Черкесов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22004/ (дата обращения: 10.04.2020).

В странах с развитой экономикой накоплен опыт работы с рисками в предпринимательской деятельности, где приводятся примеры конкурентоспособности организации в той или иной деятельности.

Риски в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений [4;47].

Адам Смит, исследуя и анализируя природу предпринимательской прибыли, выделял в структуре предпринимательского дохода также составляющие как «финансовый риск» в виде определения возможного убытка, связанного с предпринимательской деятельностью.

Финансовые риски подразделяются на три вида:

1) риски, связанные с покупательной способностью денег;

2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски);

3) риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности организации.

Инвестиционные риски, в свою очередь, делятся на:

1) технико-технологические риски, которые связаны с факторами неопределенности, оказывающими влияние на технико-технологическую составляющую деятельности при реализации проекта;

2) экономические риски, которые связаны с факторами неопределенности, оказывающими влияние на экономическую составляющую инвестиционной деятельности в государстве;

3) политические риски, которые связаны с факторами неопределенности, оказывающими влияние на политическую составляющую при осуществлении инвестиционной деятельности;

4) социальные риски, которые связаны с факторами неопределенности, оказывающими влияние на социальную составляющую инвестиционной деятельности;

5) экологические риски, которые связаны с факторами неопределенности в предпринимательской деятельности, оказывающими влияние на состояние окружающей среды в государстве, регионе и влияющими на деятельность инвестируемых объектов [5;748].

В общей классификации деятельности промышленного предприятия выделяют следующие виды рисков:

1. Риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов.

2. Риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат.

3. Риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т. е. риск полной или частичной нереализации.

4. Риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию.

5. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата.

6. Риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов.

7. Ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). [9;210].

8. Риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т. п.), так и самого предприятия [1;213].

Исследователь А. Дамодаран предлагает классифицировать риски по последствиям. В этой связи он делит риски на три категории:

— допустимый риск — это риск решения, в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря прибыли; в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;

— критический риск — это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в крайнем случае могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект;

Читайте так же:
Риск и прибыль

— катастрофический риск — риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия; потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф [4;34].

Основой для следующей классификации рисков также является характер воздействия на результаты деятельности предприятия. В этом случае риски делятся на два вида:

— “чистые” — означают возможность получения убытка или нулевого результата;

— “спекулятивные” — выражаются в вероятности получить, как положительный, так и отрицательный результат [5;845].

Проблемой рисков в предпринимательстве и их классификацией экономисты занимаются давно. Устоявшихся критериев, позволяющих однозначно классифицировать все риски, не существует по ряду причин, в том числе в силу специфики деятельности хозяйственных субъектов, в результате различных проявлений рисков и их источников.

В. Ф. Годына выделяет следующие группы рисков:

1) организационные риски;

2) рыночные риски;

3) кредитные риски;

4) юридические риски;

5) технико-производственные риски [3;359].

Данная классификация дополняется частными классификациями, основывающимися на специфике хозяйствующих субъектов.

Под рисками, связанными с особенностями правового регулирования тех или иных общественных отношений, понимаются риски, возникающие при заключении алеаторных сделок и совершении иных действий, с которыми законодательство связывает определенный риск в будущем.

По структуре гражданского правоотношения все риски можно разделить на субъект-риски и объект-риски:

1. Субъект-риски — риски, связанные с субъектами правоотношения: риск признания лица недееспособным, ограниченно дееспособным, риск банкротства лица, утраты специальной правоспособности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), риск реорганизации (ликвидации, смерти) лица, риск отзыва доверенности у представителя, риск ограничения полномочий и иные риски, связанные с «пороками» в субъекте правоотношения.

2. Объект-риски — риски, связанные с «пороком» в объекте (предмете) правоотношения. К ним относятся риск утраты (гибели) имущества, подлежащего передаче, риск приобретения (передачи) вещи ненадлежащего качества, риск использования вещи не по назначению, риск повреждения имущества и пр.

А. Овчаров выделяет риски, которые непосредственно связаны с заключением договоров [6;402].

Заключение договора всегда связано с обоюдными рисками сторон, и задача каждой — их оптимизировать. Процесс согласования и, в конечном счете, подписания договора достаточно сложен. Происходит конфликт интересов сторон, при котором каждая пытается обеспечить себе максимально выгодные условия.

Отраслевой эксперт в области заключения договоров Н. В. Лебединец предлагает минимизировать последствия заключения договоров:

— во-первых, тщательно прописывав в договоре (обеими сторонами), все возможные случаи, при которых риски могут иметь конечную стадию, уменьшив тем самым денежные потери каждой из сторон по конкретному вопросу [7;124];

— во-вторых, заранее (к примеру: 1–3 года) создавать базисные программы, которые в определенный момент стабилизируют политику компании, тем самым помогут оставить бизнес данной компании “на плаву”.

В. Ф. Годына отмечает, что управление рисками, в первую очередь, должно строиться на описании в договоре возможных ситуаций, чтобы в дальнейшем избежать разногласий [3;466]. Предотвращения, а в дальнейшем и снижения рисков, можно добиться, учитывая следующие факторы:

1. Уровень стабильности на экономическом рынке.

2. Уровень стабильности рынка труда.

3. Мониторинг внешних факторов среды (стихийные бедствия, уровень сотрудничества стран между собой, политическое положение в стране.

4. Мнение ведущих экспертов по конкретным вопросам.

Таким образом, риски, связанные с заключением договоров имеют свой характер и во многом связаны с деятельностью той или компании. Если соблюдать все предписанные правила минимизирования рисков, в конечном итоге стороны заключившие договор будут защищены от проблем в предпринимательской деятельности.

1. Воблый К. Г. Основы экономии страхования / Репринтное издание. -М.: Издательский центр «Анкил», 2011. — 343 с.

2. Волков И. М., Грачева М. В. — «Проектный анализ». М.: «Банки и Биржи», «Юнит-и», 2011. — 423 с.

3. Годына В. Ф. Правовые инновации и аналитика — М.: «ЮНИТ», 2014. — 456 с.

4. Глущенко В. В. Управление рисками. Страхование. — Железнодорожный: НПЦ «Крылья», 2010. — 430 c.

5. Дамодаран А. (Aswath Damodaran) Виды финансовых рисков // Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. — М.: Альпина Паблишер, 2010. — 1344 с.

6. Лебединец Н. В. Правовые инновации и аналитика — М.: «ЮНИТ», 2014. — 456 с.

7. Овчаров А. Развитие международного туризма: факторы риска. // Мировая экономика и международные отношения. № 9., — 2008. — 563 с.

8. Романов В. С. Классификация рисков: принципы и критерии — М.: «ЮНИТ», 2013. — 154 с.

9. Хохлов Н. В. Управление риском. М.: Юнити — Дана, 2012. — 239 с.

10. Черкасов В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности. — М: Рефл-Бук, К.:Ваклер, 2010. — 288 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector