Анализ и синтез относятся к
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .
Смотреть что такое «АНАЛИЗ И СИНТЕЗ» в других словарях:
анализ и синтез — АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis соединение, сочетание) реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
анализ через синтез — АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Этот механизм… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ — термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis… … Новейший философский словарь
анализ через синтез — термин С. Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий «механизм» (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает… … Большая психологическая энциклопедия
АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ — Фраза, относящаяся к широкому классу моделей распознавания образов (паттернов) или, более точно, к классу теорий обработки информации, которые пытаются объяснять такие элементарные явления, как тот простой факт, что вы ож*те он*ть мы*л э*ти… … Толковый словарь по психологии
АНАЛИЗ и СИНТЕЗ — термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение), 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis… … Социология: Энциклопедия
Анализ И Синтез. А. — (от греч. analysis разложение) а разденление объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis соединение) объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как… … Словарь терминов логики
анализ и синтез — (от греч. analysis разложение) разделение объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis соединение) объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как в… … Словарь терминов логики
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ — (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и С. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Анализ через синтез — обозначение широкого класса моделей распознавания образов, использующих прежний опыт восприятия, то есть механизмы апперцепции (см.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование;
Классификация информации по разным признакам
Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам и категориям. В основу положены 5 основных признаков:
1) метод возникновения;
2) стадия обработки;
3) способ отображения;
5) функция управления.
2) по стадии обработки
первичная – информация, которая возникла в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии;
вторичная – информация, которая получена в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной или результатной.;
промежуточная – информация, используемая в качестве исходных данных для последующих расчетов
результатная – подученная в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.
3) способ отображения
текстовая – совокупность алфавита цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физические носители или бумагу;
графическая – это различного рода графики, схемы, рисунки.
переменная – отображает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по значению так и по количеству.
постоянная – это информация неизменная и многократно использованная в течение длительного периода времени. Она может быть справочной, нормативной, плановой.
постоянно-справочная — включает описание пост свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков;
постоянно-нормативная – содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы;
постоянно-плановая – содержит многократное использование фирмой плановые показатели.
5) функция управления
1.плановая – информация о параметрах объектов на будущей период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.
2. нормативно-справочная – содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит редко.
3. оперативная – информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени.
4. учетная – информация, которая используется в оперативном управлении и характеризует процессы в текущий или данный период времени.
Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков.
Синтез– соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез – не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве процессов синтеза и анализа. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Существенную роль синтез играет в эмпирическом исследовании.
Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами. В педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений:
• сравнение педагогических явлений по одному признаку (например, успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения);
• однородных педагогических явлений по нескольким признакам (например, знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости, прочности усвоения знаний, умению творчески их использовать и т.д.);
• сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (например, уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения).
Абстрагирование– одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.
Конкретизация– процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь сначала образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Гегель).
Обобщение – выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования.
Индукция и дедукция – логические методы обобщения полученных эмпирических путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, а дедуктивный – от общего к частному выводу.
К эмпирическим методам относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение)
Виды наблюдений: по временной организации – непрерывное и дискретное; по объему – широкое и узкоспециальное; по типу связи – открытое и скрытое; сплошное и выборочное; включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное— наблюдение «со стороны»; полевое, лабораторное;свободное, стандартизированное
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.
Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Методология системного подхода к конструированию организационных систем управления позволяет во главу угла поставить конкретную цель деятельности и совокупность системных задач.
Методология анализа и синтеза включает следующие этапы:
· Уясняются задачи, поставленные руководителем, и определяется цель функционирования системы.
· Определяется подсистема задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить наиболее успешное достижение цели.
· Определяются подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.
· Определяется технология выполнения мероприятий, обеспечивающих решение каждой из задач.
· Определяются факторы внешней и внутренней среды, влияющие на функционирование системы, выполнение мероприятий и задач.
· Определяются требуемые виды ресурсов.
· Определяется количество и качество наличных ресурсов.
· Определяется порядок выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений.
· Разрабатывается и оптимизируется модель деятельности по достижению цели.
· Определяется минимальное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ в срок, или характер изменения режима использования ресурсов.
· Доклад руководителю результатов моделирования и утверждение одного из вариантов действий.
· Оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.
· Подготовка исполнителей, получение недостающих средств, реализация решения (плана).
Сущность закона анализа и синтеза
Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации. Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое.
Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе.
Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.
В теории организации анализ включает 2 основные процедуры:
1) разделение целого на части;
2) улучшение функционирования каждой из этих частей.
Синтез также состоит из двух процедур:
1) согласование характеристик выделенных частей;
2) объединение их в единое целое.
И таким образом целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели. Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков». Сам закон звучит следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы. Для выполнения данного закона руководитель должен придерживаться таких принципов, как:
а) составить и реализовать программы постоянного совершенствования компании, ее элементов и подразделений;
б) привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов;
в) проводить маркетинговые исследования в ключевых областях деятельности;
г) сокращение затрат на производство продукции;
е) использовать информационные технологии управления.
Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон:
— не выражает специфики исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;
— выступает в роли катализатора общественного прогресса;
— играет возрастающую роль в развитии общества.
Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграцией, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутреннему саморазвитию.
В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Одним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.
На основании методов анализа-синтеза при моделировании экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Декомпозиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композиционном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов.
Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности — упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Игнатьева А.В. Исследование систем управления [Текст]: учебное пособие для вузов /А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 167 с.
2) Кожухар В.М. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /В.М.Кожухар. — М.: Дашков и К, 2010. — 216 с.
3) Кузнецова Л.А. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие /Л.А.Кузнецова, Е.Н.Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. — 105 с.
