Бюджетный учет претензий
Бюджетный учет претензий
Дата публикации 26.10.2018
Какими проводками бюджетному учреждению начислить пени за нарушение подрядчиком срока исполнения контракта?
Какой вид расхода и код КОСГУ использовать при перечислении пеней в доход бюджета?
При возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного в рамках деятельности по выполнению задания, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения по приносящей доход деятельности. Разъяснения даны в письмах Минфина России от 23.01.2014 № 02-06-07/2378, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374. См. также абз. 11 п. 109 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Обязанности по перечислению этих средств в бюджет у учреждения не возникает. Даже если неустойка получена по договору, который заключен за счет субсидии, перечислять эту сумму в бюджет не требуется (письма Минфина России от 24.11.2014 № 02-06-10/59651, от 26.09.2013 № 02-15-11/39907).
Доходы учреждения от денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 3 разд. V указаний, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н).
Для отражения таких доходов в учете бюджетного учреждения применяется счет 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (пп. 220, 221 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
Таким образом, поступление рассматриваемых доходов отражается в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
Дебет КДБ 2 209 41 560 Кредит КДБ 2 401 10 141 – предъявлено требование поставщику об уплате штрафа (пени) за нарушение условий договора (п. 109 Инструкции 174н);
Дебет КИФ 2 201 11 510 (Увеличение счета 17 141 КОСГУ) Кредит КДБ 2 209 41 660 – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения от поставщика в сумме штрафов (пени) (п. 72 Инструкции № 174н).
Если же в учреждении будет принято решение о перечислении этих средств в доход бюджета, необходимо руководствоваться п. 2.9 письма Минфина России от 10.08.2017 № 02-05-11/52212. Поскольку полученные средства учитываются по КФО 2 и могут быть использованы в текущем году на достижение целей, для которых создано учреждение, отражать перечисление в бюджет этих сумм путем уменьшения доходов по коду аналитической группы подвида доходов 140 некорректно. Средства от приносящей доход деятельности следует перечислять в доход бюджета по виду расходов 853. Таблицей соответствия видов расходов КОСГУ (приложение 5 к указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н) предусмотрено применение КВР 853 в увязке с любой из подстатей статьи 296 КОСГУ. Исходя из экономического содержания операции, в рассматриваемом случае должна применяться подстатья 296 КОСГУ. Таким образом, неустойка (пеня), полученная от подрядчика, должна быть перечислена в бюджет по КВР 853 и подстатье 296 КОСГУ.
В бухгалтерском учете дополнительно будут даны следующие корреспонденции счетов:
Дебет КРБ 2 401 20 296 Кредит КРБ 2 303 05 730 – начислены расходы учреждения по перечислению рассматриваемой суммы в бюджет (аналогично положениям п. 110 Инструкции № 174н);
Дебет КРБ 2 303 05 830 Кредит КИФ 2 201 11 610 (Увеличение счета 18 КОСГУ 296) – перечислены денежные средства в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н).
В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств в целях налогообложения прибыли признаются внереализационными доходами.
Письмо Минфина России от 29 мая 2015 г. N 02-07-10/31334 О бюджетном учете претензий, предъявляемых в досудебном порядке подрядчику (исполнителю), нарушившему условия муниципального контракта
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу бюджетного учета претензий, предъявляемых в досудебном порядке подрядчику (исполнителю), нарушившему условия муниципального контракта, и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Единые требования к бухгалтерскому учету установлены Федеральным законом от 06.12.2013 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 9 Закона 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены частью 2 статьи 9 Закона 402-ФЗ, при этом частью 4 указанной статьи предусмотрено, что формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обязательные общие требования к формам первичных учетных документов органов для организаций государственного сектора установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкцией 157н).
Согласно положениям пункта 7 Инструкции 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.
Согласно пункту 6 Инструкции 157н субъект учета при формировании учетной политики устанавливает формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, и иные документы бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов.
С учетом изложенного, субъект учета самостоятельно устанавливает формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики.
При формировании учетной политики актами субъекта учета утверждаются методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, а также иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета. С учетом изложенного, порядок признания доходов от сумм принудительного изъятия (датой предъявления претензии или датой ее признания контрагентом в результате урегулирования спора в досудебном порядке) следует установить в рамках формирования учетной политики учреждения. По мнению Департамента, целесообразно предусматривать в учетной политике отражение пени, штрафов, неустоек, возникающих в силу контрактов, договоров, соглашений в момент возникновения требований к их плательщикам.
Кроме того, обращаем внимание, что расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с пунктом 220 Инструкции 157н операции учитываются на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Начисление доходов на сумму оспариваемых требований (пени, штрафов, неустойки), по мнению Департамента следует отражать по дебету счета 0 209 40 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия» и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».
Обзор документа
Возник вопрос о бюджетном учете претензий, предъявляемых в досудебном порядке подрядчику (исполнителю), нарушившему условия муниципального контракта.
Разъяснено, что субъект учета самостоятельно устанавливает формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики.
Порядок признания доходов от сумм принудительного изъятия (датой предъявления претензии или датой ее признания контрагентом в результате урегулирования спора в досудебном порядке) следует установить в рамках формирования учетной политики учреждения. По мнению Минфина России, целесообразно предусматривать в учетной политике отражение пени, штрафов, неустоек, образующихся в силу контрактов, договоров, соглашений, в момент возникновения требований к их плательщикам.
Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) учитываются на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
Начисление доходов на сумму оспариваемых требований (пени, штрафов, неустойки), по мнению Минфина России, следует отражать по дебету счета 0 209 40 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия» и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Расчеты по претензиям
Н.А. Габец, эксперт АГ «РАДА»
В хозяйственной практике нередки случаи, когда партнер по тем или иным причинам не выполнил условий договора. Чтобы защитить свои законные права, организация должна выставить партнеру претензию. Об учете таких операций читайте в статье.
Порядок предъявления претензий
Предъявление претензии относится к досудебному порядку урегулирования споров. В ней одна организация указывает другой на совершенные ею неправильные действия (бездействие) или ошибки, в результате которых ущемлены ее законные интересы. В претензии содержатся требования устранить или добровольно исправить эти нарушения. Она должна предъявляться в письменной форме за подписью руководителя организации (предпринимателя) или его заместителя, если это предусмотрено законом или уставом организации.
Претензия должна содержать полное наименование организации, предъявившей ее, и организации-ответчика с указанием всех реквизитов и почтовых адресов. В тексте надо изложить конкретные требования, привести полный и обоснованный расчет суммы нанесенного ущерба (недостачи, штрафных санкций), сослаться на пункты договора, указать наименования и реквизиты документов. К таким документам относятся товарно-транспортные накладные, доверенности, акты приемки товара по количеству и т. д. Их копии необходимо приложить к претензии, заверив надлежащим образом.
Претензию лучше всего отправить заказным письмом либо вручить под расписку. Почтовая квитанция о приеме заказного письма должна храниться у вас на случай предъявления иска.
Срок предъявления претензий устанавливается в каждом конкретном случае федеральными законами, например от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи», транспортными уставами или договором. Он исчисляется с момента, когда выявлено нарушение ваших прав. Раньше этот срок составлял 30 дней. В течение такого же периода организация-ответчик должна письменно сообщить вам о результатах рассмотрения претензии. Ответ оформляется и направляется истцу в том же порядке, что и сама претензия.
В случае удовлетворения претензии к ответу прилагается поручение банку на перечисление денег с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо вам поставляется недостающее количество ТМЦ.
Если получен отказ (полный или частичный) в удовлетворении претензии или не получен в срок ответ на нее, организация вправе обратиться в арбитражный суд. Сразу идти с иском в суд нельзя. На основании статьи 148 АПК РФ суд оставит исковое заявление без рассмотрения, если организация ранее не предъявила претензии.
Вместе с исковым заявлением и всеми необходимыми документами в суд нужно будет представить почтовую квитанцию о направлении ответчику претензии. Она послужит подтверждением того, что вы приняли меры урегулирования спора.