4) Лашкова Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /Е.Г.Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Академия, 2008. — 240 с.
Что такое анализ и синтез в экономике
Анализ и синтез — ключевые методы логического познания Они широко и успешно применяются в экономике для понимания и изучения процессов, явлений, закономерностей, имеющих место в современном социуме.
Общие сведения
И анализ и синтез относятся к категории общенаучных методов, которые изучает в том числе методология экономической теории. Собственно, посредством анализа, как процесса логического деления объекта на составные части для их изучения, и синтеза, как изучения объекта в целом, обеспечивается системный поход к осмыслению исследуемого явления. При этом, при анализе происходит движение от конкретного к абстрактному, т.к. объект разделяется на абстрактные составляющие, что помогает понять их специфические отличительные характеристики. При синтезе происходит мыслительное обратное движение от абстрактного к конкретному, что позволяет исследовать объект как единое целое в процессе взаимодействия. Это помогает понять и объяснить те противоречия, которые объекту или явлению присущи.
Анализ и синтез в экономике
Примером проведения экономического анализа может служить процесс исследования себестоимости товара по составным частям, т.е. себестоимости сырья, стоимости процессов маркетинга и администрирования, цены затраченных на производство энергоресурсов и т.д. Примером синтеза – определение себестоимости этого же товара как суммы всех затрат в целом. С применением методов анализа и синтеза логически связано подразделение общей экономической теории на микро- и макроэкономику.
Анализ и синтез товарных отношений
Примером использования анализа и синтеза может также служить процесс изучения товарооборота в обществе, а именно, исследование вопроса о том, почему, вообще, происходит товарооборот, что движет этим процессом и каковы его закономерности. При этом каждый отдельный товар исследуется как отдельный объект и методом анализа определяются присущие ему свойства. Аналитически легко установить, что любой товар удовлетворяет некую человеческую потребность, иными словами, представляет собой абстрактную полезность для потребителя, поэтому имеет некую потребительскую стоимость. Более того, очевидно, что товарам присуща еще и обменная стоимость, т.е. способность обмениваться в пропорциях между собой. Таким образом, на основе применения анализа выявляются две категории – потребительская стоимость и обменная стоимость. Далее, для того чтобы понять, какова взаимосвязь между этими категориями применяется синтез. Синтетическое осмысление приводит к выводу, что такую взаимосвязь определяют общественная ценность и рыночная стоимость. Т.е. общественная ценность определяет полезность для общества, а рыночная стоимость – оценку в денежном выражении или относительно других товаров и услуг на рынке.
Следует отметить, что изучение и обоснование экономических явлений методами анализа и синтеза может сопровождаться ошибками. В частности, такими распространенными, как ошибки ложного довода (или софизм), ошибки деления и ошибки композиции. В этой связи, применение упомянутых методов требует определенной квалификации и опыта тех специалистов, которым предстоит применять их в своей работе.
Анализ и синтез как важнейшие методы исследования изменений систем управления производством
Грамотное управление – основной двигатель развития производства. Если на протяжении многих столетий производство развивалось крайне медленно, то в настоящий момент оно представляет собой динамичную систему, в которой стремление к постоянному совершенствованию является одной из необходимых предпосылок его существования. Основным механизмом, с помощью которого достигается этот динамизм, является система управления, исследованием которой занимаются не только ученые-экономисты, но и собственно менеджмент компании.
К основным методам, с помощью которых происходит изучение функционирования системы управления, стоит отнести анализ и синтез. Их основное назначение состоит в том, чтобы на основе статистических данных выявить основные проблемы предприятия, включая недостатки в структуре управления, и найти пути для их преодоления.
Анализ и синтез в экономике любого предприятия выполняют функцию обработки первичных данных, полученных с помощью сбора базовых количественных и качественных показателей. Эти методы просто незаменимы при выработке основных путей совершенствования системы управления производством, а также при выявлении общего состояния организационной, экономической и технической систем того или иного предприятия.
Неразрывная связь понятий
Анализ и синтез относятся к тем методам, которые находятся в очень тесной методологической связи друг с другом, и поэтому должны применяться исключительно совместно. Кроме того, рассматривая проблему исследования системы управления производством, следует учитывать тот факт, что оба эти метода являются фундаментом системного подхода, который рассматривает любое явление как сложный комплекс разнообразных взаимоотношений.
Краткая характеристика синтеза и анализа
С точки зрения основ методологии, анализ представляет собой особый инструмент исследования, с помощью которого выявляется, насколько соответствует система управления компанией тем окружающим социально-экономическим условиям, в которых осуществляется ее деятельность. Синтез же необходим для того, чтобы дать характеристику основным структурным компонентам предприятия, выявить основные пути и механизмы их взаимодействия.
Анализ и синтез как методы оценки настоящего и будущего компании
Таким образом, анализ и синтез – это важнейшие составляющие при рассмотрении метода управления организации с точки зрения ее признания в качестве сложной системы. При этом оценивается не только внутреннее состояние данной организации в конкретный момент, но и то, насколько она конкурентоспособна в тех или иных социально-экономических условиях.
Цикличность как важный аспект исследования производства
Анализ и синтез систем управления производством – циклически повторяющиеся процедуры, постоянно сменяющие друг друга. В каждой из них можно выделить по два структурных компонента: в анализе – дробление на части единого целого для последующего улучшения деятельности каждого из компонентов, а в синтезе – приведение этих компонентов к общему знаменателю, что ведет к их объединению в единое целое. Такой подход представляет собой наиболее оптимальный вариант постоянного совершенствования предприятия. При этом анализ и синтез выступают здесь той научно-методологической основой, которая способствует нахождению наиболее выгодных путей решения возникающих проблем.