Как отразить в учете расчеты по претензиям
Для учета расчетов по претензиям, предъявленных вашей организацией поставщикам, подрядчикам и иным организациям, следует открыть к счету 76 субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Организация может выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:
– поставщиком не соблюдены договорные обязательства;
– выявлена недостача поступивших от него ценностей;
– обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) на поставленные товары (работы, услуги).
В первом случае договор обычно предусматривает взыскание с поставщика пени, штрафа или неустойки. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, и пунктом 3 статьи 250 НК РФ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров признаются внереализационными доходами организации.
В учете они отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 91-1
– начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и признанные им или присужденные судом.
Когда покупатель при приемке ценностей, поступивших от поставщика, выявил их недостачу или порчу, в его учете делаются записи:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договором величин;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.
При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций недостача списывается так:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 76-2
– списана недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.
Если суд вынес решение взыскать с поставщика эту недостачу, то в его учете реализация недостающих ценностей сторнируется:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
– сторнирована реализация недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 (43)
– сторнирована себестоимость недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– сторнирован НДС по реализации недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-2
– отражена предъявленная покупателем претензия;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51 (50, 52)
– погашена задолженность по претензии;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 (43)
– списана себестоимость недостающих ценностей.
ЗАО «Покупатель» заключило с ООО «Продавец» договор о поставке 12,5 тысячи штук кирпича на сумму 120 000 рублей, в том числе НДС – 20 000 рублей. При разгрузке оказалось, что фактически его получено только 11 тысяч штук стоимостью 105 600 рублей, в том числе НДС – 17 600 рублей.
Нормы убыли по договору не предусмотрены. Себестоимость 1 штуки кирпича у «Продавца» равна 6 рублям. НДС начисляется «по отгрузке».
В учете «Продавца» сделаны записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 120 000 рублей – получен аванс за кирпич;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
– 120 000 рублей – отражена реализация кирпича по накладной;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41
– 75 000 рублей (6 рублей х 12 500 штук) – списана себестоимость кирпича;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 20 000 рублей – начислен НДС с отгрузки.
В учете «Покупателя» сделаны проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 120 000 рублей – перечислен «Продавцу» аванс за кирпич;
ДЕБЕТ 10-8 КРЕДИТ 60
– 105 600 рублей (9,6 рубля х 11 000 штук) – принят к учету фактически полученный кирпич;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 17 600 рублей – принят к учету НДС.
«Покупатель» составил акт о недостаче и выставил «Продавцу» претензию на сумму 14 400 рублей, обязав его вернуть эти деньги. «Продавец» признал свою вину и перечислил деньги «Покупателю».
Бухгалтеры организаций отразили это в учете так:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60
– 14 400 рублей – отражена недостача кирпича по накладной;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76-2
– 14 400 рублей – получены деньги за недостающий кирпич по претензии;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
14 400 рублей – сторнирована реализация на сумму недостачи;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41
9000 рублей – сторнирована себестоимость недостающего кирпича;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
2400 рублей – сторнирован НДС по недостающему кирпичу;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-2
– 14 400 рублей – отражена претензия «Покупателя»;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51
– 14 400 рублей – перечислены деньги по претензии;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41
– 9000 рублей – списана себестоимость недостающего кирпича.
В результате расследования, проведенного «Продавцом», достоверно доказано, что недостающий кирпич водитель Иванов похитил для личных нужд. Организация обязала Иванова (письменно) компенсировать его стоимость.
В учете «Продавца» это отразили проводками:
ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 94
– 9000 рублей – сумма ущерба отнесена за счет Иванова;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
– 9000 рублей – удержана сумма недостачи из зарплаты Иванова.
Обратите внимание: поскольку работник возмещает ущерб, причиненный преступлением (хищением), размер удержаний при каждой выплате зарплаты не должен превышать 70 процентов.
Если виновник недостачи установлен не был или суд отказал во взыскании, ее сумму придется списать на убытки:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 94
– недостача учтена в составе прочих расходов.
Этот убыток уменьшает облагаемую налогом прибыль согласно пункту 13 статьи 265 НК РФ.
Если вы перечислили поставщику деньги авансом и обнаружили арифметическую ошибку в его счете, то ваша организация вправе предъявить ему претензию. В этом случае в учете делается запись:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– отражена сумма выставленной поставщику претензии.
Если ошибка обнаружена в счете после оприходования полученных ценностей, это отражается проводкой:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 10 (41…)
– отражена сумма претензии, выставленной поставщику товарно-материальных ценностей.
Бюджетный учет претензий
ПРЕТЕНЗИИ ЗАКАЗЧИКОВ И РЕЗЕРВЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»
Бюджетные и автономные учреждения как в рамках основной деятельности, так и в рамках приносящей доход деятельности могут получить претензию от заказчиков услуг. Расчеты по претензиям могут включать возврат аванса, уменьшение стоимости услуг, неустойки и пени, возмещение вреда. При неопределенности величины или срока выполнения обязательств по претензиям в учете формируется резерв предстоящих расходов.
Виды претензий
Претензии заказчиков возникают, как правило, при обнаружении недостатков в услугах или нарушении сроков их оказания. Под письменной претензией понимают документ, в котором заказчик описывает нарушение своих прав и требует их восстановления.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем:
Таким образом, претензия может быть денежной (обязанность уплатить денежные средства) и неденежной (оказать услугу надлежащего качества, осуществить ремонт поврежденного имущества и др.).
При этом заказчик, считающий, что его права нарушены, может обратиться либо с письменной претензией к учреждению, оказавшему ему услугу, либо с исковым заявлением в суд.
В некоторых случаях претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора является обязательным, если это вытекает из закона или договора. Так, например, по договору перевозки грузов претензионный порядок обязателен в силу статьи 797 ГК РФ. Для большинства услуг, оказываемых учреждениями (образовательными, медицинскими, социальными и др.), обязательного претензионного порядка законом не предусмотрено. В интересах учреждения предусмотреть обязательный претензионный порядок непосредственно в договорах на оказание платных услуг, поскольку досудебный порядок урегулирования обходится дешевле, позволяет договориться с недовольным заказчиком мирным путем, а также позволяет установить конкретные сроки, связанные с претензией.
По работам и услугам учреждений, финансируемых за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, письменный договор чаще всего не заключается. И хотя учреждение не может застраховаться от внезапного судебного иска со стороны заказчиков, налаженная работа с жалобами потребителей и непосредственно работа с претензиями юридической службы учреждения позволит минимизировать убытки.
При оказании учреждением услуг физическим лицам на данные правоотношения распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1).
Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе (ч. 1 ст. 28 Закона № 2300-1):
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Бухгалтерский учет расчетов по претензиям и поступающих и уплаченных штрафов
Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. Эти претензии могут быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж).
Присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров включаются в состав внереализационных доходов организации на основании п.8 ПБу 9/99 «Доходы организации».
Согласно п.12 ПБу 10/99 «Расходы организации» штрафы, пени, неустойки, уплачиваемые организациями за нарушение условий договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков включаются в состав внереализационных расходов. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п.14.2 ПБу 10/99 «Расходы организации»). Учет расчетов по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам, ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям». По дебету счета 76-2 отражаются, в частности, расчеты по претензиям:
— к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствиям цен и тарифов, обусловленным договорами или предусмотренным в прейскурантах, а также при выявлении арифметических ошибок — в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета товарно-материальных ценностей или затрат были совершены;
— к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы организации, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу — в корреспонденции со счетом 60;
— к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх норм естественной убыли — в корреспонденции со счетом 60;
— за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем, — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство;
— к учреждениям банков по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, — в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов банков;
— по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем, — в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». При этом суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются.
По кредиту счета 76-2 отражаются суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами улета денежных средств (50, 51 и др.). Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76-2.
Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Экономические санкции за нарушение сроков платежей в бюджет осуществляют за счет чистой прибыли и отражают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом».